Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«МОЯ ПРЕКРАСНАЯ ЛЕДИ»
(My Fair Lady)

США, 1964, 170 мин., «Warner»
Режиссер Джордж Кукор, сценаристы Бернард Шоу и Алан Джей Лернер
В ролях Одри Хепберн, Стэнли Холлуэй, Рекс Харрисон, Глэдис Купер, Теодор Байкель, Уилфрид Хайд-Уайт

Знаменитый профессор Генри Хиггинс заключает пари со своим другом, что сможет обучить безграмотную замарашку, уличную цветочницу Элизу, правильной речи и высокосветским манерам и выдать ее за настоящую леди…
Фильм открывает увертюра, длящаяся около трех с половиной минут. Лондон времен короля Эдуарда VII. Профессор Генри Хиггинс, выдающийся лингвист, преподаватель фонетики, автор «Универсального алфавита Хиггинса» одновременно высокомерный и раздражительный человек, на слух определяющий место рождения людей по голосу, выдвигает теорию о том, как произношение и акцент определяют место человека в обществе («Why Can't the English?»). Молодая Элиза Дулиттл, грубая торговка цветами, выросшая в трущобах и говорящая с сильнейшим простонародным акцентом кокни, предается мечтам о будущем («Wouldn't It Be Loverly»). С намерением доказать свою точку зрения он заключает пари с полковником Хью Пикерингом, фонетиком-любителем, исследователем индийских диалектов и автором «Разговорного санскрита» у того на дому. Задача профессора-обучить обычную уличную цветочницу говорить так чисто и грамотно, что высшее общество вынуждено будет принять ее как свою. Кроме того, профессор обещает через полгода представить девушку на посольском приеме в Букингемском дворце. Выбор Хиггинса падает на посетившую его Элизу, вспомнившую его слова о том, что он может обучить его правильной речи. Увидев чрезмерную высокомерность Хиггинса, оскорбляющего ее достоинство, крикливая девушка собирается уйти, но, прельщенная большими перспективами овладения языком, остается. Миссис Пирс, экономка профессора, вместе с двумя помощницами насильно заставляют истеричную девушку принять ванну, после чего ее старая одежда выбрасывается. Холостяк Хиггинс рассказывает Пикерингу, что будет, если впустить в свою жизнь женщину («An Ordinary Man»). Элиза на полгода поселяется в доме Хиггинса и начинает учебу. Она хочет разговаривать правильно, чтобы суметь поступить на работу в цветочный магазин, где требуется произношение лучше, чем у великосветских покупателей. Плата за обучение, которую она может предложить, составляет шиллинг за каждый урок, тогда как Хиггинс привык к более платежеспособным ученикам. Пикеринг заинтригован идеей выдать обычную цветочницу за герцогиню и обещает финансировать уроки Элизы, если это поможет сбить спесь с Хиггинса. Альфред «Алфи» Дуллитл, мусорщик и отец Элизы, любящий просить у прохожих деньги на выпивку и мало принимавший участие в воспитании дочери, не унывает вместе со своими друзьями («With a Little Bit of Luck»). Узнав от хозяйки квартиры, сдающей ее Луизе, что та три дня назад приехала на такси с щеголем и забрала вещи, Альфред едет к Хиггинсу, готовый якобы защищать достоинство своей дочери, но в действительности желающий получить от профессора немного денег. Тот выдает ему 5 фунтгов. Хиггинс впечатлен прямотой высказываний Дулиттла, его врожденным даром красноречия и особенно его циничными, но весьма системными моральными установками-«Мораль мне не по карману!». Элиза грозится муштрующему ее профессору, представляя, что сам Эдуард VII издает указ о его аресте, а она отдает приказ о расстреле («Just You Wait»). Хиггинс рекомендует Дулиттла Эзре Уоллингфорду, обеспеченному американцу, занимающемуся вопросами этики и морали и ищущему «оригинального моралиста», чтобы сделать лектором своего фонда. Тем временем Элиза продолжает обучение-произносит скороговорки с камешками во рту, как делал Демосфен, наговаривает текст на фонограф. Прислуга жалеет профессора, проявляющего невиданное терпение к нерадивой ученице («Servants Chorus»). После нескольких месяцев безрезультатной работы у нее наконец-то что-то получается; однажды ночью девушка начинает выговаривать все скороговорки и правильно произносит слова («The Rain in Spain»). Радостная Элиза не в состоянии отправиться в постель, проснувшиеся горничные не в состоянии уговорить ее («I Could Have Danced All Night»). Хиггинс и Пикеринг хотят закрепить успех и берут девушку на королевские скачки в Аскоте, графство Беркшир («Ascot Gavotte») где, правда, разрешают ей поддерживать беседу с посторонними лишь на две темы-«погода и здоровье». Миссис Хиггинс, мать Генри, в ложу которой тот привел Элизу, недовольна появлением сына. Девушка знакомится с миссис Эйнсфилд-Хилл и ее молодым сыном Фредди, сразу обращающим на нее внимание. Прекрасное произношение и манеры не помогают-Элизу обучали «как» говорить, но упустили из виду «что» говорить. Это влечет за собой обсуждение смерти тети и пьянства отца уровня улицы в стиле кокни. А в азарте у Элизы, горячо болеющей за лошадь Дувра, на которую у нее сделана ставка, вырывается с трибуны: «Шевели своей толстой задницей!». Хиггинс, скептически относящийся к законам высшего света, с трудом скрывает усмешку. Несмотря на неудовольствие матери Элизой, место которой «на пароме через Ла-Манш», Хиггинс отстаивает свое обучение. Фредди, очарованный Элизой, вечером приходит к дому с цветами («On the Street Where You Live»). Учтя ошибки первого испытания, Хиггинс уделяет внимание и воспитанию Элизы. Приходит время посольского приема. Элиза выходит в свет в амплуа таинственной леди и даже танцует с трансильванским принцем Грегором («Transylvanian March»). Несмотря на усилия Хиггинса, Элизе приходится пообщаться и с Золтаном Карпати, перехватившим девушку на середине танца-венгерским экспертом по фонетике, когда-то учившемся у профессора и также умеющим определять места рождения людей на слух (например, он раскрыл греческого посла, якобы не знающего английского и на деле оказавшегося сыном часовщика из Йоркшира). После краткой беседы с Элизой, продолжившей танцевать с новым партнером («Embassy Waltz»), он авторитетно утверждает, что она, вне всякого сомнения, королевского рода, однако, судя по чистоте и правильности английского языка-почти наверняка иностранка, скорее всего, венгерка. Слух, пронесшийся по бальной зале, достигает Хиггинса, разразившегося неудержимым хохотом-он всегда был невысокого мнения о «своем лучшем ученике». Элиза, между тем, продолжает танцевать с новым партнером («Embassy Waltz»). Обитатели дома празднуют триумф («You Did It»). После всех усилий Элиза надеется на похвалу Хиггинса. Однако интерес к ее обучению не означает, что ему небезразлично ее будущее. Закатив скандал, девушка достает из золы подаренное Хиггинсом кольцо, брошенное в камин, и вновь грозится профессору («Just You Wait»). В это время к дому вновь подходит влюбленный Фредди Эйнсфорд-Хилл («On the Street Where You Live»). Девушка собирает вещи и уходит в сопровождении поклонника («Show Me»). На площади Элиза покупает цветы у женщины, в которой видит саму себя («Wouldn't It Be Loverly»). Она возвращается в свой старый дом в Ковент-Гардене, но понимает, что больше не вписывается в прежний мир. Она встречает своего отца, которому «трудами Хиггинса» Эзрой Уоллингфордом, поборником морали, было завещано большое состояние размером 4000 фунтов в год, и теперь Дулиттл вынужден жить ради внезапно объявившихся бедных родственников и женится на мачехе Элизы. Альфред жалуется, что Хиггинс разрушил его жизнь, так как теперь он по рукам и ногам связан «моралью среднего класса», после чего устраивает гулянку в баре перед утренним бракосочетанием («Get Me to the Church on Time»). Утром Хиггинс обнаруживает пропажу Элизы, полковник Пикеринг звонит в Скотленд-Ярд, а затем знакомому в Министерство внутренних дел, с которым не виделся 30 лет, и едет туда. Профессор сетует на поведение женщин («A Hymn to Him (Why Can't A Woman Be More Like a Man?»). В конце концов, профессор случайно обнаруживает девушку у своей матери, которая очень недовольна поведением сына, и пытается уговорить ее вернуться. Во время спора с недавней ученицей профессор Хиггинс в ярости от планов Элизы выйти замуж за Фредди и стать помощницей Карпати, но признает ее независимый характер («Without You»). Элиза уезжает, заявляя, что они никогда не встретятся вновь. После разговора с матерью, во время которого Хиггинс говорит, что не нуждается в Элизе или в ком-либо еще, он отправляется домой, упрямо утверждая, что девушка приползет к нему назад, однако по пути домой приходит к тревожному осознанию того, что девушку, ставшую важной частью его жизни, он больше не увидит, а ведь он так «привык к ее лицу» («I've Grown Accustomed to Her Face»). Войдя в кабинет, Хиггинс включает запись голоса Элизы, сделанную во время ее первого визита. Элиза появляется в дверях, выключает граммофон и говорит своим старым акцентом кокни: «Я вымыла руки и лицо перед тем, как прийти сюда». Сидящий в кресле Хиггинс, выглядящий сначала удивленным, а затем довольным, говорит: «Элиза…Где, черт возьми, мои домашние тапочки?» (имеются в виду те, которыми девушка в истерике запустила в него накануне вечером), после чего надвигает шляпу на глаза. Элиза смотрит на вальяжно усевшегося профессора и улыбается. Фильм завершает оркестровая композиция…
Музыкальная комедия, созданная на основе одноименного мюзикла Фредерика Лоу и пьесы Джорджа Бернарда Шоу «Пигмалион» и входящая в десятку величайших голливудских мюзиклов. Благодаря коммерческому и критическому успеху картина стала вторым самым кассовым фильмом года и получила 8 премий «Оскар» при 12 номинациях, в том числе за «Лучший фильм» и «Лучшего режиссера». За исключением «With a Little Bit of Luck» у всех музыкальных номеров в картине собственное звуковое сопровождение. Кроме того, песня Дулиттла, хоть и является третьим музыкальным номером мюзикла, в фильме исполняется четвертой. Изначально музыкальный номер был разделен на две части. Первая звучит после того, как Элиза выдает «папочке полкроны», вторая часть-сразу после того, как Альфред узнает, что его дочь теперь живет с профессором Хиггинсом. В фильме вся песня исполняется в одной сцене, сразу после «An Ordinary Man» Рекса Харрисона. Но и здесь песня также разделена на две части диалогом (беседа Дулиттла с новой хозяйкой комнаты Элизы). Из фильма была исключена вторая (по порядку исполнения) инструментальная композиция «Busker Sequence», следующая сразу за Увертюрой. Это единственный музыкальный номер мюзикла, опущенный в фильме. Часть композиции можно услышать в эпизоде, когда в начале фильма Элиза бежит под дождем через дорогу. Практически все песни в фильме соответствуют музыкальным номерам мюзикла; однако, в некоторых композициях присутствуют ремарки на исполняемый текст песен, что свойственно для киноверсий Бродвейских мюзиклов. Например, из песни Дулиттла «With a Little Bit of Luck» из-за длины и интервалов выброшен стих «У него нет и пенса в кармане» («He does not have a Tuppence in his pocket»), исполняемый Дулиттлом вместе с хором. Некоторые части «You Did It», первоначально были написаны для бродвейского мюзикла, но Харрисон, ненавидевший лирику, отказался их исполнять. Тем не менее Кьюкор настоял на полной версии песни. В результате первоначально опущенная лирическая часть песни звучит в сопровождении хора слуг, три раза кричащих «Браво» и продолжающих номер песней «Congratulations, Professor Higgins». До начала и в процессе съемок Одри Хепберн занималась с преподавателем по вокалу и собиралась самостоятельно исполнить музыкальные номера в фильме. Она успела записать несколько фонограмм (Wouldn’t It Be Loverly и Show Me), которые звучали на площадке во время съемок этих сцен. Однако к тому времени продюсер Джек Уорнер окончательно решил заменить красивый, но ограниченный по диапазону голос Хепберн на профессиональное сопрано и пригласил Марни Никсон, которая в прошлом успешно дублировала Дебору Карр в экранизации мюзикла «Король и я» (1956) и Натали Вуд в «Вестсайдской истории» (1961). Пение Хепберн было использовано лишь однажды в сцене «Just You Wait Henry Higgins», однако и здесь, когда потребовалось исполнить высокие ноты в середине партии, звучит голос Никсон. В 1994 году в процессе масштабной реставрации оригинальных негативов к 30-летнему юбилею картины, которые значительно пострадали во время землетрясения в Лос Анджелесе, затронувшего киноархивы, удалось обнаружить записи нескольких оригинальных вокальных номеров Хепберн, которые были изданы на DVD и Blu-ray. Впоследствии были опубликованы также демозаписи с репетиций Одри Хепберн. Под аккомпанемент фортепиано актриса исполнила арии Just You Wait, I Could Have Danced All Night и Withough You, готовясь к записи с оркестром, которая, судя по всему, так и не состоялась. Исполнитель роли Фредди Джереми Бретт также пострадал от решения продюсера дублировать музыкальные номера. В отличие от Хепберн, которая профессионально не училась пению, Бретт обладал хорошо поставленным тенором и исполнял партию в мюзикле «Маригольд» Чарльза Цвара, который, однако, не имел успеха в лондонском театре Савой в 1959 году. Возможно, эта неудача (Бретта среди прочего критиковали за недостаточные вокальные данные) склонила Джека Уорнера к мысли пригласить Билла Ширли записать вместо Бретта знаменитую арию «On The Street Where You Live». Несколько лет спустя Бретт вернулся к пению в телепостановке BBC оперетты «Веселая вдова» Легара (1968), а также появился в качестве приглашенного гостя в одном из эпизодов Twiggy Show (1975) на BBC, где исполнил три вокальных номера, в том числе из «Веселой вдовы». Рекс Харрисон практически сразу отказался делать предварительную запись музыкальных номеров, объяснив это тем, что каждый раз исполняет свои речитативы по-разному и не сможет точно попасть в артикуляцию во время съемок. Режиссер принял решение о том, что Харрисон будет исполнять свои номера вживую (Андре Превен записал только партию оркестра, своеобразную «минусовку», которую включали на площадке). Ассистенты звукорежиссера спрятали под галстуком актера один из первых радиомикрофонов, который заметен в одном из эпизодов (когда Харрисон спускается по лестнице вниз в сцене «I’m An Ordinary Man»). Помимо невысокого качества звука микрофон создавал немало других технических трудностей: ловил помехи, статику, соседние радиочастоты, неожиданно отключался, поэтому съемки приходилось прерывать. Одно из немногочисленных различий фильма и мюзикла-интермедия (перерыв между действиями). В пьесе интермедия происходит сразу после сцены бала в посольства, на котором Элиза танцует с Kарпати. В фильме-непосредственно перед сценой бала. Художественным оформлением фильма занимался Сесил Битон, получивший за свою работу «Оскар». При оформлении основного места действия картины (библиотеки в доме Генри Хиггинса) Битон вдохновлялся комнатами в Шато де Груссэ, расположенном в Монфор-л’Амори во Франции, и художественно обставленный его владельцем Карлосом де Беистеги. Битон и режиссер Джордж Кьюкор были давними друзьями, и Битону была предоставлена полная творческая свобода. Однако в процессе трудоемкой работы над фильмом Кьюкор нередко конфликтовал с Битоном, и, в конце концов, фактически отстранил его от работы. Имя Битона уже были внесено в титры и оговорено в контракте, поэтому Кьюкор обратился к своему близкому другу и помощнику художника картины Джину Аллену с просьбой занять место Битона и закончить работу над декорациями.
Глава CBS Уилльям С. Пэйли, спонсировавший производство оригинального бродвейского мюзикла в обмен на авторские права на музыку (Columbia Records), согласился продать их Warner bros. в феврале 1962 года за беспрецедентную в то время сумму в 5 миллионов долларов при условии, что права на фильм перейдут CBS через семь лет после его выпуска. Одри Хэпберн, несмотря на колоссальный успех в роли Элизы Дулиттл, не просто не получила за эту роль премию «Оскар», но даже не была номинирована на нее. Американская киноакадемия сочла крайне несправедливым то обстоятельство, что режиссер, которому требовались аристократизм и утонченная красота на крупных планах, отказался от участия в фильме со столь предсказуемым оскароносным потенциалом Джулии Эндрюс, много лет блиставшей в роли Элизы на сцене в бродвейской постановке. В результате статуэтка за лучшую женскую роль в 1965 году была демонстративно присуждена именно Эндрюс за заглавную роль в фильме «Мэри Поппинс». При бюджете в 17 миллионов долларов картина в прокате США собрала 73 миллиона. Впервые пьеса Бернарда Шоу была экранизирована еще в 1935 году. Когда Одри Хепберн впервые сообщили, что ее голос недостаточно силен и что ее придется дублировать, она ушла. Она вернулась на следующий день и в типично грациозном жесте Хепберн извинилась перед всеми за свое «злое поведение». Позже Одри Хепберн призналась, что никогда бы не согласилась на роль Элизы Дулиттл, если бы знала, что продюсер Джек Л. Уорнер намеревался дублировать почти все ее пение. После создания этого фильма Хепберн решила не появляться в другом мюзикле, если только она не сможет петь самостоятельно. По словам одного из биографов сэра Рекса Харрисона песня «Я привыкла к ее лицу» оставила у актера особые воспоминания, так как во время оригинального выступления на Бродвее он пел эту песню своей третьей жене Кей Кендалл, которая стояла за кулисами, наблюдая за его выступлением. Позже Харрисон признался, что, когда он пел эту песню в этом фильме, он все время думал о Кендалл, умершей за несколько лет до этого от лейкемии. Когда сэр Рекс Харрисон получил свою премию «Оскар» за этот фильм, он посвятил ее своим «двум прекрасным дамам», Одри Хепберн и Джулии Эндрюс, обе из которых играли с ним Элизу Дулиттл. Когда Одри Хепберн впервые появилась на съемочной площадке в платье Элизы для бала, она была так прекрасна, что съемочная группа и остальные актеры молча уставились на нее, а затем разразились аплодисментами и криками. Когда его спросили, почему он отказался от роли профессора Генри Хиггинса, Кэри Грант заметил, что его первоначальная манера говорить была намного ближе к Элизе Дулиттл. Художник по костюмам Сесил Битон создал для этого фильма 1500 костюмов. Микрофон сэра Рекса Харрисона (спрятанный в его галстуках) время от времени улавливал полицейские передачи из проезжающих мимо полицейских машин. Героиню Одри Хепберн зовут Элиза Дулиттл. Через три года после выхода этого фильма сэр Рекс Харрисон сыграл главного героя в фильме «Доктор Дулиттл» (1967), чья фамилия также Дулиттл. Warner Brothers заплатили 5, 5 миллионов долларов за права на экранизацию и не хотели рисковать театральной актрисой в главной роли столь дорогого проекта, несмотря на то, что Джулия Эндрюс сделала эту роль своей на сцене. Одри Хепберн не была певицей, поэтому Марни Никсон заранее записала песни на случай, если Одри не сможет петь. Решение не собирались принимать до монтажа, из-за чего Одри нервничала во время 18-недельных съемок. Рекс Харрисон, которого выбрали из сценической версии, потребовал спеть вживую на съемочной площадке, чтобы улучшить свое выступление. Одри мучилась из-за грязных костюмов беспризорницы кокни, когда ей сказали, что ее пение будет дублировано. Сообщается, что Джек Уорнер сказал, что за миллион долларов (ее гонорар) вам достаточно, чтобы петь. Несмотря на то, что действие фильма происходит в 1912 году, в нем нет упоминания о гибели Титаника, которая была одним из крупнейших мировых событий своего времени. Любимый фильм Розалинд Чао и Ким Бейсингер. Драматург Джордж Бернард Шоу категорически возражал против любых представлений о том, что профессор Генри Хиггинс и Элиза Дулиттл влюбились друг в друга и поженятся в конце пьесы, поскольку он чувствовал, что это предаст характер Элизы, которая, как в мифе о Пигмалионе и Галатее, «придет к жизнь» и освободиться от мужского доминирования Хиггинса и ее отца. Он даже дошел до публикации длинного эссе с копиями сценария, объясняющего, почему Хиггинс и Элиза никогда не поженятся, и что «на самом деле произошло» после того, как занавес опустился: Элиза вышла замуж за Фредди Эйнсфорд-Хилла и раскрыла цветок. магазин на средства полковника Хью Пикеринга. Кроме того, как отмечают биографы Шоу, Хиггинс должен быть аналогом самого драматурга, что позволяет предположить, что Хиггинс на самом деле был гомосексуалистом. Под сильным давлением со стороны производителей, для «Пигмалиона» (1938) Шоу написал компромиссную концовку, в которой Элиза и Генри примиряются, но Элиза все же уходит, чтобы выйти замуж за Фредди. Позже это было изменено без ведома и разрешения Шоу на заключение, в котором Элиза возвращается к Хиггинсу и предположительно выходит за него замуж. Именно такая концовка используется в этом фильме. По словам Нэнси Олсон, которая была замужем за автором текстов Аланом Джеем Лернером в то время, когда он писал мюзикл, было больше всего проблем с написанием последней песни для профессора Генри Хиггинса. Два сценариста построили всю концепцию мюзикла на представлении о том, что Генри был слишком интеллектуальным персонажем, чтобы эмоционально петь прямо, но должен произносить свои песни на поле, скорее как выражение идей. Однако и композитор, и автор текстов знали, что Генри понадобится песня о любви ближе к концу истории, когда Элиза Дулиттл бросит его. Это представляло собой очевидную проблему: как написать эмоциональную песню для бесчувственного персонажа. Лернер страдал приступами бессонницы, пытаясь написать текст. Однажды ночью, как утверждает Олсон, она принесла ему чашку чая, чтобы успокоить его нервы. Когда она вошла в его кабинет, Лернер поблагодарил ее и сказал: «Кажется, я привык к тебе…Я привык к твоему лицу». Продюсер Джек Л. Уорнер изначально не хотел, чтобы сэр Рекс Харрисон повторял свою сценическую роль профессора Хиггинса в киноверсии, поскольку он видел «Клеопатру» (1963) и думал, что актер выглядит слишком старым, чтобы быть правдоподобным в роли любовного интереса Одри Хепберн. Питер О'Тул рассматривался на роль профессора Хиггинса, но его требования к зарплате были слишком высоки. Харрисон ответил в письме Warner Brothers, что он выглядел старым как Гайо Джулио Чезаре только потому, что в конце своей жизни играл эпилептика, и после отправки нескольких рекламных фотографий себя без парика он был в конечном итоге выбран. Примерно за двадцать минут до конца фильма полковник Хью Пикеринг предлагает отправиться на поиски пропавшей Элизы Дулиттл. Он выходит из библиотеки и больше никогда не появляется в фильме. Картина получила «Оскар» за лучшую режиссуру, операторскую работу. Костюмы, художественное оформление, звук, музыку, актера (Рекс Харрисон) и как лучший фильм года, а номинировалась за лучший сценарий, монтаж, актера и актрису второго плана (Стэнло Холлуэй и Глэдис Купер). Британская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» как лучшему фильму года, а номинировала за лучшего актера (Харрисон). Фильм также удостоился «Золотого глобуса» за лучшую режиссуру, актера (Харрисон) и как лучший фильм года, а номинировался за лучшую актрису (Одри Хепберн) и актера второго плана (Холлуэй). В 2018 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США как имеющая культурную ценность. Неспособность Одри Хепберн получить номинацию на «Оскар» была сочтена серьезным огорчением, вызвавшим протесты со стороны Warner Brothers и режиссера Джорджа Кьюкора. Однако она поднялась над пренебрежением, когда академия пригласила ее вручить награду за лучшую мужскую роль, которая досталась партнеру по фильму сэру Рексу Харрисону. Принимая награду, он поблагодарил «двух прекрасных дам»-Одри Хепберн и Джулию Эндрюс (которая придумала роль на Бродвее). Одри Хепберн считала, что Джулия Эндрюс должна была сыграть Элизу Дулиттл в этом фильме, но продюсер Джек Л. Уорнер сказал ей, что она не будет выбрана, даже если Хепберн откажется от этой роли. Эндрюс сказала, что она «устроила несколько истерик», когда узнала, что не будет играть Элизу в этом фильме, и все же она очень хорошо ладила с Хепберн, не держа на нее зла-она знала, что это была невинная сторона в целом. вещь. Вместо этого Эндрюс появится в фильме Уолта Диснея « Мэри Поппинс» (1964), за который она получила «Оскар» за лучшую женскую роль за роль главного героя. Из-за того, как сэр Рекс Харрисон исполнял свои музыкальные номера, они не могли предварительно записать их и заставить его синхронизировать губы, поэтому беспроводной микрофон (один из первых когда-либо разработанных) был установлен и спрятан под его галстук. Однако это означало, что его рот и слова были полностью синхронизированы, а все остальные отвернулись, поскольку они синхронизировали губы (когда все синхронизируют губы, это не так заметно). Студия посчитала это слишком очевидным, поэтому они изменили саундтрек Харрисона, удлинив и укоротив ноты в разных местах, чтобы его синхронность была немного нарушена, как у всех других актеров и актрис. Джулия Эндрюс отомстила продюсеру Джеку Л. Уорнеру три года спустя, когда ее не взяли на роль Гвиневры в киноверсии «Камелота» (1967), роль, которую она сыграла на Бродвее. Ее коллеги по фильму «Великий белый путь» Ричард Бартон и Роберт Гуле также не были задействованы в фильме, который настолько провалился для Warner Brothers, что компания свергла Джека Л. Уорнера с поста своего президента. Цифровая реставрация фильма в 1994 году, спасшая его от исчезновения, заняла шесть месяцев и стоила 600 000 долларов. Кэри Грант сказал продюсеру Джеку Л. Уорнеру, что он не только не будет играть профессора Генри Хиггинса, но и, если на эту роль не будет выбран сэр Рекс Харрисон, он даже не пойдет смотреть фильм. Та же голливудская легенда ходит о «Музыканте» (1962), где Кэри Гранту предложили роль Гарольда Хилла и сказали продюсеру, что если Роберта Престона не снимут, он даже не пойдет смотреть фильм. Рекс Харрисон был очень разочарован, когда Одри Хепберн была выбрана на роль Элизы Дулиттл, так как он чувствовал, что она сильно ошиблась, и он надеялся поработать с Джулией Эндрюс. Он сказал: «Предполагается, что Элиза Дулиттл чувствует себя неловко в европейских бальных залах. Одри ни дня в своей жизни не проводила вне европейских бальных залов». Тем не менее, однажды Харрисона попросили назвать его любимую роль. Он без колебаний ответил: «Одри Хепберн в фильме «Моя прекрасная леди» (1964)». Однако было широко распространено мнение, что он сделал это замечание, потому что знал, что ее поклонники хотели, чтобы он это сказал. Хотя Одри Хепберн играла 21-летнюю девушку, в реальной жизни ей было 35. Джереми Бретт (которому во время съемок исполнилось 30 лет) был выбран на роль 20-летнего Фредди Эйнсфорд-Хилла, поэтому Хепберн не казалась слишком старой по сравнению с ним. Несмотря на обширную вокальную подготовку после того, как он получил роль профессора Генри Хиггинса в этом фильме, Рекс Харрисон не смог спеть ни одной ноты. В конце концов, режиссер Джордж Кьюкор сдался и сказал ему говорить все, как он сделал в сценической версии. Джереми Бретт, отметивший свое 30-летие во время съемок, был очень удивлен, узнав, что все его пение должно было быть озвучено 43-летним американцем по имени Билл Ширли, тем более что его собственный певческий голос в то время был на редкость хорош. Одри Хепберн рассказала много лет спустя, что если бы она отказалась от роли Элизы, следующей актрисой, которой предложили бы ее, была бы не Джулия Эндрюс, а Элизабет Тейлор, которая отчаянно этого хотела. Уолт Дисней предложил отложить съемки «Мэри Поппинс» (1964) до лета 1964 года, если Джулия Эндрюс будет выбрана на роль Элизы Дулиттл. В итоге Эндрюс выиграла лучшую женскую роль на 37-й церемонии вручения премии «Оскар» за «Мэри Поппинс», а Одри Хепберн даже не была номинирована за этот фильм. Рекс Харрисон бросил курить из-за болей в ногах. Ему не нравилось, что Одри Хепберн выкуривала по три пачки сигарет в день. Роль Элизы Дулиттл изначально играла на Бродвее Джулия Эндрюс. Однако ей отказали в роли, потому что продюсер Джек Л. Уорнер не думал, что она достаточно «известна» как киноактриса. Многие считали, что это пренебрежение, а также дублирование пения Одри Хепберн привели к тому, что Хепберн не была номинирована на премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Однако в том же году Эндрюс была номинирована за роль Мэри Поппинс в фильме Уолта Диснея «Мэри Поппинс» (1964). Она получила «Оскар» за лучшую женскую роль и «поблагодарила» Джека Л. Уорнера в своей благодарственной речи. Съемки оказались необычайно изнурительными для Одри Хепберн , которая за время съемок похудела на восемь фунтов. Ее работу усугубляли бытовые проблемы с мужем Мелом Феррером, который играл второстепенную роль в фильме «Секс и незамужняя девушка» (1964) на участке Warner Brothers. В конце концов, режиссеру Джорджу Кьюкору пришлось неделю снимать другие эпизоды, чтобы она смогла восстановить свое здоровье. В какой-то момент Warner Brothers вели переговоры с Питером О'Тулом, чрезвычайно горячими после его успеха в фильме «Лоуренс Аравийский» (1962), но его агенты хотели гонорар в размере 400 000 долларов. Продюсер Джек Л. Уорнер не хотел приглашать Рекса Харрисона, но ему удалось получить его всего за 200 000 долларов. Это очень раздражало Харрисона, особенно потому, что Одри Хепберн платили 1 миллион долларов, и особенно потому, что Харрисон в конечном итоге получил «Оскар» за свою роль, а Хепберн, как известно, нет. После просмотра чернового варианта продюсер Джек Л. Уорнер, который не хотел брать на роль Рекса Харрисона, молча встал, повернулся к актеру и поклонился. Мюзикл должен был называться «Леди Лиза», но Рекс Харрисон отказался одобрить название, основанное на имени главной женской роли. По настоянию Одри Хепберн режиссер Джордж Кьюкор снял все ее сцены последовательно, чтобы она могла врасти в роль и противостоять Рексу Харрисону и Стэнли Холлоуэю, которые оба играли в пьесе несколько лет. Это также позволило ей сначала сыграть самые сложные сцены, те, что были до трансформации Элизы, пока она была еще свежа. В то время это был самый дорогой фильм Warner Brothers, снятый за 17 миллионов долларов. Тем не менее, он стал одним из самых кассовых фильмов 1964 года. Художнику-постановщику Джину Аллену никогда не давали бюджета для работы. Он просто спроектировал и построил все наборы, не беспокоясь об их стоимости. Алан Джей Лернер был очень раздражен решением продюсера Джека Л. Уорнера снять весь фильм в павильонах Голливуда, даже для сцен на открытом воздухе. Warner Brothers пытались сохранить дубляж пения Одри Хепберн в секрете, но когда фильм открылся, его было трудно не заметить. Затем отдел рекламы опубликовал заявление о том, что Марни Никсон спела только половину песни, что вызвало гневное опровержение со стороны ее мужа. Секретность вызвала негативную реакцию на выступление Хепберн: обозреватель светской хроники Хедда Хоппер написала: «Пока Марни Никсон поет, Одри Хепберн дает только половину выступления». Warner Brothers возразили: «Я не знаю, из-за чего весь этот шум. Мы занимаемся этим уже много лет. Название происходит от строки: «Лондонский мост рушится, моя прекрасная леди». Споры по поводу того, что Одри Хепберн была выбрана на роль Элизы Дулиттл вместо Джулии Эндрюс, которая создала роль на Бродвее, зашли так далеко, что журналисты утверждали, что между двумя актрисами была вражда. Это, конечно, было неправдой, поскольку Хепберн и Эндрюс были подругами в реальной жизни и очень уважали друг друга. Вражда была разоблачена на 37-й ежегодной церемонии вручения премии «Оскар» (1965), где Эндрюс вспомнила, как Хепберн сказала ей: «Джулия, ты должна была это сделать, но у меня не хватило духу отказаться». Хотя Рекс Харрисон отчаянно хотел получить роль профессора Генри Хиггинса, он отказался проводить кинопробы, так как считал это ниже своего достоинства. Однако он пообещал продюсеру Джеку Л. Уорнеру, что не просто повторит свое сценическое выступление, но вместо этого адаптирует свое выступление к фильму. Сценаристы музыкального театра Ричард Роджерс и Оскар Хаммерштейн II пытались адаптировать «Пигмалион» Джорджа Бернарда Шоу как мюзикл задолго до Алана Джея Лернера и Фредерика Лоу, но отказались от этого проекта как непригодного для адаптации. Роджерс и Хаммерштейн считали, что стиль написания интеллектуальных диалогов Шоу и бесстрастный характер профессора Генри Хиггинса не подходят для мюзикла. Лернер и Лоу преодолели эти проблемы, оставив диалоги Шоу практически нетронутыми и работая, исходя из того, что Хиггинса должен играть великий актер, а не великий певец. Таким образом, они написали роль специально для Рекса Харрисона, и они приняли идею, что Хиггинс должен не петь прямо, а говорить, выражая не столько эмоции, сколько идеи. В 2011 году черно-белый королевский костюм Элизы Дулиттл был продан на аукционе за 4, 5 миллиона долларов. Рекс Харрисон продемонстрировал вокальное исполнение каждой песни с первого дубля. Когда у Рекса Харрисона возникли проблемы с исполнением его последней песни «Я привык к ее лицу» вне последовательности, режиссер Джордж Кьюкор позволил ему двигаться куда угодно. Поскольку было бы невозможно следовать за ним с микрофонной штангой, он носил один из первых беспроводных микрофонов. Он также снимался двумя камерами одновременно, одной для общего плана и одной для крупного плана, чтобы у них было меньше проблем с согласованием кадров. Трамваи в парке развлечений были арендованы для перевозки статистов бальных сцен по территории студии, чтобы предотвратить загрязнение или повреждение их макияжа и костюмов. Джулия Эндрюс была первым выбором на роль Элизы Дулиттл, но Warner Brothers, заплатившие 5, 5 миллионов долларов за права на мюзикл Алана Джея Лернера и Фредерика Лоу, не хотели рисковать театральной актрисой в главной роли фильма стоимостью 17 миллионов долларов, несмотря на лоббирование со стороны самого Лернера. Однако эта причина вызывает сильные сомнения у тех, кто считает, что зрители стекались бы, чтобы посмотреть фильм, независимо от того, кто играл главную роль. Также сообщается, что продюсер Джек Л. Уорнер не думал, что Эндрюс будет достаточно фотогеничной. Он предложил ей пройти кинопробу, но она отказалась, так что он вообще о ней забыл. Продюсер Джек Л. Уорнер заплатил 5, 5 миллионов долларов за права на фильм в феврале 1962 года. Это установило рекорд по сумме денег, уплаченных за права на фильм в отношении любой интеллектуальной собственности, побитый только в 1978 году, когда Columbia Pictures заплатила 9, 5 миллионов долларов за права на фильм «Энни» (1982). Одна из четырех пьес, удостоенных как театральной премии «Тони», так и «Оскара» за лучшее произведение года, наряду с картинами «Звуки музыки» (1965), «Человек на все времена» (1966) и «Амадей» (1984). Генри Дэниэл снял свою последнюю сцену в качестве посла 31 октября 1963 года в Warner Brothers, сопровождая королеву Трансильвании. Режиссер и его друг Джордж Кьюкор посчитал, что Дэниел, снимающийся в своем седьмом фильме Кьюкора, выглядит нездоровым, и 69-летний актер скончался от сердечного приступа через несколько часов в ночь на Хэллоуин в своем доме в Санта-Монике, Калифорния. Оригинальная бродвейская постановка «Моя прекрасная леди» открылась в Театре Марка Хеллингера в Нью-Йорке 15 марта 1956 года, и в ней было представлено 2717 спектаклей, что на тот момент было самым продолжительным спектаклем из когда-либо проводившихся на Бродвее. Впервые спектакль был поставлен на Бродвее в марте 1956 года и открыт в Лондоне в 1958 году. В пункте контракта говорилось, что киноверсия не может быть снята до тех пор, пока спектакль не будет закончен, что, наконец, состоялось в сентябре 1962 года. Оператор Гарри Стрэдлинг-старший, снявший этот фильм, также снял «Пигмалион» (1938). Оба фильма основаны на пьесе Джорджа Бернарда Шоу 1913 года «Пигмалион». Это первый обладатель «Оскара» за лучший фильм Warner Brothers со времен «Касабланки» (1942). Прошло еще двадцать пять лет, прежде чем студия получила еще одну статуэтку за лучший фильм с картиной «Шофер мисс Дэйзи» (1989). Большинству костюмеров и гримеров приходилось маскировать квадратную челюсть Одри Хепберн, но в ее ранних сценах художник-постановщик Сесил Битон фактически подчеркнул это, надев на нее соломенную шляпу. Это позволило добиться более драматичной трансформации, подчеркнутой зачесанными вверх прическами, которые он разработал для нее позже в фильме. В отличие от многих фильмов, которые не стремятся к структурной целостности, все в декорациях для интерьера и экстерьера дома Генри Хиггинса держится вместе как целое здание, как если бы это был настоящий дом. Одри Хепберн подписалась на фильм с условием, что она будет петь сама. Она приехала в Голливуд за шесть недель до начала съемок, начала работать с педагогом по вокалу и музыкальным руководителем Андре Превином и фактически записала свои треки для музыкальных номеров. Джеймсу Кэгни изначально была предложена роль Альфреда П. Дулиттла. Когда он отказался в последнюю минуту, она досталась человеку, который играл ее на Бродвее, Стэнли Холлоуэю. Питер О'Тул, Кэри Грант, Ноэль Ковард, Рок Хадсон, Майкл Редгрейв и Джордж Сандерс рассматривались на роль профессора Генри Хиггинса до того, как Рекс Харрисон был окончательно выбран для повторения своей бродвейской роли. Режиссер Джордж Кьюкор и художник-постановщик Сесил Битон, которые до этого были хорошими друзьями, сильно поссорились во время съемок. Обычно считается, что это связано с тем, что Битон слишком много времени уделял фотографированию Одри Хепберн, когда Кьюкор хотел ее для репетиций или съемок. Фактически, это был единственный раз, когда Битон появлялся на съемочной площадке. Джереми Бретт во время своего пребывания в этом фильме никогда не мог посещать пляж или слишком долго оставаться на солнце, потому что продюсер Джек Л. Уорнер хотел, чтобы он оставался бледным, как его персонаж в фильме. Джордж Кьюкор и Сесил Битон не ладили во время съемок. Кьюкор жаловался, что Битон пытался приписать себе работу других людей. Он также возмущался тем фактом, что присутствие Битона помешало ему нанять своего обычного консультанта по цвету, фотографа Джорджа Хойнинген-Хьюне.. Со своей стороны, Битон считал Кьюкора вульгарным и возмущался его властным характером. Некоторые наблюдатели предположили, что замкнутого Кьюкора оттолкнула более яркая гомосексуальность Битона. Ходили даже слухи, что Битон когда-то украл у Кьюкора любовника. Их самый большой спор на съемочной площадке был из-за того, что Битону поручили сфотографировать актерский состав. Кьюкор почувствовал, что его фотография замедляет производство, и сказал ему прекратить снимать на съемочной площадке. Потом он жаловался, что позирование для портретов утомляет актеров и актрис. И все же Битон продолжал фотографировать. После нескольких скандалов на съемочной площадке Кьюкор пожаловался Warner Brothers, и Битон перестал приходить на съемочную площадку. Благодаря оперативности режиссера Джорджа Кьюкора съемки завершились менее чем за четыре месяца. Съемки начались в августе 1963 года и закончились в декабре. Ширли Джонс была одной из актрис, которым Джек Л. Уорнер планировал предложить роль Элизы Дулиттл, если Одри Хепберн откажется. Первоначально режиссером этого фильма был выбран Винсент Миннелли, но когда его требования к зарплате стали слишком высокими, эта работа досталась Джорджу Кьюкору. Продюсер Джек Л. Уорнер не стал нанимать Джулию Эндрюс на роль Элизы. Он сказал, что она просто недостаточно известна. В результате Рекс Харрисон почти отказался сниматься в фильме. Warner Brothers пытались заменить его Питером Селлерсом, но в итоге в проект попали Харрисон и Одри Хепберн. Конни Стивенс, в то время работавшая по контракту с Warner Brothers, боролась за роль Элизы Дулиттл. Джордж Кьюкор и Сесил Битон щедро подошли к декорациям этого фильма. В отличие от стандартной голливудской практики, вместо того, чтобы строить булыжники для улиц Ковент-Гарден по единой форме, каждый камень изготавливался индивидуально. Арт-директор Джин Аллен, частый сотрудник Кьюкора, использовал несколько слоев краски на зданиях, чтобы создать иллюзию того, что им сотни лет. Джошуа Логан написал в своей автобиографии, что ему предлагали снять этот фильм, но предложение было отозвано, когда он предложил снять н екоторые сцены в Лондоне.Хотя большая часть художественного руководства и дизайна костюмов досталась Сесилу Битону, арт-директор Джин Аллен официально заявил, что Битон только проектировал женскую одежду и не принимал участия в фактическом дизайне декораций, хотя он настаивал на том, чтобы взять на себя ответственность за них. Фактически, в контракте Битона было записано, что он получает исключительную ответственность за художника-постановщика. Все песни в этом фильме были исполнены практически полностью. Обычно считалось, что Одри Хепберн слишком стара для своего персонажа. Во время обеденных перерывов Сесил Битон прокрадывался на съемочную площадку, где снимались сцены, устанавливал мольберт и доску, делал наброски стоящих декораций, добавлял цвет, если позволяло время, или добавлял акварельные штрихи и рисовал детали в своем студийном офисе. Продюсер Джек Л. Уорнер и режиссер Джордж Кьюкор запретили Битону присутствовать на ежедневной съемочной площадке, а также на любой сцене Warner Brothers, на которой велось строительство, покраска, декорация и декорирование декораций. После того, как фильм был закончен, Битон устроил выставку с эскизами своих костюмов, включая эти декорации, что свидетельствует о том, что он также разработал декорации. Фактически, Джек Л. Уорнер изначально подписал контракт с Битоном, предоставив ему костюм и художественное оформление на экране. Оригинальные декорации Нью-Йорка, Лондона, Чикаго и гастрольного тура были разработаны Оливером Смитом. Джордж Кьюкор и Джин Аллен (в качестве художника-постановщика и второго режиссера) объединились для создания проекта «Звезда родилась» (1954). Кьюкор настоял на том, чтобы Аллен спроектировал все декорации для этого фильма, когда он принял режиссерское задание. На самом деле, Битона никогда не пускали в художественный отдел фильма и даже близко к нему. Продюсер Джек Л. Уорнер считал этот фильм одним из своих лучших достижений. Ширли Маклейн хотела роль Элизы Дулиттл. Глэдис Купер повторила свою роль миссис Хиггинс в «Пигмалионе» (1963). Рок Хадсон рассматривался на роль профессора Генри Хиггинса и Джеймса Кэгни на роль Альфреда П. Дулиттла.