Молодой
парень Аарон Сэмплер арестован по подозрению в злодейском преступлении-убийстве
архиепископа Ричарда Рашмэна, славившегося своим гуманизмом. У жертвы отрезаны
четыре пальца, выколоты глаза, а на груди красуются загадочные цифры. Аарон
прислуживал в церкви архиепископа. Несколько лет назад он приехал в город
без гроша в кармане, не имея родственников, и Рашмэн взял его в свою обитель.
В виновности «мальчика у алтаря» уверены все. Защищать его берется преуспевающий
адвокат Мартин Уэйл. Во время одного допроса на Аарона неожиданно находит
приступ, и он в грубой форме рассказывает Уэйлу, что это он убил архиепископа.
Оказывается, Рашмэн использовал своих «служек» для того, чтобы снимать с
их участием порнографические фильмы. А Аарон, скромный, забитый и заикающийся
паренек был одним из участников тех пахабных съемок. В конце концов, все
это, плюс несчастливое и трудное детство, привело к раздвоению его личности,
к появлению злого и агрессивного Роя, который жил у него в подсознании и
появлялся на свет только в минуты сильного потрясения или возбуждения. В
один из таких моментов, Аарон или, точнее, Рой, убил архиепископа. Уэйлу
нужно приложить максимум усилий, чтобы во время приближающегося к концу
судебного процесса убедить присяжных не отправлять на электрический стул
больного человека…
Классическая трактовка темы раздвоения личности в стиле картины «Воспитание
Каина» (1992), но с юридическим оттенком. Дебютант Эдвард Нортон («Народ
против Ларри Флинта», 1996; «Все говорят: я люблю тебя», 1996; «Бойцовский
клуб», 1999; «Красный дракон», 2002) номинировался
на «Оскар», приз британской киноакадемии «BAFTA» и приз академии фантастических
фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США «Сатурн»
за лучшую роль второго плана. Но получил только «Золотой глобус». А первоначально
его роль планировалось отдать Леонардо Ди Каприо, который отказался от нее.
Как, впрочем, и Уил Уитон, который об этом очень сожалел, заявив, что именно
после этого его карьера покатилась под уклон. На роль Аарона Сэмплера проходили
пробы 2100 актеров, в том числе молодой Мэтт Дэймон. Страх, ложь и цинизм-вот
основные темы этой судебной драмы. Режиссерский дебют в полнометражном кино
ветерана Грегори Хоблита, который ранее работал на телевидении и многократно
получал награду «Эмми» за эпизоды из полицейских сериалов «Хилл-стрит блюз»
(1981), «Закон Лос-Анджелеса» (1986), «Полиция Нью-Йорка» (1993). Гримом
занималась Халли Д’Аморе («Стальные магнолии», 1989; «Дик
Трейси», 1990; «Игрушки», 1992; «Форрест
Гамп», 1994; «Аполлон-13»,
1995; «Американский президент», 1995; «Феномен»,
1996; «Цепная реакция», 1996; «Контакт»,
1997; «Город ангелов», 1998; «Сбежавшая невеста», 1999; «Осень в Нью-Йорке»,
2000; «ХХХ», 2002). При бюджете в 30 миллионов долларов картина в прокате
США собрала 56 миллионов и еще 25 миллионов выручила за право использования
на территории США.