Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Немолодая супружеская пара научных сотрудников, как обычно
по четвергам, ложатся спать вместе. Она только что блестяще защитила новейший
препарат по коррекции сновидений, а он озабочен созданием устройства для
поднятий тяжелых грузов, идею которого он случайно находит в комиксе с
очаровательной блондинкой Джесси на обложке. Мысли о гравитационной перчатке,
описанной в комиксе, и о ее обладательнице Джесси не покидают его и во
сне. Заметив это, супруга подключает к нему прибор трансляции снов, а
обнаружив на экране ту самую блондинку, решает опробовать на муже новоиспеченный
препарат. Однако, как обнаружилось, у него есть побочный эффект-материализация
сновидений…
Хороший фильм. Интересно, что американцы планировали снять ремейк с Джеком
Леммоном и Ширли Маклейн в главных ролях, но советская оккупация Чехословакии
в 1968 году положила конец этим планам. После успеха этого фильма сценарист
Милош Макурек написал похожий сценарий для фильма «Четырех убийств достаточно,
дорогая» (1971). На международном кинофестивале в Локарно картина удостоилась
специального упоминания. На кинофестивале на Фарерских островах картина
номинировалась на Гран-при.
Из журнала «Искусство кино». Этот фильм получил «Золотой Астероид» на
фестивале научно-фантастических фильмов в Триесте и потому требует к себе
отношения серьезного. С другой же стороны он требует к себе отношения
несерьезного, комического, ибо задуман как комедия, выполнен как комедия.
Впрочем, по порядку: кто хочет убить Джесси и кто вообще эта Джесси, из-за
которой загорелся кинематографический сыр-бор? Ответ напрашивается сразу:
никто нс хочет. Во-первых, поди убей эту полуодетую красотку, пока она
нарисована, а потом, когда она оживет и окажется в своем отлично продуманном
неглиже на улицах Праги, убивать ее и вовсе не захочется-так она хороша
и беззащитна, несмотря на чудодейственную анти-гравитационную рукавицу,
которую столь злодейски порываются отнять у нее чрезвычайно широкоплечий
«Супермен» и чрезвычайно узколицый «Пистолетчик». Начинается все с того,
что добропорядочный профессор Беранек зачитался журналом «Мир техники»,
на обложке которого, научного отдыха для, печатается комикс о похождениях
красавицы Джесси с ее чудодейственной рукавицей. Понятное дело, профессору
тут же захотелось изобрести аналогичную рукавицу во славу отечественной
науки, и он берет журналы домой, задумывается, засыпает и, разумеется,
видит во сне Джесси. Все бы ничего, если бы супруга Беранека тоже не была
профессором и даже руководителем специальной лаборатории «Сомниологии»,
каковая наука изучает возможность материализации сновидений, затаенных
мечтаний и прочей идеалистической чепухи, порой встречающейся еще в нашей
действительности. Естественно, что мадам экспериментирует, и естественно,
что на собственном супруге. Естественно, что, увидев на экране «сомниографа»
своего супруга в объятиях Джесси, пани Беранкова вводит в его бесчувственное
тело солидную дозу «сомниоэликсира», долженствующего превратить приятное
сновидение в кошмар, а прелестную соперницу-в ничто. Однако доза оказывается
слишком сильной-Джесси и ее преследователи неожиданно материализуются.
Рушатся стены. Супермен качается на люстре, подобно Тарзану, Пистолетчик
палит в белый свет, как в копеечку, спящие пражане нежданно просыпаются
в дымной и шумной атмосфере Дикого Запада, полиция гонится за нарушителями
спокойствия, мадам профессор вновь норовит дематериализовать слишком материальную
Джесси, уже успевшую ответить взаимностью на пылкое чувство Беранека.
Полиция идет по следу, Беранек и Джесси на скамье подсудимых. Между делом
мадам успела влюбиться в Супермена и, чтобы не расставаться с ним до самой
смерти, отправляется за своим мускулистым возлюбленным в нарисованный
мир комиксов. Здесь, как и во многих комедийных предприятиях последних
лет, комедия пытается выйти за пределы давным-давно очерченного круга
гэгов, ситуаций, характеров, пытается обновиться, шагнув в самые неожиданные
области человеческого воображения. Ворличек не скрывает этого: «столкновение
выдуманных героев серийного комикса с рядовыми смертными содержит оригинальные,
еще не обыгранные комедийные возможности». Замысел не так уж плох. Плохо
другое: унылые и просто не слишком изобретательные перипетии его живых
героев так и не сталкиваются с нарисованным миром комикса. То есть сталкиваются
в самом прямом, чисто зрительном смысле. Подчеркнуто банальны и герои
самого комикса. Интересно могло бы быть действительное столкновение этих
банальностей, а его-то и нет в картине. Потому-то ее нельзя отнести ни
к фильмам фантастическим, ибо рукавички и сомниограф-лишь повод для забавы,
ни к комедиям, ибо комического конфликта в ней нет.