Человек направляется в санаторий,
где при смерти находится его отец. Директор этого странного заведения
объясняет ему, что в зависимости от относительности времени, в котором
существуют пациенты, его отец мертв для всех остальных, но не для тех,
кто находится здесь. Человек бродит внутри санатория и по его ближайшим
окрестностям, пересекает пришедшие в упадок комнаты, таинственные причудливые
сады. Он видит места, где проходило его детство. Он разговаривает с самим
собой ребенком, со своей матерью, видит своего отца, знакомого еврейского
торговца тканью. Он встречается с историческими персонажами, Бисмарком,
Эдионом, солдатами, другими незнакомыми людьми, которые иногда принимают
вид роботов и разбиваются при падении…
Сбивающая с толку работа, которая хочет предложить нам путешествие в подсознание
героя, а также содержит многочисленные намеки на ситуацию в Польше семидесятых
годов. Картина поражает зрителя своей авантюрной яркостью и смелостью,
конструкцией многочисленных рассказов, которые имеют тенденцию недоступности
к пониманию посреди воображаемого фантастического мира. Войцех Хас адаптировал
текст Бруно Шульца, так называемого польского Кафку. В этом музее времени
цвет является существенным элементом, который сильно обогащает фантасмагорические
декорации. Это больше, чем фильм воспоминаний, это работа, где доминирует
навязчивая идея загнивания и разложения. Образно говоря, Войцех Хас является
лучшим польским режиссером-переносчиком мыслей Эдгара Аллана По на киноэкран.
Он работал над этим фильмом целых пять лет. Нужно отметить, что этот фильм,
где главный герой блуждает, как в хронологическом лабиринте, где большинство
сцен повторяются три или четыре раза с ничтожными разночтениями, приносит
мучения и страдания для зрителя-последователя Декарта, увлекая в повествование
чистое, насыщенное и прогрессивное. На Каннском международном кинофестивале
картина номинировалась на Гран-при, но получила приз жюри. На кинофестивале
в Польше картина получила приз за лучшее художественное оформление.