Sleepy Hollow  Sleepy Hollow  Sleepy Hollow  Sleepy Hollow  Sleepy Hollow  Sleepy Hollow  Sleepy Hollow  Sleepy Hollow  Sleepy Hollow  Sleepy Hollow  Sleepy Hollow

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Sleepy Hollow

«СОННАЯ ЛОЩИНА»
(Sleepy Hollow)

США-Германия, 2000, 105 мин., «American Zoetrope/Paramount»
Режиссер Тим Бартон, продюсер Фрэнсис Форд Коппола, композитор Дэнни Элфман, сценаристы и продюсеры Кевин Ягер и Эндрю Кевин Уокер
В ролях Джонни Депп, Кристина Риччи, Майкл Гух, Миранда Ричардсон, Майкл Гамбон, Кристофер Ли, Кристофер Уокен, Каспер Ван Дьен

1799 год. Констебля Икабода Крейна посылают в городок Сонная лощина, где в течение двух недель были обнаружены три обезглавленных трупа, чтобы тот обнаружил преступника. По прибытии ему рассказывают легенду о «всаднике без головы», который когда-то очень любил битвы и сражения. Он на полном скаку врывался в самую гущу сражающихся и со смаком рубил головы людей направо и налево. В конце концов, в соседнем лесу он нашел свою смерть: ему самому отрубили голову его же мечом. Теперь он восстает из мертвых и продолжает свои воинственные набеги, обезглавливая жителей мирного маленького городка и забирая головы с собой. Крейн не верит в эту сказку, но вскоре ему приходится убедиться в истинности рассказов обитателей Сонной лощины. Он видит «всадника без головы», который отрубает головы нескольким людям. Тем не менее, Крейн вскоре понимает, что всадник убивает не всех подряд. Он выясняет, что в этом мистико-колдовском деле замешаны высокопоставленные жители городка, которые ведут борьбу за власть, богатство и влияние. Параллельно разворачивается любовная линия между Крейном и Катриной Ван Тассель, дочерью одного из богатейших купцов. Крейн знакомится с Балтусом Ван Тасселем, отцом Стинуайком, магистратом Филлипсом, нотариусом Харденбруком и доктором Ланкастером. Все они вовлечены в происходящие события. Крейн обнаруживает завещание одного из погибших богатых землевладельцев Сонной лощины. И постепенно распутывает этот клубок последовательных смертей людей, которые один за другим погибали таким образом, что все богатство должно было достаться супруге главы города. Дело в том, что она похитила из могилы всадника его голову и теперь могла путем колдовских махинаций управлять его поведением, «натравливая» на неугодных обитателей города. Крейну удается вернуть череп в родную могилу, куда благополучно возвращается и неистовый «всадник без головы»…
Потрясающая картина, прежде всего благодаря своей мистической, колдовской, загадочной и мрачной атмосфере. Таинственность смешена с детективным сюжетом, а тривиальные причины убийств с волшебным способом их совершения. Спецэффекты поражают воображение, количество отрезанных голов превышает все разумные нормы (всего 18!), да и в целом почти два часа пролетают незаметно. Все в движении и динамике, никаких остановок и передышек. Потрясающая картина, в которой все точно и умело дозировано: сказка, мистика, детектив, спецэффекты, костюмы и декорации, экспрессивность актеров, их количество, а также насилие и жестокость. Очень мрачная постановка, как, в принципе, и любит Тим Бартон, вспомните фильмы «Бэтмен» (1988) и «Возвращение Бэтмена» (1992). В интервью Тим Бартон перечислял аллюзии «Сонной лощины», начиная с общей атмосферы, навеянной продукцией студии «Hammer» с присущей ей «странной красотой horror’а», и далее такие, как участие легендарного Дракулы-Кристофера Ли, сходство в рисунке роли Джонни Деппа с игрой Питера Кашинга в роли Франкенштейна, горящая мельница, павильонные съемки и многое другое. Ужастики студии «Hammer»-воспоминание Тима Бартона о собственном детстве. Страшные сказки детства (а что может быть страшнее, скажем, натуралистических сказок братьев Гримм, в которых добро почти никогда не торжествует) и естественная жестокость самих детей как бы взаимно гасят друг друга. При этом кровь в фильме не льется, а головы, свершив изящный пируэт, отскакивают, точно ложась в предназначенное им место, словно бильярдные шары в лузу. Хорошо делать это в изысканно снятых уроженцем Мексики Эммануэлем Любецки английских ландшафтах, напоминающих пейзажи Гудзонской школы и малых голландцев. В результате возник некий «стилизованный натурализм»-комбинация настоящих материалов и рисованных задников, рождающая живописный театральный эффект. Сон, которым объята Лощина, кошмарен. Ощущение кошмара нагнетается, прежде всего, облачным мглистым небом, иллюзия которого создавалась укрепленными на потолке студии лампами, замаскированными дымами. В эту сумрачную атмосферу естественно вписывается высокая худая фигура Джонни Деппа в длинном и узком черном камзоле. Именно Депп-нарочитой серьезностью и сосредоточенностью-вносит в фильм ту точную долю иронии, которая делает «Сонную лощину» не триллером, а черной комедией. С той минуты, как его Икабод в присутствии отцов города нацепляет на себя разнообразные стеклышки в оправах, мы понимаем, что бояться не надо. И не важно, сколько уже отрублено голов и сколько будет отрублено дальше. Присутствие в картине Кристины Риччи («Русалки», 1990; «Семейка Аддамс», 1991; «Каспер», 1995; «Благослови дитя», 2000; «Человек, который кричал», 2000) держит интригу. Благодаря шлейфу ролей Кристины, ее Катрина с самого начала попадает в число главных подозреваемых, и не сразу начинаешь признавать этот ангельский облик героини немого кино. Впрочем, и Кристина Риччи, и Джонни Депп, и в первую очередь сам Тим Бартон навлекли на себя немало критических стрел. Фильм упрекали в поверхностности, невыстроенности сюжета и, главное, в бессмысленности. Зачем, мол, ради чего вся эта затея? Отвечая на этот вопрос, можно громоздить концептуальные догадки на догадках. Красиво, к примеру, порассуждать о столкновении безголового зла с теми, у кого была голова на плечах. Но достаточно сказать, что «Сонная лощина»-это прелестное царство фантазии, в которое сладостно погрузиться, вырвавшись из свинцовых мерзостей жизни. Само произведение Ирвинга было написано в 1819 году и впервые экранизировано в немом варианте в 1908, 1912 и 1922 годах. Следующей была анимационная версия студии Уолта Диснея 1949 года и телеверсия 1980 года с Джеффом Голдблюмом и Мег Фостер в главных ролях. Картина получила «Оскар» за лучшее художественное оформление, а номинировалась за лучшие костюмы и операторскую работу. Британская киноакадемия вручила фильму свой приз «BAFTA» за лучшие костюмы и художественное оформление, а номинировала за лучшие спецэффекты Кевина Ягера. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую актрису (Риччи) и музыку, а номинировала за лучший грим, костюмы, режиссуру, спецэффекты, сценарий, актера (Депп), актера и актрису второго плана (Уокен и Ричардсон), а также как лучший фильм ужасов года. При бюджете в 65 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 206 миллионов.