Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books  Prospero's Books

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Prospero's Books

«КНИГИ ПРОСПЕРО»
(Prospero's Books)

Нидерланды-Япония-Франция-Италия-Великобритания, 1991, 124 мин., «Allarts/Cinea/Camera One»
Режиссер и сценарист Питер Гринуэй по Уилльяму Шекспиру, композитор Майкл Найман
В ролях Джон Гилгуд, Майкл Кларк, Мишель Блан, Эрланд Джозефсон

Просперо, бывший герцог Милана, свергнут младшим братом Антонио и королем Неаполя и сослан вместе со своей дочерью Мирандой на дальний остров, где провел 12 лет, собирая книги и предаваясь изысканным развлечениям. Но вероломство брата гнетет Просперо, и он пишет пьесу, в которой корабль с его недругами попадает в бурю, и они оказываются на этом острове. Просперо, произносящий слова за всех героев, окончательно теряет грань между вымыслом и реальностью…
Эстетский, интеллектуальный режиссер Питер Гринуэй опять стремится поразить зрителей не только необузданной фантазией, не только обилием обнаженных тел и рискованных кадров, но и усложненностью изобразительного решения, перенасыщенностью метафорами и мифологическими аллюзиями. Режиссер создает свой собственный мир. А это способен принять не каждый зритель. В начале картины следует предупреждение, что это кинематографическая версия книги Уилльяма Шекспира «Буря». Версия Гринэуэя чрезвычайно смела и, наверняка, шокирует людей, не знающих его творчества. Почти весь текст читает знаменитый актер Джон Гилгуд в роли Просперо. Все остальные актеры являются скорее статистами, а не персонажами. Очень много обнаженных тел, зрительный ряд потрясет воображение даже наиболее искушенных киноманов, а операторская работа, декорации и костюмы выше всяких сравнений. Получит ли зритель удовольствие от просмотра, сказать очень трудно, так как люди все разные. Скажу только что, судя по опросам, картина нравится и не нравится людям, совершенно независимо от уровня их достатка, образования и социального положения. Фильм представляет собой неожиданную версию классики-истории о миланском герцоге Просперо, отправленном своим братом в открытое море и оказавшемся на острове вместе со своими волшебными книгами и маленькой дочерью. Режиссер решает сразу несколько проблем, наделив Просперо полномочиями Шекспира. Он абстрагируется от необходимости следовать сюжету оригинала, он делает текст лишь одной из составляющих действия. И он передает работу с шекспировским стихом в руки достойнейшего. Лучшего выбора, чем Джон Гилгуд, он вряд ли мог сделать. Актеру тогда было уже 86, но его голос в фильме-мощный режиссерский инструмент. Гилгуд мечтал организовать экранизацию «Бури» много лет, пытался привлечь к проекту Акиру Куросаву и Ингмара Бергмана. Неудивительно, что он сыграл так, будто на кону стояла вся его актерская репутация. Для Питера Гринуэя 24 книги Просперо более важны, чем сам Просперо . Их тематика безгранична-это книги воды, движения, любви, игр и так далее. Оживающие на их страницах образы создают свой отдельный мир, в котором есть место всему, что может взволновать и затронуть человека. Художественное образование Гринуэя здесь реализуется с особенной силой, подкрепленное новейшими средствами компьютерной графики. Образы книг Просперо технологически органично вплетаются в интерьер, который символизирует развитие сюжета. Роскошный видеоряд, созданный режиссером, является самостоятельной ценностью, как минимум равнозначной шекспировскому тексту. В сочетании с неоклассической музыкой Майкла Наймана режиссерское рококо-это самый натуральный ренессансный пир плоти, причем даже то слабое прикрытие, которое имеют некоторые тела, оформлено в стиле живописи Возрождения. Однако для современного зрителя в этом есть элемент определенного сюрреализма, особенно в сочетании со диковинными предметами и интерьером, которые в фильме доминируют. Первые кадры фильма просты и символичны: падают капли воды. Как известно, монотонно каплющая вода порождает гипнотический эффект. И хотя капли будут падать недолго, фильм от начала до конца-растянутый сеанс гипноза, и лучше этому не противиться, потому что погрузиться в предлагаемый Гринуэем транс-хороший способ воспринять то, что он снимает. Джон Гилгуд хотел сыграть свою любимую театральную роль Просперо в кино еще в середине шестидесятых годов. Актер пытался убедить снять фильм Орсона Уэллса, Акиру Куросаву и Ингрида Бергмана. Но лишь спустя четверть века проектом заинтересовался Питер Гринуэй. Британская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучшие визуальные эффекты. На кинофестивале «Fantasporto» картина номинировалась на Гран-при. На Венецианском кинофестивале картина номинировалась на «Золотого льва». На международном кинофестивале в Варшаве картина получила приз зрительских симпатий.