Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ПО СТОПАМ ОТЦА»
(Sarkar)

Индия, 2005, 124 мин., «NH Studioz»
Режиссер и продюсер Рам Гопал Варма, сценарист Маниш Гупта, композитор Амар Мохил
В ролях Амитабх Баччан, Кай Кай Менон, Суприя Патак, Абхишек Баччан, Катрина Каиф, Анупам Кхер

Субшах Нагре-местный индийский авторитет. Он, как может, пытается на своей территории сохранить дух справедливости и неприятия зла. Арабские мафиози, не получив его согласие на деятельность в его владениях, вступают в открытую конфронтацию. В центр этого конфликта оказывается вовлечен Шанкар, сын Субхаша, недавно приехавший из Америки. Субхаш, понимая, что началась схватка не на жизнь, а на смерть, уговаривает Шанкара вернуться в Америку, но тот не хочет оставлять отца в трудную минуту…
Прототипом главного героя являлся Бал Кешав Такерей (1926-2012)-индийский журналист и ультраправый политик. Основатель и бессменный лидер влиятельной маратхской индуистской партии «Шив сена» (1966-2012). Крайний националист, активный антикоммунист и антиисламист. Обладал серьезным политическим и административным влиянием в штате Махараштра, во второй половине 90-х годов прошлого века контролировал региональное правительство. Считается авторитетным идеологом индийских правонационалистических сил. Родился в семье известного писателя и общественного деятеля Кешава Такерея, выступавшего за создание самоуправляемой маратхской общности со столицей в Бомбее. С юности Такерей проникся этой идеей. В 1960 году после кровопролитных столкновений штат Бомбей был разделен по языковому признаку на Махараштру и Гуджарат. Создание маратхской Махараштры явилось победой движения, в котором участвовали отец и сын Такереи. В молодости Такерей работал художником-карикатуристом в бомбейском издании «Free Press Journal». В 1960 году он стал издавать ежедневную газету «Marmik». В редакции сотрудничал с профсоюзным активистом Джорджем Фернандесом-видным деятелем социалистической оппозиции, будущим многократным министром. Правый националист Такерей и социалист Фернандес расходились в политических взглядах, но консолидировались как журналисты-профессионалы, оппозиционные правящему правительству. В 1966 году Такерей учредил партию «Шив сена». Идеологическими принципами партии являлись ультранационализм и антикоммунизм, главной практической задачей-обеспечение преимущественных прав коренных жителей региона и максимальное самоуправление штата. Партия активно противодействовала трудовой миграции в Мумбаи из других регионов страны. Ораторские данные Такерея привлекли в «Шив сена» немалое количество безработной молодежи. Партийные активисты совершали нападения на работодателей, устраивали избиения и поджоги, добиваясь приоритета при трудоустройстве для этнических маратхи. «Шив сена», исповедовавшая идеологию хиндутва в крайней националистической версии, находилась в жесткой оппозиции центральному правительству Индии во главе с Индирой Ганди. В то же время партия вела активную борьбу с коммунистами, сумев вытеснить просоветскую и прокитайскую коммунистические партии из бомбейских профсоюзов. В противоборстве с коммунистами боевики «Шив сена» применяли насильственные методы. Предполагается, что на этом этапе «Шив сена» пользовалась негласной поддержкой правительства Индии, заинтересованного в ослаблении бомбейских коммунистических организаций. В СССР именно «Шив сена» рассматривалась как «ударный отряд реакции». Этому способствовали выступления Такерея в духе ультраправого радикализма. Такерей неоднократно высказывал позитивное отношение к Гитлеру. Экстремистские установки и практика «Шив сена», равно как авторитарный стиль Такерея, не способствовали коалиционным связям. Существенно было и то, что во главе правой оппозиции стоял Морарджи Десаи-в 50-х годах прошлого века главный министр штата Бомбей, ответственный за расправы с участниками маратхского движения. Однако партия Такерея сыграла заметную роль в предвыборной кампании правой коалиции и победе Бхаратия джаната парти на парламентских выборах 1977 года. Наибольшего влияния «Шив сена» и лично Такерей достигли к середине 90-х годов. В 1995 году «Шив Сена» одержала победу на выборах в региональный парламент Мумбаи. В 1995-99 годах Такерей являлся фактическим главой местного правительства, хотя формально не занимал министерских постов. Именно тогда Бомбей был переименован в Мумбаи-в порядке топографической и общекультурной национализации. В 1999 году судебное решение отстранило Такерея от каких-либо выборных должностей сроком на шесть лет. Основанием являлись обвинения в подкупе избирателей. Такерей не признал себя виновным. Он по-прежнему выступал с позиций этноконфессионального шовинизма, призывая индусов-маратхи добиваться преимущественных прав на государственные должности. Такерей и его партия постоянно обвинялись в разжигании межконфессиональной розни и насилии в отношении индийских мусульман. Особенно крупный масштаб приняли бомбейские погромы в 1992-93-х годах. После 2001 года Такерей стал позиционироваться как сила, противостоящая исламистскому терроризму. Он призывал создавать индусские отряды отряды смертников. Призыв встретил отклик среди отставных военных. Националистические боевики организовали патрулирование индо-пакистанской границы. Такерей также призывал к депортации из Индии нелегальных мусульманских иммигрантов и к введению визового режима с Бангладеш. При этом Такерей отвергал обвинения в разжигании розни и подстрекательстве к расправам. Такерей демонстративно солидаризировался с мусульманскими протестами против террористических актов в Мумбаи 11 июля 2006 года и выразил восхищение ими. Но такого рода высказывания не меняли принципиальной установки Такерея и его партии: «Индостан для индусов!». В 2008 году Такерей возглавлял кампанию за установление квот государственной службы в Махараштре для коренного населения жителей штата. Эта позиция привела к беспорядкам и столкновениям жителей Мумбаи с выходцами из штата Бихар. Для стабилизации положения потребовалось вмешательство центрального правительства. Представители властей в своих выступлениях приравнивали «Шив сена» к террористическим движениям. Возмутительное поведение Такерея привело к расколу в партийном руководстве и отделению делийской организации. Такерей и «Шив сена» вели борьбу не только против коммунизма и ислама, но и против западных культурных влияний, чуждых индуистским началам. В частности, боевики-националисты нападали на празднующих День святого Валентина. Наибольший резонанс получил инцидент в Мумбаи 14 февраля 2006 года. Такерей вынужден были принести извинения за действия своих активистов. Однако Такерей продолжал выступать против празднования 14 февраля. Этот вопрос имеет для индуистских националистов принципиальную важность. В партии «Шив Сена» так или иначе состояли почти все члены семьи Такерея. В середине 2000-х годов произошел конфликт между сыном основателя партии Удхавом и племянником Раджем. Лидерство в «Шив Сена» унаследовал Удхав Такерей. Радж Такерей учредил новую партию, идейным авторитетом которой также считается Бал Такерей. Весть о кончине Бала Такерея привела к закрытию присутственных мест и коммерческих учреждений Мумбаи. Войска и полиция штата были приведены в состояние повышенной боевой готовности. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх призвал сохранять спокойствие и отдал должное заслугам Такерея, своего политического противника. Похороны Бала Такерея 18 ноября 2012 года имели государственный статус. Присутствовали, по разным оценкам, несколько миллионов человек (называются цифры от 1 до 20 миллионов). Отмечалось, что предыдущие похороны официального публичного статуса в Бомбее проходили в 1920 году, когда скончался национальный герой Индии Бал Тилак. Бал Такерей считается своего рода гуру индийских правонационалистических сил. Подражание фильму «Крестный отец» (1972). Было снято два продолжения в 2008 и 2017 годах. Индийская киноакадемия вручила картине свой приз за лучшего актера второго плана (Абхишек Баччан), а номинировала его отца Амитабха Баччана как лучшего актера. Бюджет картины составил 150 миллионов индийских рупий.