Kwaidan  Kwaidan  Kwaidan  Kwaidan  Kwaidan  Kwaidan  Kwaidan  Kwaidan  Kwaidan

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Kwaidan

«ПОВЕСТЬ О ПРИВИДЕНИЯХ»
(Kwaidan)

Япония, 1965, 164 мин., «Bungei/Ninjin Club/Toho»
Режиссер Масаки Кобаяши, композитор Тору Такемицу
В ролях Рентаро Микуни, Мичийо Аратама, Сейджи Муягучи, Йоши Хаяши

Фильм состоит из четырех рассказов о призраках. Первый называется «Черные волосы». Задавленный нищетой, самурай разводится со своей женой, ласковой и очаровательной, чтобы женится на богатой девушке и подняться в общественном статусе. Но после свадьбы он понимает, что новая жена пуста и глупа. Несколько лет спустя он отвергает ее ради того, чтобы провести ночь со своей первой женой. Но он чувствует, что что-то в его доме не так. На рассвете он обнаруживает вокруг себя руины, обгоревшие волосы и отрезанную голову женщины. Второй рассказ называется «Снежная женщина». Странная белая женщина посещает хижину застигнутых снежной бурей мужчин, старого и молодого. Она оказывается снежной вампиршей, которая высасывает кровь у старика, но жалеет юношу в обмен на обещание никому никогда не рассказывать о том, что произошло. Проходит много лет, мужчина женился на прекрасной женщине, у них есть дети. Однажды он смотрит на свою жену и видит, что она очень похожа на вампиршу. Он рассказывает ей о том, что случилось много лет назад. В результате над семьей нависает ужас. Третий рассказ «Хаиши-безухий». Слепой рассказчик Хаиши очень хорошо поет песни про древние сражения. Многие хотят послушать его, включая призраков мертвецов. Исполнение песен для мертвых становится опасным делом, и его друзья-священники пытаются спасти его, пока не стало слишком поздно. Они заклинают его печальную судьбу от призраков, от которых его должны защищать священные надписи, перечисляющие «защищенные» части тела и делающие его невидимым для призраков. Но они забывают упомянуть в них его уши, которые отрывают призраки. Четвертый рассказ называется «В чашке чая». Однажды утром воин-самурай замечает на дне своей чашки с чаем отражение призрака война, который бросает ему вызов. Самурай выливает чай, берет новую чашку с чаем, откуда на него глядит все то же лицо. Следуют еще несколько разбитых чашек, после чего воин сдается и выпивает чай. Позднее вечером к нему приходит посетитель, лицо которого ему кажется знакомым…
Шедевр японских мистических фильмов. Торжественный и величественный стиль придает ему мудрую замедленность, которая заканчивается созданием по-настоящему околдовывающей атмосферы. «Кайдан» («Повесть о привидениях») состоит из четырех новелл Лафкадио Хирна, опубликованных в 1904 году и воспроизводящих различные истории мистического плана, в которых происходит встреча живых героев с призраками. Но характер их взаимоотношений меняется, и все рассказы имеют не столько сюжетную, сколько символическую трактовку в соответствии с канонами восточной трансцендентной традиции. Ни для мужа, предавшего свою жену в новелле «Черные волосы», ни для деревенского парня, не выполнившего своего обещания никому под страхом смерти не рассказывать о «снежной женщине», губительно вовсе не столкновение с привидениями. В отличие от западных представлений, призраки не только могут быть во плоти, но и жить вместе с людьми, даже рожать детей. Нет резкой границы между двумя мирами-реальным и потусторонним. В большей степени пугает неотвратимость возмездия за совершенные проступки. Масаки Кобаяши добивается ощущения психологического страха, пользуясь минимальными спецэффектами. Один лишь ракурс или поворот камеры может создать более гнетущее напряжение, состояние кошмара наяву. В новеллах «Хаиши-безухий» и «В чашке чая» возникает и тема ответственности за злодеяния в минувших временах (невинно убиенные возвращаются и требуют искупления), а главное-трагического воздаяния всем творцам, которые посмели выступить в качестве посредников между бытием и инобытием, воспеть в своем искусстве мир призрачных сущностей. Неверие в загробную жизнь и власть привидений так же опасно, как и вовлеченность в потустороннее и своеобразное заигрывание со смертью и роком. Контакт со всем трансцендентным требует осторожности и выверенности. Видимо, не случайно лента «Кайдан», поразившая в 1965 году европейскую и американскую публику своим невероятным по краскам изобразительным решением, внешне выглядит искусственной, нарисованной, волшебно-призрачной, но по духу и впечатлению, оказываемому на зрителей, более реалистичная и предостерегающая, чем натуралистические фильмы ужасов. Фильм получил специальный приз на международном кинофестивале в Каннах и номинировался на «Золотую пальмовую ветвь». Также фильм номинировался на «Оскар» как лучший иностранный фильм. Бюджет фильма составил 350 миллионов японских йен.