Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Комиссар полиции Ферро собирается на пенсию. Однажды
он знакомится с молодой женщиной Сильвией, и они становятся любовниками.
Ферро не знает, что у Сильвии уже есть мужчина-начальник полиции Ганей.
Когда тот узнает, что Сильвия изменяет ему с непосредственным подчиненным,
то в припадке гнева убивает ее. Ферро начинает поиски убийцы, и вскоре
понимает, что все улики указывают именно на него самого. Мало того, его
молодой напарник Менард подозревает, что Ферро замешан в этом деле…
Классический полицейский детектив с неподражаемым Ивом Монтаном. Супруги
в реальной жизни Монтан и Синьоре, указанные первыми в титрах, вместе
появляются лишь в одной сцене ближе к концу фильма. Французская киноакадемия
вручила картине свой приз «Сезар» за лучший монтаж, а номинировала за
лучшую музыку. В испанском прокате картина собрала 22 миллиона испанских
песо.
Она еще очень молода. Так молода, что очертить ее творческий профиль-задача
не из легких: все еще может перемениться, актриса сможет раскрыть совершенно
иные, новые для нас стороны своего таланта. А то, что она очень талантлива-вне
всякого сомнения. Стефания Сандрелли не обладает самоуверенной, агрессивной
красотой Софии Лорен, мягкой женственностью Джины Лоллобриджиды, экзотическим
очарованием Клаудии Кардинале. Но в свои двадцать четыре года она уже
почти столь же широко популярна в Италии, как эти прославленные кинозвезды,
причем известность пришла к ней без долгих, мучительных лет ожидания.
Ее путь наверх был стремителен, о мере же славы свидетельствует то, что
в Италии Стефания Сандрелли-для всех уже просто С. С. Благодаря чему Стефании,
в которой еще так много угловатости и робости подростка, удалось стать
одной из самых ярких молодых актрис итальянского кино, конкуренткой №
1 своих куда более опытных и, быть может, более красивых сестер по экрану?
Тем более что она не пользуется ни чрезмерной помощью продюсеров, ни поддержкой
мощной рекламной машины, ее имя и фото не фигурируют в газетах и иллюстрированных
журналах как героини каких-либо сентиментальных или скандальных историй.
Родилась Стефания 5 июня 1946 года в семье среднего достатка в приморском
курортном городке Виареджо в Тоскане. Учась в гимназии, участвовала в
самодеятельных спектаклях, которые ставили руководившие драматическим
кружком католические монахини. С детства Стефания любила возиться с магнитофоном,
записывала на пленку песенки и незаметно начала петь сама. К декламации
и пению затем добавились танцы. «Потом, когда я начала краситься, и мазаться,
и строить из себя роковую женщину, рассказывает сама актриса, меня в 1960
году выбрали Мисс Кино. Да, да, у меня есть лента, на которой написано
«Мисс Кино». Победившая на этом конкурсе красоты и фотогеничности четырнадцатилетняя
Стефания была замечена, ее фотографию поместили на обложке одного иллюстрированного
журнала, и это открыло ей путь в кинематограф. Уже в следующем, 1961 году
Стефания снялась в крошечной роли в фильме «Ночная молодежь» (режиссер
М. Секуи). Теперь актриса настойчиво повторяет, что абсолютно ничего не
помнит об этой картине, кроме того, что постановщик, вероятно, желая подбодрить
девчонку, похвалил ее: «Ты-молодец», а она, возгордившись, ответила: «Ничего
удивительного, у меня, знаете ли, есть опыт». В том же году Стефания снялась
в более значительном фильме «Фашистский вожак», поставленном Лючано Сальче.
В этой антифашистской по своему духу ленте Сандрелли играла вторую по
значению женскую роль (Лиза) и впервые снималась вместе с таким известным
актером, как Уго Тоньяцци, с которым впоследствии она не раз еще встретится
на съемочной площадке. Именно в этом фильме юную актрису заметил Пьетро
Джерми. Один из зачинателей неореализма, он по-прежнему сохранял верность
социальной теме. Характерным свойством его таланта всегда был дар находить
молодых исполнителей-достаточно назвать Сильвию Кошину, ставшую после
«Машиниста» одной из популярнейших итальянских актрис. Для Стефании Сандрелли
встреча с Джерми тоже стала решающей. Он не только широко распахнул перед
молодой девушкой чуть было приоткрывшуюся дверь в искусство, но сделал
из нее настоящую актрису. Что могло привлечь режиссера в Стефании, кроме
ее молодости? «Причина того, что Джерми выбрал меня-говорила на этот раз
с достаточной самокритичностью Стефания-быть может, в том, что я еще не
актриса, еще полностью завишу от ситуаций и не всегда умею управлять своими
реакциями». А затем, уже без ложной скромности, переходя на язык своих
сверстников, добавляла: «Он выбрал меня, наверное, и потому, что я не
выпендриваюсь». Джерми пригласил Стефанию играть в своем новом фильме
«Развод по-итальянски». Это был фильм новый во всех отношениях. Он знаменовал
начало для Италии жанра острой социально-этической сатиры, или, вернее,
трагикомедии; он был новым для самого Джерми, никогда ранее не ставившего
подобного рода фильмов; он был новым и для исполнителя главной роли Марчелло
Мастроянни, создавшего вполне гротесковый образ. Фильм, как известно,
имел общественное звучание-он явился вкладом в борьбу итальянской общественности
против средневекового законодательства, отсталых нравов, вековых предрассудков.
В этом большом фильме большого режиссера, в котором играл большой актер,
шестнадцатилетняя Стефания получила роль своей одногодки Анджелы. В итальянском
кино появился новый персонаж, обладающий довольно необычными чертами смесью
юношеской неуверенности с дерзостью, покорности с надменностью, вялой
апатии с неожиданными вспышками бурного темперамента. Маленькая Анджела,
задавленная сицилийским домостроем, учится лицемерить, притворяясь послушной
дочерью и примерной воспитанницей католического колледжа. Вспомним, как
эта притворщица, потупив глаза, идет в сопровождении служанки в церковь,
как она собирает цветочки на празднике непорочного зачатия, как шагает
под надзором монахини по набережной в Катании, когда вдруг встречает своего
возлюбленного. Вялая, вся странно опушенная, она зажигается, на лице ее
чередуются восторг и отчаяние, глаза полны слез, в них и тоска одиночества
и стремление излить душу. Анджела сразу же понимает нехитрую игру Фефе,
выдающего себя за дядюшку, и ловко разыгрывает сцену встречи с горячо
любимым родственником. А потом, сразу же погасив в себе все чувства, как
пай-девочка возвращается в пары и даже не глядит вслед Фефе, уходящему
с прощальным: «Слава Иисусу Христу». В ней угадывается бурный темперамент
и неожиданная в девушке-подростке сила характера. Она не сдается, не покоряется,
несмотря на побои и унижения. Она не побоится при всех, на городской площади
подойти к Фефе и вытереть своим платком щеку возлюбленного, которому плюнули
в лицо; не побоится кинуться к нему навстречу на перроне, когда, отбыв
недолгое наказание за убийство жены, он благополучно возвращается в родной
городок, чтобы жениться на Анджеле. А то, что Фефе жалок и не заслуживает
ее любви, маленькая Анджела прекрасно понимает. Быть может, не она жертва
его сластолюбия, а он-жертва этой притворяющейся тихоней, не по годам
взрослой девицы, которая жаждала вырваться из-под отцовского крова. Вспомним
финал фильма: получив независимость и богатого мужа с домом и яхтой, юная
супруга, нежась в объятиях Фефе, незаметно делает авансы стоящему за рулем
молодому матросу. Но, конечно, гораздо полнее непривычные зрителю черты
персонажей, воплощаемых Сандрелли, смогли раскрыться в следующем фильме
Джерми «Соблазненная и покинутая» (1964). Аньезе куда трагичнее Анджелы.
Испуганная, немногословная, с беспокойством во взгляде, Аньезе-Стефания
терроризована отцом; его тиранические заботы о ее чести и браке способны
довести девушку до болезни, до безумия. А тут еще ее любовь к соблазнителю
Пеппино, от которой она лишилась покоя, аппетита и вся иссохла. Анджела
давала обеты, которые не в силах была сдержать; более набожная и более
простодушная Аньезе исповедуется священнику: «Отец мой, мне так стыдно.
Я сама себе противна! Что мне делать?!». И налагает на себя епитемью:
чтобы побороть плоть, бедняжка кладет под простыню камни и шепчет по ночам
молитвы. Она сама себя уверяет: «ты должна крепиться, если ты от него
бежишь, значит, ты его боишься, значит, в тебя вселился дьявол!». Но Аньезе
в исполнении Стефании отнюдь не жалкое, забитое существо. В душе она бунтует
против домостроя, против власти отца, трусливости Пеппино. И ее протест
то и дело прорывается наружу вспышками вспыльчивости: охваченная мстительной
ревностью, она шпилькой выкалывает глаза фотографии Пеппино, шепча при
этом страшные, идущие из тьмы веков проклятия-заклинания. Сандрелли прекрасно
передает сложнейшую гамму противоречивых чувств, которые Аньезе испытывает
к Пеппино-она и любит его и вместе с тем презирает за благоразумную трусость.
Чтобы не выдать любимого, она сначала выдумывает, что ее обесчестил карабинер,
стойко выносит побои, заточение в чулане, куда ее запер отец. Но когда
Пеппино инсценирует похищение, Аньезе не желает подчиняться-все в силах
стерпеть сицилианка Аньезе, но только не подлость возлюбленного. И, наконец-кульминация:
сцена бреда, в которой перед глазами мечущейся в бреду Аньезе проходит
кошмарный шутовской хоровод всех ее гонителей. Образ Аньезе, простой сицилийской
девушки, жертвы предрассудков и домостроя-занял важное место в галерее
женских образов, созданных итальянским прогрессивным кино. Этот подлинно
народный образ создать Стефании было тем труднее, что сама она выросла
куда в более современной среде-в оживленном морском курортном городке
в Тоскане, а не на отсталом Юге. Как вы понимаете образ Аньезе?-спрашивали
Стефанию после съемок. В этом фильме все жертвы, отвечала она. Мне кажется,
что единственный персонаж, который не является «чудовищем» в том смысле,
какой этому придает Джерми,это именно Аньезе. Да, конечно, Аньезе, потому
что она моложе всех, она еще не впитала в себя образ мышления, традиционный
для ее родного острова... Я с нежностью вспоминаю Аньезеона, бедняжка,
такая искренняя, хотя и раба традиций и немножко истеричная. Аньезе в
чем-нибудь похожа на вас? Не знаю, пожалуй, нет. Быть может, нас сближает
то, что я всего на полтора года старше Аньезе и, конечно, иногда веду
себя так же, как и она. Фильм имел огромный успех во всем мире, а Стефания
была удостоена приза Французской киноакадемии и нескольких итальянских
премий. Через год, в 1965 году Стефанию пригласил сниматься в главной
роли в фильме «Я ее хорошо знал» режиссер Антонио Пьетранджели. Этого
недавно трагически погибшего во время съемок режиссера его друзья называли
«маленьким Мопассаном»: темой всех его фильмов было исследование души
женщины. Однако при всем своем психологизме фильмы Пьетранджели неизменно
носили социальную окраску и затрагивали актуальные проблемы и ситуации
итальянской жизни. Чтобы создать образ Адрианы, героини картины «Я ее
хорошо знал», постановщику надо было действительно хорошо знать жизнь
своих молодых современниц. Образ Адрианы взят из реальности, о подобных
трагедиях очень часто пишут итальянские газеты. Стефания сумела воплотить
персонаж молоденькой девушки, слишком рано в борьбе за кусок хлеба узнавшей
жизнь, но простодушной и наивной, а вместе с тем честолюбивой и настойчивой,
всеми средствами пролагающей себе путь в призрачный мир кино и гибнущей
в столкновении с жестокой действительностью. Адриана так же, как и Аньезе-жертва
несправедливости и безжалостности общества. Под внешним легкомыслием и
развлекательностью сюжета и ситуаций в фильме таятся глубокие социальные
и нравственные мотивы. Таких Адриан в Италиида и не только там-множество.
Казалось, ничто в существовании этой двадцатилетней девушки не предвещает
трагедии: все так просто и обыденно, чаще даже весело, чем грустно. И
вдруг-самоубийство. Но Стефания Сандрелли, передавая тончайшие нюансы
поведения и психологии своей героини, показывает нам, что этот неожиданный
конец-как это ни печально-закономерен и логичен. Цена жизни-вот та непомерно
дорогая цена, которую заплатит Адриана за свое легкомыслие. Шаг за шагом
Сандрелли рисует нам жизнь Адрианы: эта девушка из деревни работает в
парикмахерской, в баре, билетершей в кино, потом манекенщицей, позирует
для фоторекламы и, наконец, приближается к заветной цели к порогу чудесного
мира кино. Но за каждый маленький успех надо платить, и она расплачивается
своей молодостью и красотой. В этой постоянной борьбе-уже не только за
кусок хлеба, но и за новые туфли, за еще один модный паричок-в круговороте
легких знакомств и новых танцев ей некогда задумываться над своей жизнью.
Лишь изредка ей становится одиноко-это происходит чаще всего на пути домой
или в ее крошечной квартирке-и тогда она или нянчит ребенка соседки, или
болтает с незнакомым боксером, с парнем из гаража-такими же простыми и
бесхитростными, какой, по существу, остается и она. У Адрианы нет ничего
в жизни, кроме любимых пластинок, под мелодии которых проходят все ее
дни и ночи. И когда она, однажды под утро возвратившись домой, впервые
задумывается над своей жизнью, подводит итог всем обидам и разочарованиям,
осознает всю тщету усилий пробиться «наверх», этого оказывается достаточно,
чтобы она приняла решение. Она шагает в пустоту с балкона так же естественно
и легко, как делала все в своей жизни. За этой безыскусственной историей-глубина
социальной перспективы. Фильм ставит волнующую всех проблему-как жить
молодым. И не удивительно, что это искреннее и горькое произведение, таящее
под легкомысленным покровом джазовых мелодий тревогу и предупреждение,
было удостоено главной итальянской кино-премии «Серебряные ленты» за 1966
год. С такой же естественностью, непосредственностью и человечностью Стефания
в следующем своем значительном фильме создает образ другой представительницы
своего поколения-Маризы. Фильм назывался «Аморальный» и поставил его Пьетро
Джерми-актриса вновь вернулась к своему учителю. Мариза-провинциальная
девушка, самозабвенно полюбившая известного скрипача и последовавшая за
ним в Рим. Скрипач этот (играет его Уго Тоньяцци)-на редкость любвеобилен:
у него две жены, две семьи, которые он одинаково нежно любит, любви его
хватает и на юную Маризу и ребенка, который у них рождается. Если образ
героя фильма-противника разводов (развод этому троеженцу просто не нужен)
сатиричен и гиперболизирован, то созданный Стефанией образ Маризы трогателен
и вполне реален. В нем много и от Аньезе и от Адрианы. У этой очень молоденькой
девушки с выразительным, нервным личиком тоже яркая индивидуальность.
Главная черта ее-самостоятельность и бескомпромиссность. Она не хочет
ни в чем ни от кого зависеть, не хочет, последовав зову сердца, делить
с кем-либо любимого человека. Она откровенна, прямодушна, иногда вплоть
до резкости. А еще Маризу отличают серьезность и решительность. В ее самозабвенной
любви нет ничего от легкомыслия Адрианы. И Серджо-так зовут скрипача-не
устает восхищаться Маризой, смелостью и силой ее порывов. Это поистине
удивительная девушка, в которой детская порывистость и своенравность сочетаются
со зрелостью чувства. Но характер у Маризы трудный: она болезненно самолюбива,
замкнута, упряма, очень ревнива, порой бывает злой и не желает сдерживать
своей ярости. Из всех трех жен Мариза одна не желает мириться с парадоксальной
ситуацией: она слишком молода и честна, чтобы соглашаться на подобные
ухищрения. В конце 1968 года Сандрелли уехала сниматься в Болгарию в фильме
итало-болгарского производства «Любовница Граминьи», который ставит Карло
Лидзани. Это экранизация новеллы итальянского писателя прошлого века Джованни
Верги-романтическое повествование о смелом бунтаре-защитнике крестьян
Граминьи и его верной подруге. «Эта моя роль весьма отличается от всех
предыдущих-говорит Стефания. Я покажу на экране сицилианку, которая, несмотря
на ужасающе тяжелую жизнь, остается нежной, не растрачивает лучших качеств
простой деревенской девушки». А Лидзани на вопрос, почему он выбрал на
центральную женскую роль Стефанию, отвечает: «Потому, что кроме всех других
достоинств хрупкая Сандрелли излучает смелость и самоотверженность в любви,
которые так необходимы для создаваемого ею образа». Стефания снималась
и в нескольких других фильмах, обычно играя своих юных современниц, девушек,
взятых из повседневной жизни. Но пока что главными вехами на ее еще коротком
артистическом пути остаются Анджела, Аньезе, Адриана и Мариза-четыре ярких
образа простых итальянских девушек, воплощая которые взрослела вместе
со своими героинями сама актриса, обогащалась и творчески и нравственно.