Saint Joan  Saint Joan  Saint Joan  Saint Joan  Saint Joan  Saint Joan  Saint Joan

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Saint Joan

«СВЯТАЯ ЖАННА Д'АРК»
(Saint Joan)

США-Великобритания, 1957, 110 мин., ч/б, «Wheel Productions»
Режиссер и продюсер Отто Премингер по Бернарду Шоу, композитор Миша Сполянский
В ролях Жан Себер, Гарри Эндрюс, Джон Гилгуд, Ричард Уидмарк, Ричард Тодд

Спокойный сон короля Карла Седьмого нарушен: он просыпается среди ночи, ему снятся кошмары. Он видит Жанну, стоящую у его ложа. «Я-сон, я снюсь тебе»-произносит она. Карл спрашивает, сильно ли она страдала на костре. Он говорит, что родители Жанны добились аннуляции процесса. «Смогут ли они аннулировать мое сожжение?»-спрашивает она с иронией. Думая о ее судьбе, король говорит: «Ты ведь всегда добивалась своего, не так ли?». Она, улыбаясь, кивает…Первый флэшбек. Уже в 17 лет она убедила Бодрикура, владельца земель вокруг Вокулера, дать ей доспехи, небольшой эскорт и рекомендательное письмо к дофину. Она рассказала Бодрикуру о голосах, приказывающих ей отправиться в Орлеан и снять с города осаду англичан. «Они идут из твоего воображения!»-заявил Бодрикур. «Конечно. Ведь именно так Господь передает нам послания»-ответила Жанна. В Шиноне некий солдат стал приставать к ней. Она предсказала ему скорую смерть-и в самом деле бедняга попал под копыта собственной лошади. При дворе она узнала Синюю Бороду-самого безобразного и неискреннего вельможу в королевстве, шутки ради заранее севшего на трон вместо дофина. Она попыталась вдохнуть в дофина смелость и энергию, хотя тот мечтал лишь о спокойной жизни вдали от сражений и был готов на любой мир. Дофин поручил ей командование войсками. Французские солдаты стояли лицом к Орлеану на другом берегу Луары и ждали, когда подует западный ветер. Жанна попросила у Дюнуа, командовавшего войсками, поручить ей возглавить атаку. Затем она помолилась, и западный ветер подул. После победы над англичанами дофин, как ему и обещала Жанна, был коронован в Реймсе под бурный рев восторженной толпы. Жанна осталась в тени, чтобы слава осветила только нового короля. Он же проявил к ней одну лишь неблагодарность, не удержав ее ни словом, когда она выразила желание уехать. Она отправилась плакать в часовню. У своего единственного друга Дюнуа она спросила, за что ее так ненавидят при дворе. Затем призналась ему: «Я слышу голоса в звоне колоколов». Но, по мнению скептика Дюнуа, за каждым ее поступком кроются обдуманные и веские причины. «Жаль, что ты ребенком не рос в моей деревне-говорит она ему-Я бы могла с тобою нянчиться». Но единственной заботой Жанны теперь был Париж: его надо было занять всенепременно. Она попыталась убедить в этом короля, пока тот играл в классы с придворными. Король сослался на нехватку денег. «Но церковь богата»-сказала Жанна, обращаясь к архиепископу, не испытывавшему к Жанне теплых чувств. Если она будет упорствовать и дальше, сказал он, ее отлучат от церкви. В Париже ее, несомненно, сожгут на костре как ведьму. «Сила господа-в его одиночестве-провозгласила Жанна-Мое одиночество и для меня станет силой». Возвращение в комнату короля и к его сну. «Тебя лее предупреждали!»-говорит Карл Жанне. Появляется граф Уорвикский. Это он заплатил, чтобы ему доставили Жанну. Он просит у нее прощения. Он руководствовался исключительно политическими мотивами, а не личными…Второй флэшбек. В тюрьме к Жанне приходит инквизитор и просит палача показать пленнице орудия пыток. Граф Уорвикский и в особенности его капеллан мэтр Стогамбер считают, что подготовка к процессу затянулась. Они жалуются на это Кошону, епископу Бове, который будет председательствовать на суде. На процессе Жанна не хочет клясться в том, что будет говорить только правду. Также она отказывается сменить мужское платье на женское, поскольку голоса запрещают ей это. «Все, что я сделала, я сделала по Божьему повелению»-таков ее главный довод в свою защиту. Узнав, что костер для нее уже готов, она признается, что голоса ее обманули, и подписывает акт отречения. Так она снова возвращается в лоно церкви. Стогамбер в ярости сообщает об этом графу Уорвикскому, который предпочел держаться в стороне от процесса. Услышав объявление о своем пожизненном заключении, Жанна восклицает: «Разжигайте огонь! Мои голоса были правы!». Ее уводят солдаты графа Уорвикского-впрочем, если бы она не разорвала бумагу, исход был бы тем же. Инквизитор не возражает. В глубине души он считает, что если на суде и была допущена ошибка, то это не такое уж большое зло, поскольку в его глазах, как он признается пораженному Кошону, Жанна невиновна: она не поняла ни одного слова, сказанного на процессе. Жанну ведут на костер через негодующую толпу. Когда загорается огонь, Стогамбер, самый пылкий обвинитель Жанны, более всех страдает от этого зрелища. Теперь он знает наверняка, что проклят. Он увязывается за графом Уорвикским, которого раздражает его несдержанность. «Уймитесь, мэтр Стогамбер»-ледяным тоном говорит ему граф Уорвикский. Возвращение в комнату короля. Появляется Когаон. После смерти он был отлучен от церкви; его тело выбросили в сточную канаву. Дюнуа по-прежнему жив. Он подтверждает, что англичан повсюду прогнали из Франции. Появляется некий солдат-тот самый англичанин, который по просьбе Жанны сколотил на костре крест из двух деревяшек. Это единственный добрый поступок, совершенный им за всю жизнь, и каждый год солдат получает за него один день свободы, который он может провести за пределами ада. Путешествуя через вечность, он сообщает раздосадованному королю, что во Франции, откуда пришлось выгнать немцев, установилась республика. Наконец, все призраки, кроме Жанны, исчезают. Король снова ложится в постель. Оставшись одна, Жанна спрашивает: «О, Господь, сотворивший эту прекрасную землю! Сколько еще пройдет времени, прежде чем она примет твоих святых? Сколько пройдет времени?». Король, по-прежнему неспокойный, поворачивается к стене…
Это один из редких проклятых фильмов в истории кинематографа. Он не только был освистан публикой и разорван на клочки критикой, но приобрел очень незаслуженную репутацию: фильма, извратившего пьесу Бернарда Шоу. Английские критики были на этот счет особенно жестоки и несправедливы. Как Отто Премингер мог извратить пьесу Шоу, если с годами все больше приближался к творчеству Шоу, если его так многое роднило с английским писателем, если у них было так много точек пересечения: скептицизм, склонность к парадоксам, отказ от сентиментальности и под оболочкой холодности и застенчивости-подлинная доброта? В «Святой Жанне Д'Арк»-как в пьесе, так и в фильме-тяга к парадоксам громко заявляет о себе в одновременно реалистичном и мифическом образе главной героини, который может понравиться (и не понравиться) и агностикам, и верующим. Парадоксально и изложение ее судьбы: на первый взгляд оно объективно, но с таким же успехом может оказаться лишь горячечным сном слабоумного монарха. Это-не только верная экранизация Шоу, но и стопроцентно авторский фильм. Как и в других фильмах режиссера «Лаура», «Веер» и «Здравствуй, грусть», реальность тут видится издалека, словно из Зазеркалья, со стороны вечности-так лучше видна вся сложность и деликатность этой реальности, нежели в призме скорых поверхностных суждений. Идея представить историю Жанны во флэшбеках, отталкиваясь от сна Карла Седьмого, принадлежит Премингеру и Грэму Грину, которые воспользовались в этих целях эпилогом пьесы Шоу. В пьесе события изложены в хронологическом порядке. Жанна, которую Джин Себер воплощает с гениальной непосредственностью и достоверностью-настоящая героиня Премингера, упрямая и чарующая, многоликая и все же цельная, чья победа обернется трагедией. Потаенная сердцевина картины-и то, что больше всего интересовало Премингера в пьесе Шоу-это отношения между Дюнуа и Жанной. Через них, как это часто случается в фильмах Премингера, мы видим, что любовь лишь тогда достойна зваться любовью, когда ей не суждено состояться. Нежные платонические отношения между Жанной и Дюнуа-лишь одна из многочисленных зарисовок Премингера на тему несостоявшейся любви, зачастую приправленных душераздирающей грустью. Любовь здесь-это хрупкое неутоленное чувство; в нем больше наполненности, чем где бы то ни было. В постановке Премингер довел до высочайшего технического мастерства пристрастие к длинным планам: сложным, извилистым, ползучим, преображающим, как в сцене игры в классы, пространство сцены в пространство экрана. Кинематограф почти всегда тянется к театру и становится самим собой лишь в результате суровых самоограничений, некоей алхимии, на которую способны только очень немногие режиссеры. Премингер зарекомендовал себя мастером этой алхимии. Когда она удается, слова в какой-то степени теряют власть; и то, что на театральной сцене служило объяснением, вновь оборачивается тайной за аквариумным стеклом экрана. Премингеру не раз доводилось создавать картины глобальных масштабов на основе маленьких сюжетов. В случае со «Святой Жанной Д'Арк» он взял глобальный сюжет и создал на его основе личную, потайную картину, сделанную для собственного удовольствия и предназначенную для очень узкого круга избранных-и уж они в данном случае удовлетворены абсолютно. В сцене сожжения героини на костре плохо с работали постановщики спецэффектов и актриса Джин Себер действительно получила небольшие ожоги. Первоначально главная роль была предложена Одри Хепберн. По слухам, актриса отказалась из-за того, что ее мужу актеру Мелу Ферреру не предложили роль дофина (она ушла Ричарду Уидмарку), что Феррер категорически отрицает.
Жанна Д’Арк (1412-1431)-национальная героиня Франции, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена как еретик и сожжена на костре. Впоследствии в 1456 году была реабилитирована и в 1920 году канонизирована-причислена католической церковью к лику святых. Столетняя война началась в 1337 году с нападения на Францию английского короля Эдуарда III, заявившего о своих правах на французский престол. Вплоть до 1415 года война шла с переменным успехом: французы терпели жестокие поражения, но все же им удавалось держать под контролем значительную часть страны, и даже временами отвоевывать некоторые территории. Но в 1415 году ситуация для французов резко ухудшилась: в Англии прекратилась междоусобица, и король Генрих V из новой династии Ланкастеров начал решительное вторжение на материк. В самой Франции внутренняя ситуация была катастрофическая, страной формально правил безумный король Карл VI, за реальную власть в стране боролись группировки арманьяков и бургиньонов. 25 октября 1415 года французские войска были разбиты в сражении при Азенкуре. В 1416 году бургундский герцог Иоанн Бесстрашный заключил союз с англичанами. Вскоре он стал хозяином Парижа и стал править от имени безумного короля совместно с женой последнего Изабеллой Баварской. Дофин Карл, наследник Карла VI, лишь чудом сумел бежать на юг страны. В 1420 году был подписан договор в Труа, согласно которому дофин Карл объявлялся лишенным прав на корону. Королем после смерти Карла VI должен был стать Генрих V Английский, обрученный с французской принцессой Екатериной, а за ним-его сын, рожденный от этого брака. Это был смертный приговор независимости Франции. В 1422 году Генрих V внезапно умер, и королем обоих государств стал его девятимесячный сын Генрих VI. Регентом при малолетнем короле стал английский герцог Бедфорд. Чтобы полностью подчинить Францию, англичанам достаточно было соединить оккупированную северную Францию с давно контролируемыми ими Гиенью и Аквитанией на юге. Ключевым пунктом, мешавшим им это сделать, был город Орлеан, операция по взятию которого началась в 1428 году. Защитники оборонялись храбро, но исход осады казался предрешенным. Традиционная дата рождения Жанны 1412 год, однако в декрете папы Пия X от 6 января 1904 года, принятом вслед за торжественным заседанием, на котором было рассмотрено дело о причислении Девы к лику святых, названа дата 6 января 1408 года. Жанна Д’Арк родилась в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии в семье зажиточных крестьян Жака Д’Арк и Изабеллы де Вутон по прозвищу Роме (римлянка) из-за ее паломничества в Рим. Жанна никогда не называла себя Жанной Д’Арк, а лишь «Жанной Девственницей», уточняя, что в детстве ее называли Жанеттой. В 13 лет Жанна впервые, по ее уверениям, услышала голоса архангела Михаила и святой Екатерины Александрийской, а также, как считается, Маргариты Антиохийской, которые иногда являлись ей и в видимом облике. Спустя некоторое время они, якобы, открыли Жанне, что именно ей суждено снять осаду с Орлеана, возвести дофина на трон и изгнать захватчиков из королевства. Когда Жанне исполнилось 16 лет, она отправилась к капитану города Вокулер Роберу де Бодрикуру и объявила о своей миссии. Будучи высмеянной, Жанна была вынуждена вернуться в деревню, однако через год повторила свою попытку. На этот раз капитан, пораженный ее настойчивостью, был более внимателен, а когда Жанна точно предсказала печальный для французов исход «Селедочной битвы» под стенами Орлеана, согласился дать ей людей, чтобы она смогла направиться к королю. Также он снабдил ее мужской одеждой-шапероном, хуком и шоссами, причем Жанна до конца жизни предпочитала одеваться именно так, объясняя, что в мужской одежде ей легче будет воевать и при том не вызывать ненужного внимания к себе со стороны солдат. В это же время к отряду Жанны присоединились два ее верных спутника-рыцари Жан де Мец и Бертран де Пуланжи. За одиннадцать дней преодолев расстояние по неприятельской бургундской территории между Домреми и Шиноном, в конце февраля 1429 года Жанна прибыла в замок-резиденцию дофина Карла. Дофин воспользовался тем, что Жанна писала ему из Сент-Катрин-де-Фьербуа, что обязательно узнает его, и устроил ей проверку, посадив на трон другого человека и встав в толпе придворных. Однако Жанна выдержала испытание, узнав его. Она объявила Карлу, что послана небом для освобождения страны от английского господства и попросила войска для того, чтобы снять осаду Орлеана. Затем Карл и Жанна отошли в сторону и долго беседовали наедине, на какую тему-это осталось тайной. Придворные заметили, что Карл после разговора выглядел необыкновенно счастливым. В Шиноне Жанна изумила Карла VII и молодого герцога Алансонского своим мастерством в верховой езде, своим безупречным знанием игр, распространенных среди знати- кентена и игры в кольца-требовавших совершенного владения оружием. В ходе оправдательного процесса Ален Шартье, секретарь королей Карла VI и Карла VII, заявил по поводу допросов, проводившихся на протяжении предыдущего судилища, следующее: «Создавалось впечатление, что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками». Карл, однако, колебался. Сначала он приказал, чтобы матроны подтвердили девственность Жанны, затем отправил ее в Пуатье, где она должна была подвергнуться допросу богословов, а также отправил гонцов на ее родину. После того, как не было найдено ничего, что могло бы бросить тень на репутацию девушки, Карл решился передать в ее руки командование войсками и назначил ее главнокомандующим. Ведущие французские военачальники Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир (по-французски означает «гнев, ярость»), Потон де Сентрайль и граф Дюнуа, из последних сил отбивавший английские атаки в Орлеане, должны были пойти под ее командование. Начальником ее штаба стал принц Алансонский. Важную роль в таком смелом решении сыграл тот факт, что Жанна именем Бога подтвердила Карлу его законнорожденность и права на престол, в которых сомневались многие, включая самого Карла. После назначения для Жанны изготавливают доспехи (она получила специальное разрешение комиссии богословов из Пуатье на ношение мужской одежды), знамя и хоругвь. Меч для нее был найден в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа, согласно повелению самой Жанны. По легенде, этот меч принадлежал Карлу Великому. Затем она направилась в Блуа, назначенный сборным пунктом для армии, и уже во главе армии выступила к Орлеану. Известие о том, что армию возглавила посланница Бога, вызвало необычайный моральный подъем в войске. Потерявшие надежду начальники и солдаты, уставшие от бесконечных поражений, воодушевились и вновь обрели храбрость. 29 апреля 1429 года Жанна с небольшим отрядом проникает в Орлеан. 4 мая ее армия одержала первую победу, взяв бастион Сен-Лу. Победы следовали одна за другой, и уже в ночь с 7 на 8 мая англичане были вынуждены снять осаду с города. Таким образом, задачу, которую прочие французские военачальники посчитали невыполнимой, Жанна Д’Арк решила за четыре дня. После победы под Орлеаном Жанну прозвали «Орлеанской Девой». День 8 мая до наших дней отмечается каждый год в Орлеане как главный праздник города. За достижения Карл даровал ей и всей семье потомственное дворянство. Колебания и нерешительность Карла были причиной того, что в свой следующий поход к занятым англичанами замкам Луары Жанна выступила лишь 9 июня. Однако, и в этот раз, армия, возглавляемая ею, действовала быстро, решительно и необычайно успешно. 11 июня армия подошла к центральному укрепленному пункту англичан на Луаре-Жаржо, который на следующий день был взят приступом. 15 июня Жанна выступает на Мен-сюр-Луар, 16 июня-на Божанси, а уже 18 июня состоялась решающая битва при Пате с английской армией, возглавляемой Тальботом и Фастолфом, которая закончилась полным разгромом англичан. Грозный Тальбот попал в плен, Фастолф бежал с поля боя. Луарская операция была завершена. Жанна отправилась к королю и призвала его отправиться на миропомазание в Реймс, традиционное место коронования французских королей. Перед началом похода Жанна сумела также примирить короля с бывшим у него в немилости коннетаблем Ришмоном, опытным военачальником, что еще более сплотило французов. 29 июня начался бескровный поход в сторону Реймса. Город за городом открывал ворота перед королевской армией. 17 июля король был торжественно миропомазан в Реймсском соборе в присутствии Жанны Д’Арк, что вызвало необычайный всплеск национального духа в стране. Бургундский герцог Филипп III Добрый не приехал на церемонию, и Жанна в тот же день написала ему письмо, призывая к примирению. После коронации Жанна убеждала Карла начать наступление на Париж, пользуясь благоприятной ситуацией и смятением в стане англичан, однако тот снова начал колебаться. Осада столицы была предпринята только в сентябре, однако оказалась неудачной, а сама Жанна была ранена из арбалета. Король отдал приказ отводить армию к Луаре, и 21 сентября армия была распущена. Весной 1430 года военные действия были возобновлены, но проходили вяло. Жанне постоянно ставились препоны королевскими придворными. В мае Жанна приходит на помощь Компьеню, осажденному бургундцами. 24 мая 1430 года в результате предательства (был поднят мост в город, что отрезало Жанне путь для отхода) Жанна Д’Арк была взята в плен бургундцами. Король Карл, который стольким был ей обязан, не сделал ничего, чтобы спасти Жанну. Вскоре за 10 000 золотых ливров бургундцы продали ее англичанам. В ноябре-декабре 1430 года Жанна была перевезена в Руан. Процесс начался 21 февраля 1431 года. Несмотря на то, что формально Жанну судила церковь по обвинению в ереси, она содержалась в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Возглавлял процесс епископ Пьер Кошон, ярый приверженец английских интересов во Франции. Английское правительство нисколько не скрывало ни своей причастности к суду над Жанной Д’Арк, ни того значения, которое оно этому суду придавало. Оно взяло на себя все связанные с ним расходы. Сохранившиеся и опубликованные документы английского казначейства в Нормандии показывают, что эти расходы были немалыми. В хрониках венецианца Морозини прямо сказано: «Англичане сожгли Жанну по причине ее успехов, ибо французы преуспевали и, казалось, будут преуспевать без конца. Англичане же говорили, что, если эта девушка погибнет, судьба не будет больше благосклонна к дофину». В ходе процесса выяснилось, что обвинить Жанну будет не так-то просто-девушка держалась на судилище с потрясающим мужеством и уверенно опровергала обвинения в ереси и сношениях с дьяволом, обходя многочисленные ловушки. Поскольку не удавалось добиться от нее признания в ереси, суд начал концентрироваться на тех фактах, где добровольное признание Жанны не требовалось. Например, на ношении мужской одежды, пренебрежении авторитетом церкви, а также пытался доказать, что голоса, которые слышала Жанна, исходили от дьявола. Вопреки нормам церковного суда Жанне не разрешили подать апелляцию Папе и проигнорировали благоприятные для Жанны выводы процесса в Пуатье. В надежде сломить волю узницы, ее содержат в ужасных условиях, английские стражники оскорбляют ее, на допросе 9 мая трибунал угрожал ей пыткой, но все напрасно-Жанна отказывается покориться и признать себя виновной. Епископ Кошон понимал, что если он осудит Жанну на смерть, не добившись от нее признания вины, то лишь поспособствует возникновению вокруг нее ореола мученицы. 24 мая он прибегнул к откровенной подлости-предъявил узнице готовый костер для ее казни через сожжение. Уже возле костра он пообещал перевести ее из английской в церковную тюрьму, где ей будет обеспечен хороший уход, если она подпишет бумагу об отречении от ересей и послушании церкви. При этом, бумага с текстом, зачитанным неграмотной девушке, была подменена другой, на которой был текст о полном отречении от всех своих заблуждений, на которой Жанна поставила крест. Естественно, Кошон и не думал выполнять свое обещание и снова отправил ее в прежнюю тюрьму. Через несколько дней под предлогом того, что Жанна снова надела мужскую одежду (женская была у нее отобрана силой) и, таким образом, впала в прежние заблуждения-трибунал приговорил ее к смерти. 30 мая 1431 года Жанна Д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане. На голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретик, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костер. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!»-с высоты костра крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещенные хворостины. И когда огонь охватил ее, она крикнула несколько раз: «Иисус!». Почти все плакали от жалости. Ее пепел был рассеян над Сеной. В музее города Шинон хранятся останки, якобы принадлежащие Жанне Д’Арк, хотя, по исследованиям ученых, эти мощи ей не принадлежат. Осуждение и казнь Жанны Д’Арк не помогли англичанам. От удара, нанесенного ею, они так и не смогли оправиться. Граф Уорик, запоздало поняв, какое воздействие на страну оказала коронация Карла в Реймсе, устроил свое миропомазание юного Генриха VI в Соборе Парижской Богоматери в декабре 1431 года, которое, однако, мало кем во Франции было воспринято как законное. Уже в следующем году Дюнуа взял Шартр, а коннетабль Ришмон, окончательно примирившийся с королем, стал его главным советником. Примиренец де ла Тремуйль (выступал за переговоры с Бургундией) был насильно устранен от двора и заточен в замке Монтрезор. В 1435 году умерли Бедфорд и Изабелла Баварская. В сентябре этого же года произошло важнейшее событие-окончательное примирение Франции и Бургундии, которые заключили Аррасский договор против англичан. Уже на следующий год Ришмон вошел с армией в Париж. Решающее наступление французов задержалось на несколько лет из-за интриг и мятежей при королевском дворе. В 1449 году французы начали наступление в Нормандии, которое завершилось победой 15 апреля 1450 года в битве при Форминьи. Нормандия была взята французами. Битва при Кастийоне 17 июля 1453 года была решающим эпизодом в заключительном этапе Столетней войны, через три месяца французы взяли Бордо, что окончательно положило конец войне. После окончания войны в Нормандии в 1452 году Карл VII велел собрать все документы, относящиеся к процессу над Жанной, и предпринять расследование его законности. Следствие изучило документы процесса, опросило оставшихся в живых свидетелей и единодушно пришло к выводу о том, что в ходе процесса над Жанной допускались грубейшие нарушения закона. В 1455 году папа Каликст III повелел провести новый процесс и назначил трех своих представителей для наблюдения над ним, в том числе архиепископа Реймса Жана Жувенеля дез Юрсена в качестве председателя. Суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, также проводилось расследование в родных краях Жанны. Легаты папы и судьи допросили 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, ее товарищей по оружию, простых жителей Орлеана. 7 июля 1456 года судьи зачитали вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Первый процесс был объявлен недействительным, один экземпляр протоколов и обвинительного заключения был символически разорван перед толпой собравшихся. Доброе имя Жанны было восстановлено. В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал ее. В настоящий момент практически в каждой католической церкви во Франции есть статуя святой Жанны Д’Арк. Орлеанская дева изображается в мужском костюме, с мечом в руке. Отличный фильм. В сцене, когда Жанна Д’Арк горит в огне, актриса Жан Себерг действительно едва серьезно не пострадала, отделавшись ожогами и испугом. В мировом прокате картина собрала 400 тысяч долларов. Главная роль первоначально была предложена Одри Хепберн, но она отказалась, по слухам, из-за того, что ее мужу Мелу Ферреру не предложили роль дофина. Сценарий помогал писать знаменитый писатель Грэм Грин.