Действие
картины происходит во Франции восемнадцатого века. На юге страны орудует
некая злая сила, безжалостно убивающая женщин и детей. На телах ее жертв
остаются следы гигантских челюстей. Местные власти подозревают огромного
волка, местное население-самого дьявола. Слухи о чудовищных злодеяниях
докатываются до Версаля, и сам Людовик XV повелевает: найти и обезвредить!
На помощь диким и злобным королевским гвардейцам из столицы приезжает
видный мужчина, красавец, светлая ученая голова по имени Грегуар де Фронсак.
Вместе с собой он привозит своего кровного брата, вывезенного из далекой
Америки-индейца Мани. Молодой парижский повеса между ухаживаниями за главной
местной красоткой Марианной и загулами в борделе успевает найти время,
дабы указать знати на их провинциальную глупость и необразованность. Не
бывает таких злобных волков! Они, в целом и общем, очень даже дружелюбны.
И фантастических дьявольских созданий не существует, точно так же, как
не существует рыбы с мехом. Тем временем, церковь, заинтересованная в
своем влиянии на короля, инсценирует гибель чудовища и преграждает путь
информации о новых жертвах…
И опять французы безуспешно гонятся за американцами-делают свою страшную
сказку о челюстях. При этом они очень хотят остаться на поле интеллектуального
искусства. Несомненной удачей и грамотным ходом, свидетельствующим о высочайшем
профессионализме и тонком понимании законов жанра, стоит считать только
само чудовище. Это действительно находка-и ей распорядились самым замечательным
образом. Зверя показывают не сразу, но всегда ощущается его присутствие:
пассажи камеры, тревожная музыка-вроде бы все уже видено, но действует
безотказно. Сначала это лишь зыбкий силуэт странных очертаний, потом он
медленно вырастает в действительно чудовище, страшное, беспощадное, неуязвимое.
Гениально придумано-зверь в броне, и его не видно, причем до конца фильма
так и не показали кто же под броней. Вспомните картину «Чужой»
(1979) Ридли Скотта-только
челюсти и слизь, капающая на пол, это действительно впечатляло, но когда
в финале его показывают целиком-эффект уже не тот. Кино получилось своеобразное
и не лишённое своего шарма. Сюжет картины основан на реальных событиях,
когда в 1764-67 годах на юге Франции огромная азиатская гиена (что выяснилось
впоследствии) убила более ста крестьян, часто при весьма загадочных обстоятельствах.
Картина получила номинации на приз академии фантастических фильмов, фэнтази
и фильмов ужасов США «Сатурн»
за лучший фильм, костюмы, режиссуру, музыку, спецэффекты, сценарий, актера
и актрису второго плана (Дакаскос и Белуччи). На международном кинофестивале
в Брюсселе картина номинировалась
на Гран-при. На фестивале в Кабуре Эмили Декен была признана лучшей актрисой.
На Каталонском международном
кинофестивале картина получила серебряный приз. Кроме этого, фильм не
обошла и национальная французская премия «Сезар» за лучшие костюмы и номинации
за лучшую музыку, звук и художественное оформление. При бюджете в 29 миллионов
долларов картина в мировом прокате собрала 71 миллион. Студия «Universal»
заплатила 2 миллиона долларов за право проката картины в США, собрав почти
11 миллионов, что сделало этот фильм вторым по сборам в США французским
фильмом за последние 20 лет.