Петербург начала двадцатого века. Две семьи попадают в руки производителя
порнопродукции. Позируют слепая женщина Екатерина, совсем молоденькая
девушка Лиза, сиамские близнецы Коля и Толя. Мы видим четкие границы:
люди и уроды, добро и зло. Но вскоре на авансцену выходит немец Иоганн.
Весь мир переворачивается: мы перестаем понимать, где люди, а где уроды,
где добро, а где зло. Они так же неразрывны, как и сиамские близнецы.
Чтобы показать это, режиссер делает одного из них пьяницей, а другого
безнадежно влюбленным, чистым созданием. «Мученики» пытаются сбежать от
своих «мучителей», но это оказывается невозможным, так как мир превращается
в замкнутый круг. А потом, сами «жертвы» уже не могут существовать без
«палачей»: главная героиня Лиза, не успев избавиться от Иоганна, тут же
прибегает к услугам публичного дома. Один из близнецов умирает от алкоголизма,
а второй не может жить без первого. То есть добро не существует без зла.
Иоганн, потеряв своих «моделей», идет в кинематограф, чтобы увидеть их
на экране, и плачет…
Картина снята в манере немых фильмов начала прошлого века. Фильм участвовал
в конкурсной программе кинофестиваля в Эдинбурге. На международном кинофестивале
в Стамбуле картина получила специальный приз жюри. На международной неделе
фантастического кино в Малаге Сергей Маковецкий был признан лучшим актером,
картина получила приз за лучшую операторскую работу и удостоилась «специального
упоминания». Картина получила национальную премию «Ника» как лучший фильм
года, Алексей Балабанов был назван лучшим режиссером (наряду с Отаром
Иоселиани за фильм «Brigands, chapitre VII», 1996), а картина номинировалась
за лучшую операторскую работу, костюмы, звук, художественное оформление
и актера (Сергей Маковецкий).