Настоящая
суматоха происходит в Аду из-за решения исполняющего обязанности дьявола
назначить себя на еще один 10000-летний срок в должности, подавив жажду
власти сынов Адриана и Кассия. Единственный из его отпрысков, кто доволен
решением Вельзевула-это кроткий Никки, который шепелявит и вообще стал
на лицо уродом после того, как Кассий размазал его совком. В раздражении
братья Никки решают свалить и бросаются вверх по лестнице, заморозив двери
Ада и подвергнув в процессе этого потустороннюю жизнь своего старика опасности.
Приходится Никки отправляться на Землю и возвращать их обратно, прежде
чем папа превратится в прах…
Инфернально-романтическая фантазия Стивена Брилла заставляет проникнуться
симпатией и к Аду, и к Раю, и к нашему безумному земному миру. Нет ничего
удивительного, что Ад и Нью-Йорк изображены с буйным и фамильярным остроумием-обитатели
этих прославленных мест явно знакомы авторам фильма как облупленные. Но
вдвойне ценно, что смелости и дружелюбной иронии авторам фильма хватило,
чтобы Рай тоже представить без придыхания и излишней сентиментальности.
Рай-нечто среднее между поздравительной открыткой, бело-розовым косметическим
салоном и клумбой искусственных цветов. В Раю царит веселье, флирт и легкомысленный
щебет сексапильных ангелочков. Но вкуснее всего выглядит, конечно, Преисподняя.
Все дьявольские родичи, приспешники и жертвы оказываются очень трогательными
монстриками, разодетыми в живописные наряды. Мучения сняты весело и изобретательно.
Чего стоит хотя бы Гитлер в костюме горничной, покорно подставляющий свой
зад, чтобы туда в очередной раз вставили гигантский ананас. Разнообразие
цветовой палитры побеждает мрачноватую атмосферу. И в результате Ад предстает
как сказочная страна с избытком того, что называется «неформальным общением».
Обратите внимание на сюжет. Дьявол-это вам не король Лир. Дьявол не желает
передавать бразды правления своим сыновьям. Тогда двое старших бунтуют
и отправляются на землю, чтобы учинить альтернативную преисподнюю. А настоящий
Ад перестает пополняться душами грешников-и бедный несчастный властитель
тьмы начинает просто по кусочку исчезать. Вот уже остались только рот
и ноги, а скоро пропадет и это! Надо срочно спасать папу. Младшему отпрыску
дьявола, скособоченному придурку и добряку Никки, выпадает нелегкая задача
восстановить баланс добра и зла, заточив непокорных братцев в магическую
фляжку. Для этого он отправляется на землю. Младший дьявол Никки, с перекошенной
рожей, изрыгающий адское пламя, но все время с непривычки мерзнущий, не
умеющий жевать и глотать пищу. Никки, храпящий как Везувий перед извержением
лавы, но совершенно не способный увернуться от поездов и автотранспорта-это
зрелище дорогого стоит. Привилегии бессмертия и сила любви, сатанинские
козни и борьба с ними в Нью-Йорке, ходуном ходящим от адских соблазнов:
все это смешивается в пикантный комедийный коктейль. Чем более дикими
кажутся отдельные визуальные эффекты, тем тоньше оказывается остроумие.
А подмеченные тонкости нашей земной психологии иногда просто вводят в
шок и прострацию одновременно. Фильм стоит посмотреть хотя бы ради этого,
уже не говоря о картинках из быта Рая и Ада. Не каждый день можно увидеть
вселенную целиком и умилиться при виде ее потусторонних властителей. В
небольших ролях появились Квентин Тарантино и Оззи Осборн, который номинировался
за свой выход на приз MTV. Картина получила целую коллекцию номинация
на анти-приз «Razzie»: как худший фильм года, худшего режиссера, сценарий,
актера (Сандлер) и актрису второго плана (Аркетт). Харви Кейтель в последний
момент заменил Дастина Хоффмана в роли Сатаны. Патрисия Аркетт была утверждена
на роль Валери без проб. Никки погибает в течение фильма семь раз. В фильме
должен был появиться Мэрилин Мэнсон, но был вынужден отказаться из-за
запланированных ранее концертов. Фраза Адриана «Лучше править в Аду, чем
прислуживать в Раю» пришла из поэмы Джона Милтона «Затерянный рай» (1667).
При бюджете в 80 миллионов долларов картина в прокате США собрала около
40 миллионов.