Крутой
иностранный мафиози Стамп узнает о новом изобретении советского профессора
Громова, который создал электронного робота. Он посылает члена банды по
имени Урри в СССР выкрасть его, чтобы впоследствии использовать в «ограблении
века». Профессор Громов придает роботу, которого называет Электроник,
внешность мальчика с обложки красочного журнала. Между профессором и Электроником
происходит разговор, из которого следует, что Электроник хочет стать настоящим
человеком. Профессор Громов не улавливает серьезного тона своего изобретения,
насмешливо обрывает Электроника, и тот, обидевшись, убегает из его квартиры.
И надо же такому случиться, что вскоре Электроник встречается с мальчиком
с обложки того самого журнала. Они выглядят близнецами. Мальчика зовут
Сергей Сыроежкин. Он-обыкновенный ученик 6-го класса. Ребята быстро дружатся,
и Сергей предлагает помочь Электронику стать человеком. Для этого они
просто меняются местами. Вот тут и начинаются приключения Сережи Сыроежкина,
его двойника Электроника, а также их одноклассников, учителей, родителей
и иностранного бандита Урри…
Темы, использованные Евгением Велтистовым, уже звучали в картинах «Дьявольское
семя» (1977) и «Принц и нищий» (1977). Последняя треть картины, посвященная
банде Стампа, самая неудачная и не вписывается в общую «школьную» тематику
фильма. Следует отметить и частую неряшливость режиссера при постановке
комбинированных или игровых эпизодов: песенно-танцевальных, хоккейного
матча. Константин Бромберг снял картины «Крейцерова соната» (1977) и «Чародеи»
(1982). Картина получила приз и диплом жюри за лучший фильм для детей
на всесоюзном телефестивале в Ереване и «Алую гвоздику»-приз ЦК ВЛКСМ-за
лучший фильм для детей. Песни из фильма стали культовыми для целого поколения
школьников и популярны до сих пор.