Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo  Rio Bravo

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Rio Bravo

«РИО БРАВО»
(Rio Bravo)

США, 1959, 141 мин., «Armada Productions»
Режиссер и продюсер Ховард Хоукс, композитор Дмитрий Темкин
В ролях Джон Уэйн, Дин Мартин, Рикки Нельсон, Энджи Диккинсон, Уолтер Бреннан, Уорд Бонд

Джон Чэнс, шериф Рио-Браво, сажает под арест Джо Бардетта, негодяя и убийцу, брата Натана Бардетта, самого крупного собственника в этом краю. В ожидании приезда судебного пристава Джон должен оборонять тюрьму от Натана, твердо решившего освободить брата. Для этих целей Натан использует наемников, платя им за работу золотом. Многие спешат прийти на выручку Джону, который, впрочем, никого об этом не просит; первым приходит Франт, бывший помощник шерифа, а ныне-первостатейный пропойца, страдающий от несчастной любви. Помогая другу, он вовсю старается не пить и вновь обретает душевное равновесие и самоуважение. Кроме него, есть старик Пень: несмотря на свою хромоту, он хочет быть полезным и вечно ворчит и жалуется, что на него обращают мало внимания. Ему поручают охранять арестованного: он должен все время находиться в тюрьме и не выходить на улицу. Перышко, профессиональная картежница, недавно приехавшая в город, хочет доказать свою порядочность Джону, который относится ко всем женщинам вообще крайне враждебно. Она влюблена в Джона и тоже пытается ему помочь-хотя тот не просит о помощи. Молодой человек Колорадо, помощник начальника конвоя Пэта Уилера, друга Джона, переходит на сторону шерифа (и в критический момент выручает его из беды) после гибели, когда его командира убивают головорезы Бардетта. Чтобы потрепать шерифу нервы, Бардетт заставляет трубача играть «Дегуэльо»-мексиканскую мелодию, которую играли при Аламо. Людям Бардетта хитростью удается захватить помощника шерифа Франта. Стороны договариваются об обмене пленными и с величайшей аккуратностью проводят его. Едва поравнявшись с Джо Бардеттом, Франт кидается на него и сбивает его с ног. Начинается перестрелка. Джон, наконец, получает преимущество в бою благодаря динамитным шашкам, найденным в повозках Пэта Уилера: старый Пень кидает их в дом, где укрылся Бардетт со своей бандой. Джон возвращается в гостиницу и встречает Перышко, которая изо всех сил старается вырвать из его уст хоть что-то, похожее на признание в любви…
Самый знаменитый вестерн Ховарда Хоукса (в Париже он имел громкий и продолжительный успех, чего совершенно не ожидали прокатчики). Как и Форда в картине «Двое скакали вместе» (1961), Хоукса мало заботит обновление жанра или самого себя: он устраивается поудобнее в жанровых рамках и делает акцент на том, что любит, будь то в вестерне или в любом другом жанре. Форд любит противоречить самому себе и создавать удивительные интонационные перепады; Хоукс-чтобы в фильме было побольше юмора, поменьше интриги и персонажи поколоритнее. Все пространство 141-минутного фильма полностью и сознательно отдано на откуп небольшой группе персонажей, тесно связанных между собой (и сыгранных великолепными актерами). Хоукса всегда увлекали группы персонажей, начиная с самых маленьких и самых спаянных-влюбленных пар и дружеских дуэтов. Группа людей более изменчива, чем отдельный человек. Чтобы заметить изменения в ней, надо обладать терпением, острым глазом и неплохим чутьем. В коллективе каждый чувствует на себе взгляд другого человека и в то же время пытается изменить этот взгляд, изменив самого себя. Чтобы в очередной раз рассказать нравственную историю группы людей, Хоукс берет за основу отправную ситуацию фильма «Ровно в полдень» (1952), перевернув ее с ног на голову и рассмотрев критически. Шериф нуждается в помощи, чтобы сразиться с превосходящими силами врага. В «Ровно в полдень» он молит о помощи всех окружающих, но ни от кого ее не получает. Здесь же он умоляет всех не помогать ему и получает поддержку отовсюду. Этот шериф-виртуоз педагогики. Он получает от других то, что ему нужно, даже ни разу не попросив. Больше того: другим все время кажется, будто они о чем-то его просят. Франт просит относиться к нему как к человеку, а не как к жалкой развалине. Старик Пень хочет быть полезным членом общества, а не бестолковой обузой. Кроме того, он просит любви к себе, чем похож на ребенка: Хоукс отмечает это с лукавой насмешкой, не давая старику поблажек. Перышку надоела слава карточного шулера и роль обычного украшения интерьера. Но наибольший эффект педагогический талант шерифа оказывает на самого юного героя этой истории-Колорадо. Шериф не торопит его в принятии решения (когда видит, что оно может пойти вразрез ожиданиям). Он терпеливо ждет, пока Колорадо сам придет к нему: так он будет верить, что сделал это по собственной воле. Кроме того, Колорадо, наряду с Джоном-лучший профессионал во всей группе; в их образах Хоукс привычно, мимоходом, восхваляет профессионализм. Хоукс снимет еще две вариации, использующие тему и персонажей этого фильма: «Эльдорадо» (1967) и «Рио-Лобо» (1970, свой последний фильм.) Эти вариации по качеству далеки от оригинала, сюжет которого, напомним, был написан родной дочерью Хоукса. Первые четыре минуты в фильме нет диалогов. Джон Уэйн нервничал при съемках любовной сцены с Энджи Диккинсон (ради рекламы этого фильма ее ноги застраховали в лондонском обществе «Lloyds»), которую он был старше ровно в два раза (актеру был 51 год). Это первый фильм Хоукса за последние четыре года. После провала картины «Земля фараонов» (1955) режиссер не работал и жил в Европе. агент Дина Мартина попросил у режиссера хоть какую-нибудь роль для своего подопечного. Хоукс назначил прослушивание на 9.30 утра. Позднее он узнал, что накануне Дим Мартин должен до полуночи выступать в Лас-Вегасе, после чего арендовать частный самолет и лететь к Хоуксу. Режиссер настолько был впечатлен таким постуком, что просто позвонил Мартину и сказал, что роль его. Интересно, что Квентин Тарантино, намереваясь завести «близкое» знакомство с девушкой, всегда показывал ей этот фильм. Если картина девушке не нравилась, их отношения дальше не развивались. Только за право использования на территории США картины выручила 5, 8 миллионов долларов.