Когда
новые антрепренеры Парижской оперы услышали, что знаменитый призрак обитает
в этих местах, они не могли сдержать смех. Но танцовщицы балетной труппы
поверили в его существование. Механик Джозеф Буке описывает им его ужасный
облик: две дыры вместо глаз, кожа, похожая на пергамент, выступающие кости
и отсутствие носа. Тем временем мать примадонны Карлотты устраивает скандал,
показывая письмо с угрозами, адресованными ее дочери. Оно подписано словом
Призрак. В этот вечер в представлении перепуганную Карлотту заменяет Кристина
и имеет большой успех. В своей гримерной Кристина слышит таинственный
голос: «Париж будет у твоих ног сегодня вечером, но ты должна думать только
о своей карьере». На следующий день Карлотта получает новое письмо с угрозами,
но никому не показывает его и выступает перед публикой. Во время спектакля
гигантская люстра с потолка оперы падает на зрителей. Карлотта, чувствуя
себя жертвой проклятья, больше не может петь. Однажды Рауль Де Шагни,
жених Кристины, прячется в ее гримерной. Он слышит таинственный голос
и видит, как Кристина проходит через большое зеркало, которое ведет в
секретный проход. Призрак ведет Кристину в подземелья оперы. Они садятся
в лодку и пересекают подземное озеро. Кристина понимает, что имеет дело
со знаменитым Призраком оперы. Маска полностью скрывает его лицо. «Людская
ненависть сделала меня таким, какой я есть, но я буду прощен твоей любовью»-говорит
Призрак. Кристина падает в обморок. Призрак относит ее в комнату, специально
приготовленную для нее. Проснувшись, она слышит звуки органа, и Призрак
снимает свою маску. Его уродство отражается страхом в глазах молодой девушки.
Кристина просит разрешить ей уйти. Призрак соглашается, чтобы она еще
раз спела перед публикой, но добавляет: «Если ты снова увидишь своего
возлюбленного, это будет смерть для вас обоих». Не считаясь с угрозой,
Кристина назначает свидание Раулю на бале-маскараде, устроенном в опере.
Там человек, одетый в красную маску Смерти производит впечатление на всех
присутствующих. «Знаете ли вы, что под вашими ногами находятся могилы
замученных людей?»-спрашивает он их, намекая на комнату пыток, которая
со средних веков находится в подземельях оперы. Рауль и Кристина поднимаются
на крышу оперы. Они договариваются, что Рауль будет ждать девушку после
выступления, и они отправятся в Англию. Но Призрак подслушивает разговор.
Он понимает, что его предали. Тем временем в полиции находится досье на
человека по имени Эрик, сбежавшего с каторги с острова Дьявола. За кулисами
оперы механик Джозеф Буке обнаруживает люк, ведущий в жилище Призрака.
Но вскоре его находят повешенным. Его брат Симон жаждет мести. Во время
спектакля Призрак похищает Кристину. Полицейский просит Рауля отвезти
его в подземные катакомбы. Они проходят через зеркало в гримерной и направляются
по секретному проходу. Но попадают они в комнату пыток. В это время брат
Рауля отправляется на самостоятельные поиски, но Призрак опрокидывает
его лодку. Призрак увеличивает температуру в комнате пыток. Он ставит
Кристину перед выбором: или она выходит за него замуж, или двое несчастных
умирают. Ведомая Симоном толпа спускается в катакомбы. Кристина клянется
Призраку, что сделает все так, как он захочет. Призрак спасает двух пленников
и сажает Кристину в нанятый Раулем экипаж. Толпа преследует их. Экипаж
переворачивается. Кристина падает, но Рауль спасает ее. Толпа, вооруженная
факелами, ночью преследует Призрака до набережной Сены. Там она разрывает
его на кусочки и бросает в реку…
Первая адаптация знаменитого романа Гастона Леру, сделанная новозеландцем
Рупертом Джулианом. Звуковые эпизоды были добавлены в версию 1929 года.
Фильм произвел настоящую сенсацию, благодаря исключительно ужасной маске
Лона Чейни и оригинальным декорациям. Сюжет, похожий на вариацию темы «Красавица
и чудовище», разворачивается в быстром, почти непрерывном ритме. Фильм наполнен
блестящими эпизодами (падение люстры, спуск в подземелье оперы, снятие маски
Призраком, бал-маскарад), которые придают ему своеобразный климат тревоги
и ужаса. Можно отметить, что мотивов, приписываемых Призраку в последующих
версиях (среди которых можно отметить показ его в виде жертвы, у которой
украли его произведение) здесь нет. Сценарий придерживается достоверной
линии романа Леру, в котором не рассказывается его прошлое. У писателя Эрик-монстр
с самого рождения. В картине факты показаны без объяснений и комментариев.
Они рассматриваются как органические элементы кошмара, в котором обоснованность
и правдоподобие не имеет никакой ценности. Фильм относится к последнему
периоду короткой карьеры Лона Чейни (1913-1930). За исключением лица, в
большинстве сцен спрятанном под маской, Лон Чейни не подвергался никакой
деформации. В отличие от своего силуэта, облаченного в накидку. Фильм повторно
вышел в 1929 году в двух, отличных от оригинала 1925 года, версиях. Звуковая
версия, где Лона Чейни дублирует другой актер, дополнена новыми сценами
оперных выступлений. Немая версия, предназначенная для кинотеатров, еще
не оснащенная звуком, но уже и не оригинал 1925 года без диалогов, с новыми
титрами и оперными номерами. Интересно, что грим Лон Чейни практически всегда
готовил и накладывал себе сам. Кроме того, он самостоятельно снял сцену
бала-маскарада, которая, ко всему прочему, впервые была снята с использованием
двухполосного «Техниколора». Несколько сцен снял Эдвард Седвиг из-за расхождений
во взглядах с режиссером Рупертом Джулианом. Именно Лон Чейни придумал заключительную
сцену, когда Эрик протягивает свои руки к приближающейся толпе, показывая,
что они пустые. В 1998 году картина была внесена на хранение в медиатеку
при конгрессе США.