Paths of Glory  Paths of Glory  Paths of Glory  Paths of Glory  Paths of Glory  Paths of Glory  Paths of Glory  Paths of Glory  Paths of Glory  Paths of Glory  Paths of Glory  Paths of Glory  Paths of Glory  Paths of Glory

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Paths of Glory

«ТРОПЫ СЛАВЫ»
(Paths of Glory)

США, 1957, 88 мин., ч/б, «United Artists»
Режиссер, сценарист и продюсер Стэнли Кубрик, композитор Джеральд Фрид
В ролях Кирк Дуглас, Ральф Микер, Адольф Менджу, Джо Туркель, Джордж Макриди

1916 год. Второй год длится Первая мировая война. Позиции войск противников остаются практически неизменными. Перевеса не достигают обе стороны, солдаты гниют в грязных и сырых окопах, унывая от скуки и безделья. Генералы Антанты не способны спланировать серьезные сражения. Устав от неопределенности, французское командование отдает приказ пехотинцам атаковать неприступные позиции немцев. Командующий полка полковник Дакс пытается воспротивиться приказу, ибо его бессмысленность очевидна, ведь могут погибнуть тысячи солдат. Естественно, атака проваливается, наступление французов самым жестоким образом отбито, солдатам не удается пройти и нескольких метров «тропами славы». После сражения генералы решают в назидание другим солдатам расстрелять трех человек, выбранных случайным образом. Генералам кажется, что таким способом они могут поднять моральный дух войск в преддверии новых атак. Полковник Дакс понимает всю абсурдность этих расстрелов, поэтому всеми силами пытается защитить своих солдат. Но силы слишком неравны…
Несмотря на то, что действие разворачивается на французском западном фронте, Кубрик решил снимать фильм рядом с Мюнхеном. Одним из мест действия был замок 18-го века Schleissheim, рядом с которым во время Второй мировой войны располагался печально известный концлагерь Дахау. Первоначально Кубрик хотел сделать хэппи-энд по коммерческим соображениям, но, в итоге, изменил свое мнение и восстановил концовку, которая была в романе Хамфри Кобба. Права на экранизацию Стэнли Кубрик и Джеймс Харрис приобрели у вдовы писателя за 10 тысяч долларов. На роль полковника Дакса претендовали Ричард Бартон и Джеймс Мейсон. Когда режиссер предложил главную роль Кирку Дугласу, тот был занят в театральной постановке. Тогда Кубрик встретился с Грегори Пеком, но тот также начал сниматься в картине «Как украсть миллион» (1966). В итоге пьеса, где был задействован Кирк Дуглас, была перенесена, и актер получил эту роль. Буквально в это же время освободился и Пек, отснявший все свои сцены, но он опоздал буквально на несколько дней. На съемках этого фильма Кубрик познакомился с певицей Кристиан Харлан, которая исполняет песню в конце фильма. Он сразу же развелся со своей второй женой и женился на Харлан, которая была его женой до самой его смерти в 1999 году. Название фильма пришло из «Элегии» Томаса Грея: «Тропы славы ведут нас только к могиле». Картина была запрещена во Франции и Швейцарии за негативный показ французской армии до середины 70-х годов. ФРГ также решила первые два года не показывать фильм в стране, чтобы не испортить отношений с Францией. В Испании генерал Франко также запретил картину: она вышла в прокат лишь в 1986 году, одиннадцать лет спустя после смерти Франко. Интересно, что когда Кубрик и его друг, продюсер Джеймс Харрис, пытались продать сценарий какой-нибудь студии, они взяли напрокат военную форму, позвали своих друзей, оделись в нее и позировали для фотографии, которую вставили на обложку каждого экземпляра сценария, отправлявшегося на студию. Это было сделано для того, чтобы сразу было понятно, в чем суть этого фильма. Славящийся пристрастием к многочисленным дублям, Кубрик снял 68 дублей сцены последнего ужина обреченных людей. Практически каждый дубль требовал новой жареной утки. Для съемок Кубрик попросил сделать траншеи на 60 сантиметров шире (180 против 120), чем было в реальности во время Первой мировой войны, чтобы там могла двигаться камера. Съемки эпической батальной сцены потребовали трехнедельной подготовки, во время которой 60 рабочих капали траншеи. На взрывы потребовалось специальное разрешение правительства Германии. Только в первую неделю съемок было израсходовано более тонны взрывчатки. Штаб полковника Дакса размещается в полуразрушенном здании: это были не декорации, а здание действительно пострадало от бомбежек во время Второй мировой войны. Кирк Дуглас восхищался этой картиной. Его сотрудничество с Кубриком привело к тому, что Дуглас попросил его сесть в режиссерское кресло картины «Спартак» (1960), которую начинал снимать Энтони Манн. Но Дуглас разругался с ним, после чего Манн покинул проект. Фильм понравился и Уинстону Черчилля, особенно своей аккуратностью в изображении условий, в которых шла Первая мировая война. Английская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» как лучший фильм года. В 1992 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. Бюджет картины составил 935 тысяч долларов.