Ветеран Второй мировой войны Фрэнк Маклауд приезжает в прибрежный отель
на рифе Ларго, чтобы навестить вдову Нору и прикованного к инвалидному
креслу отца своего погибшего товарища по отряду. Фрэнк рассказывает Норе
и отцу Джеймсу Темплу, как они воевали вместе. Но вскоре покой мирного
и практически безлюдного отеля нарушает прибытие гангстера Джонни Рокко
с любовницей Гей Даун и его банды, решивших переждать надвигающийся на
побережье ураган. Инвалид Джеймс Темпл ничего не может противопоставить
бандитам, а Фрэнк, еще не отошедший от ужасов войны, также не знает, что
можно предпринять в данной ситуации. Ведь война уже закончилась, он находится
в родной стране, и насилие не кажется ему выходом из положения. Но когда
гангстеры напиваются и начинают вести себя развязно и агрессивно, мысли
Фрэнка поворачиваются в другом направлении. Когда же бандиты становятся
виновниками смерти местной служанки и убивают помощника шерифа, Фрэнк
решает действовать привычными военными методами…
Хамфри Богарт дал название своей кинокомпании «Сантана». Именно так называлась
его любимая яхта, купленная им у актера Дика Пауэлла («Убийство,
моя милая», 1944). Я думаю, любовь Богарта к парусным гонкам общеизвестна.
Персонаж Гей Даун в исполнении актрисы Клэр Тревор («Прекрати, ты убиваешь
меня», 1952; «Как убить свою жену»,
1965) основан на реальной подруге гангстера Лаки Лучиано (1897-1962) Гей
Орлове. К тому времени считалось, что она была уничтожена немецкими спецслужбами,
но Орлова выжила и в середине 50-х годов еще жила в Париже, пытаясь воссоединиться
с Лучиано в Италии. Декорации отеля, где разворачивается большая часть
фильма, были построены на студии «Warner» рядом с океаном. Ураган и шторм
был позаимствован из фильма «Night Unto Night» с Рональдом Рейганом в
главной роли, выпущенным этой же студией в том же 1948 году. Это четвертый
и последний совместный фильм супружеской пары Хамфри Богарт-Лорен Баколл,
наряду с картинами «Иметь и не иметь» (1944), «Большой
сон» (1946) и «Темный проход»
(1947). В фильме Джеймс Темпл рассказывает об урагане 1935 года, опустошившем
Matacumbe Key. Это действительно был один из самых страшных ураганов в
истории США, оставивший без крова множество ветеранов Первой мировой войны,
которые построили свои дома именно в этом месте. Интересно, что в 1948
году на побережье Флориды действительно произошли два крупных урагана.
Финальное противостояние на судне на самом деле взято из книги Эрнеста
Хэмингуэя «Иметь и не иметь». В ее экранизации 1944 года концовку решили
изменить, и этот эпизод не использовали. Когда Джон Хьюстон думал, как
ему закончить свой фильм, идею этой перестрелки подкинул ему режиссер
той картины Ховард Хоукс. Фильм имеет мало общего с оригинальной пьесой
Максуэлла Андерсона («Смерть
берет отпуск», 1934; «Плохое семя»,
1956; «Невиновный», 1956), что
вызывает удивление, ибо писатель был весьма уважаемым человеком, и его
пьесы всегда очень достоверно экранизировались. В пьесе главную роль играл
Пол Муни («Лицо со шрамом», 1932;
«Я-беглый каторжник»,
1932), а так как она шла в начале сороковых годов, то его герой возвращался
в США не со Второй мировой войны, а с гражданской войны в Испании. Эта
бродвейская постановка выдержала 105 спектаклей. Съемки фильма заняли
78 дней. Фрэнк Маклауд говорит, что он участвовал с мужем Норы в сражении
у итальянского городка Сан-Пьетро. Режиссер Джон Хьюстон действительно
принимал участие в сражении под Сан-Пьетро в 1945 году, когда снимал об
этой битве документальный фильм. Персонаж Джонни Рокко основан на гангстере
Аль Капоне, который действительно нашел убежище во Флориде и умер от осложнений,
вызванных сифилисом, в 1947 году. Лайонел Бэрримор в то время действительно
страдал от жестокого артрита и был прикован к инвалидной коляске. Клэр
Тревор получила «Оскар» как лучшая актриса второго плана. Только за право
использования на территории США картина выручила 3, 2 миллиона долларов.