The Night of the Generals  The Night of the Generals  The Night of the Generals  The Night of the Generals  The Night of the Generals  The Night of the Generals  The Night of the Generals  The Night of the Generals  The Night of the Generals

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

The Night of the Generals

«НОЧЬ ГЕНЕРАЛОВ»
(The Night of the Generals)

Великобритания-Франция, 1967, 148 мин., «Columbia»
Режиссер и продюсер Анатоль Литвак по Джеймсу Хедли Чейзу, композитор Морис Жарр
В ролях Питер О'Тул, Омар Шариф, Дональд Плезенс, Филипп Нуаре, Том Куртни

В 1942 году в оккупированной фашистами Варшаве происходит ничем не примечательное (на фоне разворачивающихся военных событий) убийство местной проститутки. Расследованием убийства занимается майор Грау, и вскоре его подозрения падают на трех генералов немецкой армии, которые были клиентами погибшей. Начальство майора, узнав о его данных, трезво рассуждает, что если убийцей проститутки действительно и был генерал, то в этом нет ничего страшного, ведь вокруг идет война. Но у майора Грау свой взгляд на это дело, и он продолжает расследование. В конце концов, начальство решает направить кипучую деятельность майора в другую область, присваивает ему чин полковника и переводит в Париж. Но в 1944 году в столице Франции вновь обнаруживают труп проститутки, способ убийства которой подозрительно напоминает полковнику Грау о преступлении в Варшаве. Он вновь берется за расследование и вскоре выясняет, что те самые три генерала во время убийства находились в Париже. Но завершить свое расследование полковнику Грау не удается, так как его убивают. Заканчивается Вторая мировая война, проходит много лет. И вот в 1965 году в ФРГ обнаруживают очередной труп убитой проститутки. Этим делом заинтересовывается сотрудник Интерпола из Франции инспектор Моран, занимавшийся убийством проститутки в Париже в 1944 году. Он полагает, что убийца может быть одним и тем же человеком. Инспектор Моран поднимает документы расследования полковника Грау и собирает все улики воедино…
Английская певица Марианна Фэйтфут проходила пробы на роль Ульрике. Персонаж генерала Танца основан на реальном самом молодом генерале в фашистской армии Хоакиме Пайпере, который был протеже Генриха Гиммлера и получил генеральский чин в 29-летнем возрасте. После войны Пайпер был арестован и приговорен к смертной казни, на американцы заменили ее на тюремное заключение. Он провел за решеткой 11 лет, после чего жил во Франции. Пайпер был убит французскими коммунистами у себя дома в 1976 году. Картина подверглась серьезной цензуре за сексуальные намеки, которые продюсерам пришлось закамуфлировать тенями и силуэтами. В том же 1967 году актеры Дональд Плезенс и Чарльз Грей, снимавшиеся здесь, сыграли в фильме про Джеймса Бонда «Ты живешь только дважды» (1967). Причем Плезанс сыграл роль Эрнста Ставро Блофельда, которую Грей сыграл в другой картине саги «Бриллианты навсегда» (1971). Актеры Дональд Плезенс, Найджел Сток и Гордон Джексон сыграли фашистских офицеров, а несколькими годами ранее все три актера снялись в ролях британских военнопленных немецкого концлагеря в картине «Большой побег» (1963). Вторе из четырех совместных появления на экране Питера О'Тула и Омара Шарифа, наряду с картинами «Лоуренс Аравийский» (1962), «Rainbow Thief» (1990) и «Путешествие Гулливера» (1996). Итальянская киноакадемия вручила Питеру О'Тулу свой приз «David di Donatello» как лучшему иностранному актеру (наряду с Ричардом Бартоном за роль в фильме «Taming of the Shrew», 1967).
Из журнала «Искусство кино». Коль скоро название-«Ночь генералов», и генералы немецкие, а время военное, легко предположить, что фильм-о заговоре 1944 года. Тем более, что заговор показан в действии и в подробностях: в кабинетах-сдержанно молчаливые встречи, в каминах-неслышно сгорающие шифровки, и 20 июля фон Штауффенберг минует контрольные посты гитлеровской ставки «Волчье логово» в Растенбурге и направляется в бункер на совещание к фюреру, чтобы оставить под столом портфель с бомбой и, поднявшись по условному вызову наверх, дожидаться взрыва. Взрыв происходит. «Операция Валькирия» идет своим чередом. Фильм-своим. Ибо кроме генералов, причастных к заговору, есть один непричастный, и именно его ночь имеет в виду афиша. Все и начинается этой ночью-полутемной лестницей с конвульсивным, предсмертным женским криком, торопливыми шагами в тишине, заглушившей крик, и подглядывающим в дверную щель случайным и пугливым прохожим. Детектив повернут лицевой стороной: в оккупированной Варшаве 1942 года убивают проститутку, и прежде чем будет найден виновный, последуют другие убийства других проституток-в военном Париже и в послевоенной Германии. Однако считать криминальный мотив ведущим было бы так же рискованно. Ибо в этой параллельности есть и последовательность. У генералов-несхожие задачи, и антагонизм их обостряет скорее не сюжет, а история, как она видится авторам. Линия разграничения обозначена с резкостью, нехарактерной для атмосферно и стилистически аморфного фильма. Генерал Танц-действительный и довольно скоро разоблачаемый убийца-изгой среди генеральской элиты, парвеню, выскочка, лишенный в своей среде корней и уважения и постоянно это чувствующий. Неизменно и утонченно загадочный Питер О’Тул в этой роли в полной мере отвечает замыслу и играет маньяка, сгорающего на огне честолюбия и уродливой страсти. Но демаркационная полоса все же много шире, нежели граница, отделившая Танца от остальных. Мотив, возникающий в фильме американского режиссера Анатоля Литвака, достаточно знаком и по другим лентам с маркой голливудских и западногерманских студий. Зона отчуждения пролегает между немцами-насильниками, выродками и умудренными службистами, которым только и дано знать, кто враг и кто друг. Надо заметить, что внешние барьеры, воздвигнутые войной, здесь не более чем условность: когда офицеру немецкой контрразведки, который стремится разоблачить Танца, требуется помощь, партнера он находит в лице деятеля французского движения сопротивления. Баррикады сооружены в другом месте и по другому поводу. Среди немногих эпизодов, разработанных обстоятельно и сколько-то развернутых во времени, эпизод уничтожения Варшавы соединением, руководимым Танцем. Садист по природе и по призванию проводит тактику «выжженной земли», пока генералы готовят покушение на Гитлера. Служебные обязанности исполняет сластолюбивый убийца, тогда как офицер-контрразведчик расследует преступление, движимый личным долгом, долгом совести. Параллели пересекаются дважды. Сначала, когда этот офицер приезжает, чтобы арестовать Танца, и получает пулю из генеральского пистолета. Так разрешена локальная ситуация противостояния сторон. Во второй раз правосудие настигает генерала уже в Федеральной Германии, на реваншистском сборище, куда бывшие чипы СД и СС съезжаются на черных лимузинах и где Танц занимает почетное место в президиуме среди таких же подтянутых и зловеще спокойных фигур в штатском. Неожиданно и в то же время закономерно всплывает здесь боковая и, кажется, ничуть не обязательная линия: бывший деятель движения сопротивления становится инспектором Интерпола и появляется на авансцене сюжета, чтобы окончательно разоблачить Танца в этом новом своем качестве, словно выполняя последнюю волю фронтового друга. Картина сегодняшней жизни как бы призвана подчеркнуть объективность авторского взгляда на прошлое и на связь прошлого с настоящим, преподносимую в финале с наглядностью откровенно декоративной.
Антифашистская страстность и недвусмысленное осуждение правящей верхушки гитлеровского вермахта резко выделяют этот фильм среди многочисленных кинопроизведений режиссеров Запада на темы, связанные с событиями Второй мировой войны. Но действие фильма, поставленного режиссером Анатолем Литваком, не ограничивается, как известно, событиями двадцатипятилетней давности: основные персонажи фильма-трое гитлеровских генералов-предстают перед зрителем не только в 1942 году на улицах оккупированной Варшавы, но и в наши дни в Западной Германии. Подобное «двойное» построение не только способствует напряженности детективного сюжета (основанного на расследовании-кто из троих генералов совершил несколько похожих друг на друга садистических убийств), но и придает фильму жгуче современное звучание. Характерен, например, такой обмен репликами. «Один из наших генералов-убийца»-сообщает ведущий расследование детектив своему французскому коллеге. «Только один?»-саркастически замечает тот. Из исполнителей пресса выделяет Питера 0’Тула, играющего одного из генералов, и Филиппа Нуаре в роли французского детектива.