Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ПРИВЯЗАННЫЙ АЭРОСТАТ»
(Privarzaniyat balon)

Болгария, 1967, 98 мин., ч/б, «Boyana Film/Feature Film Studio»
Режиссер Бинка Желязкова, сценарист Йордан Радичков, композитор Симеон Пиронков
В ролях Георгий Калоянчев, Григор Ячков, Георгия Георгиев-Гетц, Иван Братанов

Над болгарской деревней неожиданно появляется заградительный аэростат. Испуганные жители деревни решают сбить его выстрелом. Но воздушный шар улетает в горы. Крестьяне, вооруженные до зубов, двинулись за ним. Но они не одиноки в этом начинании. Есть еще одна вооруженная группа, которая преследует аэростат. Между этими двумя группами разгорается спор, свойством которого является воздушный шар. Оказывается, воздушный шар летел из Румынии над рекой Дунай. В суматохе, последовавшей за спором, воздушный шар падает. Приезжает полиция и наказывает жителей деревни за вмешательство в чужие дела…
Картина моментально подверглась остракизму и была запрещена. Режиссеру Бинке Желязковой запретили снимать фильмы вплоть до 1972 года.
Из журнала «Искусство кино». Романтичность, которая подкупала в первой картине Бинки Желязковой «Как молоды мы были», в новой се работе приобретает оттенок несколько парадоксальный. Романтика, ранее пронизывавшая конкретные деяния юных подполыцнкон-антифашистов, теперь как бы выделена из человеческой среды, выпала в удел предмету неодушевленному-аэростату воздушного заграждения, который где-то на севере оторвался от своей привязи. Гонимый воздушными течениями, проплыл тысячи километров, минуя границы и преграды со зловещими надписями «verboten» и остановился над горным болгарским селом. Фильм выстроен на сопоставлении двух стихий: стихии романтической свободы, символизируемой аэростатом, и приземленной стихией крестьянского практицизма. Рассчитавшие, на что они употребят неожиданно полученный подарок, крестьяне проникаются к аэростату какой-то нежностью и уважением, и когда в финале полицейские расстреливают аэростат из винтовок, крестьяне чувствуют, что у них отняли что-то близкое и дорогое. Бинка Желязкова говорит о своем фильме: «Он утверждает человеческие порывы к красоте и свободе, к органическому раскрепощению от мещанских норм существования. Фильм переносит нас в годы фашистского террора, и его можно толковать как своеобразное отражение того времени, как отражение стремления к свободе».