Картина
построена в том же духе, что и предыдущая. Множество кровавых и шокирующих
сцен: собакам удаляют голосовые связки, едят насекомых, мы видим рынок
рабов, буддийский монах поджигает себя. Закадровый комментарий не обладает
глубиной, а лишь описывает то, что происходит на экране. Режиссерами картины
вскоре был выпущен еще один похожий фильм под названием «Прощай,
Африка» (1966)...
Чувствуя свой долг перед продюсерами, и по их настойчивой просьбе, Джакопетти
согласился смонтировать официальное продолжение «Собачьего
мира», над которым отказался работать третий режиссер, Паоло Кавара.
Франко Проспери, однако, не видел в зарабатывании денег ничего зазорного,
и с энтузиазмом принялся за новую работу. Для этого фильма впервые были
использованы постановочные сцены тех эпизодов, которые не удавалось снять
документально, что в будущем стало общим местом и обычной практикой всех
аналогичных фильмов. Смонтированный из новых эпизодов и неиспользованных
сцен «Собачьего мира», фильм открывается грамотной издевкой над британскими
цензорами, которые запретили первый фильм из-за сцен насилия над животными.
Во второй части, кстати, насилия над животными вообще практически нет,
да и общий настрой фильма намного позитивней. Разумеется, тут есть и грустные
моменты, но здорового позитива и издевательской иронии все равно намного
больше. Джакопетти специально решил во второй части как следует поиздеваться
над многочисленными проявлениями людской глупости вообще, и над американским
образом жизни, в частности. Чего только стоит абсурдная зарисовка про
парики, переодетых женщинами полицейских или передвижные публичные дома.
Закадровый комментарий также стал намного более циничным и издевательским,
высмеивая как общество потребления, так и просто людскую глупость вместе
с откровенно идиотскими модными тенденциями. Явно видно, что авторы фильма
радикальные нонконформисты, которые, тем не менее, не прочь взять свой
кусок денег и славы. К старым темам первого фильма (религия, еда, секс,
смерть, искусство, социальные отношения и ритуалы) добавилась политика,
бизнес и откровенный бурлеск в виде финального музыкального номера. По
сравнению с первой картиной, действительно занятных или просто мало-мальски
интересных эпизодов стало меньше, но смотреть вторую часть все еще интересно,
особенно из-за абсурдных издевательских эпизодов и комментариев. Еще во
время съемок «Собачьего мира» один из продюсеров, Анжело Риццоли, предложил
авторам задуматься о других документальных проектах в том же ключе. Джакопетти
был против идеи продолжения, справедливо полагая, что это уже не будет
чем-то новым, а лишь ненужной коммерческой эксплуатацией уже пройденного
им этапа, в то время как Проспери был не против, благо отснятого материала
им хватило бы еще на десять полнометражных фильмов. Как бы там ни было,
но под давлением продюсеров в начале 1963 года на экранах всего мира появилось
продолжение успешного фильма, под малооригинальным названием «Собачий
мир-2». Помимо неиспользованных в первой ленте материалов, для продолжения
были отсняты дополнительные сцены в Африке, Америке, Европе и Индии, а
также был приобретен материал у других производителей. Именно благодаря
этому в фильм попала сфабрикованная сцена самосожжения буддистского монаха,
и с этого момента «Собачий мир-2» сдал уже не документальным, а практически
игровым кино. Если какое-то событие не могло быть снято таким образом,
как того желали авторы, то оно специально реконструировалось. Сам Джакопетти
полностью отказывается от второй части, не считая ее своей работой, и
особенно его бесит тот факт, что именно после этого фильма слово «mondo»
стало нарицательным обозначением целого жанра имитаций, зачастую очень
дешевых и безумно плохого качества. Mondo Bizarro, Mala Mondo, Mondo Nudo,
Mondo Teeno, Mondo Topless, Mondo Balordo, Mondo Oscenita, Mondo Freudo-вот
лишь некоторые из дешевых поделок, заваливших в шестидесятые годы кинотеатры
всего мира. В то время как Джакопетти активно ненавидел все эти дешевые
фильмы, с которыми неподготовленный зритель зачастую путал его собственный
«Собачий мир», Франко Проспери не прочь был приторговать материалом, который
так и не был использован в первых двух частях, не видя в этом ничего зазорного.
Кстати, именно Проспери был вторым режиссером итало-советского комедийного
фильма Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России»
(1974).