Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
1920-е
годы. Растет слава гангстера Джека Даймонда. Своей дерзостью и грубым
очарованием он соблазняет учительницу танцев, и та становится его женой.
За способности к танцам ему дают прозвище Ногастый. Совершив несколько
смелых ограблений, он оказывается за решеткой. Выйдя на свободу, он плетет
интриги, чтобы занять место телохранителя, а затем и ближайшего помощника
одного знаменитого гангстера. После смерти босса он без зазрения совести
начинает вымогать деньги из его основных партнеров, будучи прекрасно осведомлен
о каждом их шаге (с любовницей одного он в связи). Он выбрасывает из окна
Морана, который намеренно покалечил его брата так, что тот на всю жизнь
остался инвалидом. После возвращения из Европы, куда Ногастый ездил, чтобы
порадовать жену, и где все время проводил в кинотеатрах, глядя хронику
о сухом законе, судьба начинает поворачиваться к нему спиной. Синдикат,
объединивший отныне гангстеров США, дает ему отпор; из-за поднятой шумихи
имя Ногастого слишком часто попадает на страницы газет. Его жена пьет
и просит, чтобы ее убили-только так она сможет очиститься от позора своей
любви к нему. Она уходит от Ногастого. Даймонд находит бывшую любовницу
босса, которая была некогда и его любовницей. Она возвращается к нему-но
лишь затем, чтобы стащить у него револьвер. Даймонд умирает безоружным…
История восхождения Даймонда описана Баттичером при помощи коротких, очень
компактных, очень изобретательных эпизодов, выстроенных в нервном, наэлектризованном
ритме. Автор необычайно чутко использует прием умолчания, который на редкость
эффективно повышает градус зрительского интереса. Действия и поступки
гангстера, временно неуязвимого благодаря своему невежеству, чванству
и безжалостной жестокости, описаны с язвительным юмором. Если нужно устранить
соперника в любви, он отдавливает ему ногу мусорным ящиком. Если надо
выиграть танцевальный конкурс, он поджигает платье партнерши самого опасного
конкурента. Беттикер показывает все, на что способен, и в этом ему помогает
очень резкий операторский стиль, лишающий изображение и действие всякой
двусмысленности. Фильм-noir отжил свое, и Баттичер оставляет позади этот
жанр и его смертоносные хитросплетения. Он предпочитает четкое, сухое,
документальное изложение. К сожалению, в последней части фильма, посвященной
падению гангстера, режиссер отходит от этого стиля и этого юмора, которые
так замечательно ему удавались. Поскольку в первой половине картины Даймонд
описывается как пустой человек, огромный мыльный пузырь, мы ожидаем, что
во второй половине он лопнет и это будет показано с такой же точностью
и интонационной силой. Однако Баттичер захотел сыграть на тон выше-стремясь
добиться трагической серьезности, которая совсем ему не подходит. Тем
самым он впадает в пафос. Желая расширить образ главного героя, сделать
его объемнее, автор добивается лишь того, что образ этот, до сих пор точный
и убедительный, оказывается размыт. Желание гнаться за двумя зайцами,
приводящее к половинчатым успехам, характерно для Баттичера: в своем поколении
американских режиссеров он-один из очень немногих, кто не чувствовал границ
своих возможностей, у кого амбиции и гордыня перевешивали масштаб дарования
и арсенал доступных средств. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшие
костюмы. Это дебютный фильм Дайан Кэннон («Пленки Андерсона», 1971; «Шэмус Маккой», 1973).