The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur  The Naked Spur

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

The Naked Spur

«ОБНАЖЕННАЯ ШПОРА»
(The Naked Spur)

США, 1953, 91 мин., «MGM»
Режиссер Энтони Манн, композитор Бронислав Капер
В ролях Джеймс Стюарт, Джанет Ли, Роберт Райан, Ральф Микер, Миллард Митчелл

Ковбой Хауард Кемп, выдавая себя за шерифа, ищет Бена Вандергроута, обвиняемого в убийстве: за голову Бена назначена награда. Кемп некогда пострадал от женщины, которой доверил свое ранчо перед уходом на войну. Она обманула Кемпа и продала его собственность. Теперь Кемп готов на все, чтобы раздобыть необходимую сумму и выкупить ранчо. По дороге он встречает старого неудачливого золотоискателя Джесса Тейта, который за всю свою долгую жизнь не нашел ни единой золотой жилы. Кемп дает ему денег, и Тейт наводит его на след. Бен расположился на вершине горы, откуда может устраивать обвалы прямо на головы своих преследователей Кемп безуспешно пытается добраться до него. Другой случайный встречный-Рой Эндерсон, солдат, изгнанный с позором из кавалерии-помогает Кемпу и обезоруживает Бена, обойдя его с тыла. Узнав от Бена, который с большой радостыо разбалтывает секреты Кемпа, величину суммы, предложенной за поимку, старик и бывший солдат требуют от Кемпа справедливого дележа предполагаемой добычи. Кемп вынужден временно уступать требованиям новых партнеров. Роя сопровождает Лина Пэтч, юная дочь его друга. Путь до города не близок, и Бен пытается спасти свою шкуру и расколоть ряды противника: он то разжигает ревность в Рое и Кемпе, которых в равной степени тянет к Лине, то нашептывает старику Тейту, будто знает одну богатую золотую жилу и, возможно, готов будет с ним поделиться. Роя преследует отряд индейцев за то, что он изнасиловал дочь их вождя (именно за это его выгнали из армии). Рой без колебаний идет на риск и принимает бой, из которого белые чудом выйдут живыми и невредимыми-все, за исключением Кемпа, который ранен в ногу. Лина выхаживает его. В горячечном бреду Кемп принимает ее за свою бывшую невесту Мэри, и в этот момент Бен, давно знающий Кемпа, раскрывает другим истинную цель Кемпа в погоне за наградой. Он ловко дает им понять, что Кемпу не хватит трети суммы на то, чтобы выкупить ранчо. Отряд снова отправляется в путь. Бен пытается свалить Кемпа с лошади, ослабив подпругу его седла. Попытка оборачивается неудачей, и Кемп тут же снова садится на лошадь. Отряд прячется от ливня в пещере. Бен просит Лину поболтать с Кемпом, а сам тем временем пытается улизнуть из пещеры через другой выход. Новая неудача. Затем он уговаривает старика Тейта бежать с ним, поманив его хорошей долей в разработке шахты. Старик поддается искушению и расплачивается жизнью за свою слабость: едва освободившись, Бен хладнокровно убивает его. Затем он вместе с Линой прячется на вершине холма; это идеальный наблюдательный пункт, откуда он надеется быстро избавиться от противников. Кемп подбирается к нему и бросает шпору ему в лицо. Затем Рой стреляет в него. Бен и Рой падают в бурный поток, откуда им не суждено выбраться живыми. Кемп находит тело Бена и грузит его на лошадь. Уступив настояниям Лины, которая обещает выйти за него замуж, если он откажется от погони за наградой, он закапывает труп на месте. Они вдвоем отправляются в Калифорнию…
Третий фильм в ряду из пяти вестернов, снятых Энтони Манном с Джеймсом Стюартом; первый, снятый не по сценарию Бордена Чейза. Манн продолжает на студии «МGМ» создание связного ансамбля фильмов, который начал на студии «Universal», а закончит на «Columbia». Сценарии Бордена Чейза, написанные для Манна на «Universal» (прежде всего, «Излучина реки» и «Далекий край»), всякий раз, как правило, рисуют достаточно прямолинейный путь человека, который в контакте с различными более или менее организованными и цивилизованными сообществами постепенно выковывает собственные нравственные устои. Здесь же, напротив, мы находимся в «голой» природе: тут перемещаются и сталкиваются друг с другом четверо авантюристов (и одна женщина), движимые в основном алчностью. Эта тема сама по себе не очень увлекает автора и служит ему для того, чтобы подчеркнуть весьма невротичную природу персонажей. По его мнению, всякий индивидуализм отмечен печатью невроза, если человек предоставлен самому себе и погружен в одиночество, которое неминуемо сопряжено с насилием, разрушением и смертью. В конце этого странствия, оборачивающегося резней, в живых остается только один герой, в нравственном отношении спасенный женщиной. С точки зрения формы, эта картина наиболее зрелищна и виртуозна из всех пяти фильмов. Это видно уже по самим принципам, положенным в основу повествования. Единство действия. Минимум персонажей. Никаких интерьеров, будь то хижина или салун. Ни секунды передышки: сцены, где действие останавливается или кажется приостановленным, служат, наоборот, для подготовки очередной хитрости, махинации, которая проявит себя в следующей сцене. Природа-как правило, грубая, крутая, опасная (скалы, горная река, пещера)-предлагает человеку множество естественных и разнообразных возможностей проявить врожденную жестокость и дикарские порывы (столкнуть себе подобного вниз, утопить его). Этот строгий и зрелый шедевр достоин того, чтобы считаться самым мастерским и увлекательным вестерном. Картина номинировалась на «Оскар» за лучший сценарий. В 1997 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США.