Mata Hari, agent H21  Mata Hari, agent H21  Mata Hari, agent H21  Mata Hari, agent H21  Mata Hari, agent H21  Mata Hari, agent H21  Mata Hari, agent H21  Mata Hari, agent H21  Mata Hari, agent H21
Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Mata Hari, agent H21

«МАТА ХАРИ-АГЕНТ H21»
(Mata Hari, agent H21)

Франция-Италия, 1964, 98 мин., ч/б, «Fida Cinematografica/Filmel/Les Films du Carrosse»
Режиссер и сценарист Жан-Луи Ришар, сценарист Франсуа Трюффо, композитор Жорж Делерю
В ролях Жанна Моро, Жан-Луи Трентиньян, Клод Риш, Альберт Реми

Фильм о приключениях во время Первой Мировой войны легендарной исполнительницы экзотических танцев, шпионки и куртизанки Мата Хари…
Мата (Маргарета Зелле) Хари (1876-1917)-исполнительница экзотических танцев и куртизанка, подданная Нидерландов. В первое десятилетие двадцатого века стала широко известна в Европе как танцовщица восточного стиля. Во время Первой мировой войны занималась шпионской деятельностью в пользу Германии. Расстреляна по приговору французского суда за шпионаж в пользу противника в военное время. Ее отец Адам был владельцем шляпного магазина. Кроме того, он сделал успешные инвестиции в нефтедобывающую промышленность и стал достаточно богатым, чтобы не скупиться на детей. Таким образом, до тринадцати лет Маргарета посещала только школы для высшего сословия. Однако в 1889 году Адам обанкротился и вскоре развелся с женой. Мать Маргареты умерла в 1891 году. Семья была разрушена. Отец отправил Маргарету к ее крестному в город Снек. Затем она продолжила свое обучение в Лейдене, собираясь стать воспитательницей детского сада. Но когда директор училища начал открыто флиртовать с нею, ее оскорбленный отец забрал Маргарету из этого учебного заведения. После нескольких месяцев она сбежала к своему дяде в Гаагу. В 1895 году в Амстердаме Маргарета вышла замуж за 39-летнего капитана Рудольфа МакЛеода, голландца шотландского происхождения, с которым она познакомилась по объявлению. Они переехали на остров Яву, там у них родились двое детей. Брак был полным разочарованием для обоих. Рудольф был алкоголиком. Кроме того, он вымещал все свои расстройства и неудовлетворенность жизнью на жене, которая была в два раза младше его и которую он обвинял в том, что его не продвигают по службе. Он также открыто содержал любовниц. Разочарованная Маргарета оставила его, временно переехав к Ван Редесу-другому голландскому офицеру. В течение многих месяцев она интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности, через свою работу в местной танцевальной группе. В 1897 она впервые упомянула свой артистический псевдоним-Мата Хари, который по-малайски означает «солнце» («Мата»-глаз, «Хари»-день, дословно «глаз дня») в одном из писем к родственникам в Голландии. После настойчивых уговоров Рудольфа Маргарета вернулась к нему, хотя его агрессивное поведение не изменилось. Она по-прежнему пыталась забыться, изучая местную культуру. Их сын Норман умер в 1899 году, вероятно, от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей, хотя семья утверждала, что он был отравлен прислугой. Некоторые источники утверждают, что Рудольф чем-то обидел и наказал мужа служанки, которая у них работала, в ответ супруг служанки приказал жене отравить детей Рудольфа и Маргареты. Служанка послушалась мужа, отравив детскую пищу. Это не составило ей труда, поскольку она имела доступ ко всему дому, в том числе к кухне и еде. Мальчик умер не сразу, в страшных мучениях, а девочка выжила. Некоторые утверждали, что это чудо, другие ссылались на сильный иммунитет, но до сих пор неясно, как она смогла выжить, если оба ребенка ели одну и ту же отравленную пищу. Пара развелась в 1903 году после возвращения в Голландию, причем Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери, которая умрет в возрасте 21 года, (скорее всего, также от осложнений сифилиса). Оказавшись в бедности, Маргарета Зелле отправилась зарабатывать средства на жизнь в Париж. Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша МакЛеод». С 1905 года начинается ее громкая слава как танцовщицы «восточного стиля», выступавшей под псевдонимом Мата Хари. Некоторые ее танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда еще непривычному для западного зрителя. В конце номера (исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз) танцовщица оставалась почти полностью обнаженной (по легенде, «так было угодно Шиве»). Сама Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса, что у нее есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре. В начале двадцатого века в период обостренного интереса к Востоку, к балету (в качестве примера можно привести карьеру Айседоры Дункан) и эротике Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах. Мата Хари была также успешной куртизанкой и состояла в связях с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на дорогие подарки, которые она получала от любовников, Мата Хари испытывала финансовые сложности и много раз брала в долг. Также ее страстью была карточная игра, на которую, возможно, и уходили ее деньги. Во время Первой мировой войны Нидерланды оставались нейтральными, и, будучи голландской подданной, Маргарета Зелле могла ездить из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, и дорога Маты Хари пролегала через Испанию (где была активна немецкая резидентура) и Великобританию. Однажды ее перемещения привлекли внимание союзной контрразведки. По-видимому, Мата Хари была немецкой шпионкой еще задолго до войны, но точные причины и обстоятельства ее вербовки до сих пор неизвестны. В 1916 году у французской контрразведки появились первые указания на ее причастность к работе на Германию. Узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги им, случайно назвав, между прочим, имя одного из своих любовников, хорошо известного ее собеседникам как немецкого агента-вербовщика. В итоге французы отправили ее в начале следующего года с незначительной миссией в Мадрид, и подозрения в шпионаже окончательно подтвердились. Был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж. Есть вероятность, что радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику. 13 февраля 1917 года Мата Хари тотчас же по возвращении в Париж была арестована французской разведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время. Суд над ней проходил при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат. На следующий день нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и приговорена к смертной казни. Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, ее адвокат пытался вызволить ее и снять все обвинения. Была подана апелляция, но безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе. В камере, где Маргарета Зелле провела последние дни своей жизни, адвокат предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи. В утро казни за ней пришла стража, попросила одеться. Женщина была возмущена тем, что казнить ее будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для ее тела уже был доставлен в здание. Расстрел был произведен 15 октября 1917 года на военном полигоне в Венсене. После казни офицер подошел к телу расстрелянной и для верности выстрелил из револьвера в затылок. Тело Маты Хари не было востребовано никем из ее родственников, поэтому было передано в анатомический театр. Ее голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла. По мнению специалистов, пропажа могла произойти еще в 1954 году, когда музей переехал. Отчеты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные части тела Маты Хари, но сведений об их точном местонахождении не сохранилось. Большинство историков считает, что вред от деяний Маты Хари был сильно преувеличен-едва ли сведения, реально добытые ею, представляли серьезную ценность для той или иной стороны.