Seven  Seven  Seven  Seven  Seven  Seven  Seven  Seven  Seven  Seven  Seven

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Seven

«СЕМЬ»
(Seven)

США, 1995, 130 мин., «New Line Cinema»
Режиссер Дэвид Финчер, композитор Ховард Шор, спецэффекты Роб Боттин
В ролях Брэд Питт, Морган Фримен, Кевин Спейси

Пожилой полицейский Уилльям Сомерсет, который собирается уйти на покой, и молодой детектив Дэвид Миллс, занимаются расследованием серии убийств. Преступник жестоко расправляется со своими жертвами, обвиняя их в нарушении семи библейских заповедей. Например, он убивает толстяка, а на стене пишет слово «чревоугодие». Далее погибает известный адвокат, а на стене кровью написано «алчность». Чтобы найти религиозного маньяка детективы должны глубоко погрузиться в мир греха и узнать, как низко может пасть человек. Совершено уже пять убийств, но полицейские никак не могут поймать серийного убийцу. Сомерсет хочет оставить это расследование своему молодому напарнику, но видя, что Миллсу еще не хватает опыта, не выдерживает и начинает ему помогать. Как ни странно, после пятого убийства маньяк сам является в полицейский участок и сдается Миллсу, хотя детективы так и не вышли на его след…
Клипмейкер Дэвид Финчер довольно долго работал у Джорджа Лукаса над приключенческой трилогией об Индиане Джонсе и картиной «Возвращение джедая» (1983). Наконец, ему доверили снять собственный фильм, «Чужой-3» (1992). Но то ли опыта еще было маловато, то ли работа над даже не вторичной, а уже третичной разработкой фильма «Чужой» (1979) была не сильно интересна, но фильм получил разгромную критику и с треском провалился. Это не значит, что фильм получился плохой. Это значит, что картина получилась некоммерческой, что для голливудского режиссера обычно эквивалентно небольшому персональному апокалипсису. Следующей работой Финчера стал триллер «Семь», который удивил и поразил многих словно «седьмое чудо света». Но имеются в виду «семь смертных грехов», которые для вящей убедительности тех, кто подзабыл обо всех этих запретах или просто не удосужился их загодя выучить, иллюстрируются в очень необычной форме крутого и напряженного детектива об убийце-маньяке. Тут не захочешь, а будешь вынужден засесть в библиотеке, подобно двум детективам, чтобы перерыть множество книг в поиске необходимого ключа для разгадки внешне необъяснимых и друг с другом не связанных преступлений. Убийцы нынче пошли умные, которые ни одного трупа не оставят без того, чтобы не показать свою ученость и смекалку, тем самым поставив в тупик нередко лишь одномерно и прямолинейно мыслящих полицейских. Поди догадайся, что не только чревоугодие и алчность, но и скупость, лень и гордыня относятся к вредным и осуждаемым недостаткам человеческого рода, которые преступник-моральный абсолютист желает всенародно покарать и этим прославиться. И еще до неожиданного финала он выказывает свою неуемную зависть-шестой грех и одно из самых нетерпимых качеств людей. Ну, а седьмым смертным грехом должен стать неконтролируемый гнев, который в пределах излагаемого сюжета может показаться даже праведным и обоснованным, поскольку объектом несдерживаемой злости представлен упомянутый убийца. Авторы фильма погружаются в культурные и кинематографические изыскания с той же страстью обнаружения формулы зрительского успеха, как и двое различных по темпераменту и житейскому опыту полицейских перечитывают груды книг в поисках ответа на криминальный кроссворд. Дэвид Финчер нашел некий принцип «зрительской прогрессии», почти удвоив материальную прибыль «Чужого-3», а потратил на съемки неизмеримо меньше. Он совладал и с интригой, и с эстетскими ухищрениями, прошел как по лезвию бритвы между так называемым высоколобым кинематографом и «кино для всех». Противники упрекают картину в рассчитанности, тщательной выверенности, улавливании самых необычных и капризных зрительских предпочтений, как будто в самом факте учета этих симпатий есть что-то порочное. Разумеется, фильм не открывает новых горизонтов в киноискусстве и даже не претендует на роль образца в жанре триллера. Но, как и вслед за ним выпущенный криминальный кинороман «Схватка» (1996) с Робертом Де Ниро и Аль Пачино, лента Дэвида Финчера предлагает вполне приемлемое для поточного производства зрелище. «Семь» имел хороший прокат и довольно благожелательную критику. После этого Финчер воспрянул духом и снял суперхиты «Игра» (1997) и «Бойцовский клуб» (1999), прочно завоевав себе место на режиссерском Олимпе. Главная звезда картины, конечно, Уилльям Сомерсет в исполнении Моргана Фримана, который выглядит единственным человеком, кто сможет поймать маньяка. Это очень удачный образ, особенно по сравнению с энергичным и амбициозным Дэвидом Миллсом. Как и в картинах «Бегущий по лезвию бритвы» (1982) и «Считанные секунды» (1991), действие разворачивается в «современном метрополисе», где почти постоянно идут дожди. Дэвид Финчер сознательно создает гнетущую, подавляющую, мрачную, навевающую меланхолию атмосферу. Именно она играет главную роль в фильме, а не сцены убийств, которые или происходят за кадром, или выглядят довольно блекло. Английская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучший сценарий. На международном кинофестивале «Fantasporto» картина получила Гран-при и приз за лучший сценарий. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучший сценарий и грим, а номинировала за лучшую режиссуру, музыку, актера (Фриман), актрису второго плана (Пэлтроу) и как лучший триллер года. Фильм удостоился номинации на «Оскар» за лучший монтаж. А Кевин Спейси получил «Оскар» за роль демонического, мефистофелевского плана преступника в параллельно снятой картине «Обычные подозреваемые». Песни исполняют Дэвид Боуи (Heart’s Filthy Lesson) и группа «Nine Inch Nails» (Closer). Сценарий написал Эндрю Кевин Уокер («Сканирование мозга», 1994; «Убежище», 1995; «8 миллиметров», 1999; «Сонная лощина», 1999). Дэвид Финчер, в частности, снял клипы на песни Мадонны «Express Yourself», «Oh Father» и «Vogue», а также на композицию группы «Aerosmith» «Janie's Got A Gun». При бюджете в 30 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 316 миллионов и еще 43 миллиона выручила за право использования на территории США.