Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
В 1937 году комический дуэт худого британца Стэна Лорела и полного американца
Оливера Харди-Стэн и Олли-был на вершине успеха. Съемки в голливудских фильмах,
признание критиков, обожание публики. 1953 год. Дуэт уже не появляется на больших
экранах, былой популярности нет, поэтому Стэн и Олли отправляются в британское
турне, надеясь, что крупный продюсер придет на шоу и возьмет их в новый фильм…
Оливер Харди (1892-1957)-американский комедийный актер, ставший известным благодаря
комическому дуэту Лорел и Харди, в котором он выступал более 30 лет. Норвел
Харди появился на свет 18 января 1892 года в небольшом городе Гарлем в штате
Джорджия. Его отец, Оливер Харви, был ветераном Гражданской войны в США, участником
сражения при Энтитеме, а мать, Эмили Норвел, была представительницей старейшей
семьи в штате, а среди ее предков был капитан Хью Норвел, участвовавший еще
в колониальных войнах в XVIII веке. Норвел был самым младшим из пяти детей в
семье, а менее чем через год после его рождения глава семейства умер. Смерть
отца все же не оставила семью без средств к существованию, так как их мать была
успешной владелицей отеля. Будучи еще мальчишкой, Норвел был отправлен в военную
академию в соседний город Милледжвилль, где пробыл до 13 лет. В 1905 году он
поступил в методистский колледж в город Янг-Харрис на севере Джорджии, где получил
среднее образование. Интереса к получению знаний он не испытывал, зато с юных
лет увлекался музыкой и театром. Его мать поддерживала увлечения сына и отправила
его в школу-интернат в Атланту, чтобы изучать пение и музыку. Но Норвел часто
пропускал занятие и в итоге сбежал из школы и присоединился к странствующей
театральной группе. Где-то в 1910 году, в знак уважения к отцу, Норвел прибавил
к своему имени имя Оливер, став именоваться Оливер Норвел Харви, а впоследствии
и вовсе стал использовать имя отца как собственное. После недолгого участия
в театральной группе Оливер вернулся в Милледжвилль, где устроился на работу
в недавно открывшийся кинотеатр, в котором совмещал обязанности киномеханика,
билетера, менеджера и дворника. Вскоре он стал одержим киноиндустрией и решил,
что может намного лучше сыграть в кино, чем это делают увиденные им актеры.
По совету друга в 1913 году он переехал в город Джэксонвилл в штат Флорида,
где стал в ночное время петь в водевилях в кабаре и ночных клубах, а днем проводил
время на местной киностудии «Lubin Studios». Там он познакомился с пианисткой
Маделин Салошин, которая в 1913 году стала его первой супругой. Его кинодебют
состоялся год спустя на этой же студии в комедийном немом фильме «Перехитрить
папу», где он значился под именем О. Н. Харди. Только в 1914 году Харди появился
почти что в 40 кинокартинах. Из-за своего высокого роста и большого веса ему
доставался лишь ограниченный круг ролей. Наиболее часто он играл толстяков или
злодеев в комедийных фильмах, где его крупные габариты лишь дополняли его образы.
После не менее плодотворного 1915 года Харди переехал в Нью-Йорк, где стал сниматься
на киностудиях «Pathe», «Casino» и «Edison Studios». По возвращении в Джэксонвилл
Харди уже не вернулся на «Lubin», а стал сотрудничать со студиями «Vim» и «King
Bee studios». Там он часто снимался вместе с актером Билли Уэстом, имитировавшим
Чарли Чаплина, при этом во многом подражая комику Эрику Кэмпбеллу, с которым
Чаплин сотрудничал годом ранее. После переезда в Лос-Анджелес в 1917 году Оливер
Харди стал работать сразу на нескольких независимых голливудских студиях. В
том же году он снялся в комедии Брончо Билли Андерсона «Пес-талисман», где его
коллегой по экрану впервые стал Стэн Лорел. Все же их знаменитый дуэт образовался
позже, а после 1917 они не снимались вместе несколько лет. С 1918 по 1923 год
Харди работал на киностудии «Vitagraph», где также играл комедийные роли толстяков
в компании с актером Ларри Симонном. В 1919 году он разошелся со своей женой,
а в 1920 году был оформлен официальный развод, якобы из-за неверности Харди.
Уже через год он вновь связал себя узами брака с актрисой Миртл Ривз.
В 1925 году он вновь встретился со Стэном Лорелом на киностудии «Hal Roach Studios»,
где тот был режиссером фильма «Да, да, Нанетт!», и где Харди, в свою очередь,
исполнил одну из ролей. Их тесное сотрудничество началось в 1927 году со съемок
в фильмах «Утиный суп» и «Скользкие жены». Режиссер студии «Hal Roach Studios»
Лео МакКэри заметил большой интерес аудитории к совместным работам Харди и Лорела
и в дальнейшем стал умышленно снимать их вместе, что в итоге к концу того же
года привело к появлению дуэта под названием Лорел и Харди, ставшего, возможно,
одним из самых известных комических дуэтов в истории кино. Вслед за этим последовало
множество новых совместных комедий, среди которых «Рано в кровать» (1928), «Доходное
дело» (1929), «Идеальный день» (1929), «Еще одна хорошая путаница» (1930), «Будь
больше!» (1931), «Украденные драгоценности» (1931) и множество других кинокомедий.
Их первая комедия, снятая в цвете, вышла на экраны в 1930 году и называлась
«Песня мошенника», а год спустя они впервые появились в полнометражном фильме
«Простите нас», хотя вплоть до 1935 года продолжали появляться и в короткометражках.
Их наивысшим достижением стала комедия «Музыкальная шкатулка», которая в 1932
году принесла Лорелу и Харди премию «Оскар» в новой номинации «Лучший короткометражный
комедийный фильм». Несмотря на такой творческий успех, в личной жизни Оливера
Харди было не все гладко. Его жена Миртл Ривз стала жертвой алкоголизма, из-за
чего в 1937 году их пара распалась. После перезаключения контракта с Холом Роучем
Лорел и Харди оказались на студии «General Services Studio», где в 1939 году
появились вместе в успешной комедии «Летающая парочка». На съемках этой картины
Оливер Харди познакомился со сценаристкой Вирджинией Люсиль Джонс, которая год
спустя стала его супругой, и они прожили в счастливом браке 17 лет. Со вступлением
США во Вторую мировую войну в декабре 1941 года в стране появляется организация
«USO», которая стала заниматься организацией развлекательных программ и концертов
для военнослужащих союзных войск. Основными артистами там были знаменитые американские
звезды, в том числе и Лорел с Харди. Они выступали перед солдатами с различными
комическими номерами, в большинстве своем в Великобритании. В то же время они
окончательно покинули студию Хола Роуча и стали сниматься на таких крупных кинокомпаниях,
как «20th Century Fox» и «MGM». Несмотря на больший коммерческий успех этих
фильмов, их художественная особенность оставляла желать лучшего, что в итоге
привело к спаду их популярности. К концу 1940-х годов они почти совсем перестали
появляться на большом экране, а в 1947 году отправились в гастрольный шестинедельный
тур по Великобритании. Из-за большого успеха, который сопровождал их во время
всех выступлений, их тур растянулся на несколько лет, включив в себя страны
Скандинавии, Бельгию и Францию, а затем вновь Великобританию. В 1949 году друг
Оливера Харди, также знаменитый актер Джон Уэйн, убедил его вернуться на большой
экран, пригласив его в фильм «Боец из Кентукки», где он сам играл главную роль.
Год спустя, уже по настоянию Фрэнка Капры, Оливер Харди снялся в небольшой роли
в его фильме «Стремясь высоко» с Бингом Кросби в главной роли. В 1951 году Лорел
и Харди в последний раз появились вместе на большом экране в совместной французско-итальянской
комедии «Атолл К», которая по многим пунктам уступала их прежним совместным
проектам и не принесла им большого успеха. В 1955 году они заключили контракт
с Холом Роучем-мл. на съемки телевизионного комедийного шоу, но из-за инсульта
Лорела, после которого он долго не мог оправиться, и проблем со здоровьем самого
Харди этот проект так и не был реализован. После сердечного приступа, который
Оливер Харди перенес в мае 1954 года, он стал предельно четко следить за своим
здоровьем. За последующие пару месяцев он сбросил почти 70 кг веса, став при
этом совершенно другим человеком, в котором тяжело было узнать прежнего толстяка
Оливера Харди. В своих письмах к Лорелу он сообщал ему о том, что, возможно,
болен раком, что, скорее всего, и стало причиной большой потери веса. В сентябре
того же года у Харди случился инсульт, в результате которого он в течение нескольких
месяцев не мог разговаривать. Все это время рядом с ним была его жена Вирджиния,
которая постоянно о нем заботилась. В начале августа 1957 года актер перенес
еще два инсульта, после чего впал в кому, из которой так и не вышел. Оливер
Харди скончался 7 августа 1957 года в возрасте 65 лет. Он был похоронен на мемориальном
кладбище в Северном Голливуде. Его вклад в кинематограф был отмечен звездой
на Голливудской аллее славы. Оливер Харди снялся более чем в 400 фильмах. Его
любимым занятием была игра в гольф, которой он научился у Ларри Симона. После
его смерти Стэн Лорел дал клятву больше никогда не сниматься, которую, несмотря
на многочисленные предложения режиссеров, выполнил. Лорел и Харди были включены
журналом «Entertainment Weekly» в список 45 величайших кинозвезд всех времен.
В честь Оливера Харди назван астероид (2866) Харди. Персонаж Оливера Харди в
исполнении Джона Фокса появляется в биографическом фильме «Хэрлоу» в 1965 году.
В 1967 году Харди был изображен на обложке альбома The Beatles «Sgt. Pepper’s
Lonely Hearts Club Band». В Италии Оливера Харди озвучивал знаменитый комик
Альберто Сорди. Бен Кортман, вампир из романа Ричарда Матесона «Я-легенда»,
по мнению главного героя романа Роберта Невилля, был двойником Оливера Харди.
Оливер Харди был масоном, членом ложи «Соломон» № 20 в Джексонвиле, во Флориде.
Стэн Лорел (1890-1965)-комедийный актер, сценарист и режиссер, ставший известным
благодаря комическому дуэту «Лорел и Харди», в котором он выступал более 30
лет. Родители Стэна, Артур и Маргарет Джефферсон, активно занимались театральной
деятельностью и практически не уделяли времени сыну. Большую часть детства он
провел в Бишоп-Окленде (графство Дарем), у своей бабушки Сары Меткалф, окруженный
любовью и заботой. Он учился в бишоп-оклендской школе Якова I, в тайнмутской
королевской школе, и некоторое время посещал рутергленскую академию. Отец Стэна
управлял различными театрами-одним из которых был впоследствии снесенный театр
«Эдем» в Бишоп-Окленде. Стэна влекло к театру, и в 16 лет он впервые появился
на сцене театра «Британский паноптикум» в Глазго. В 1910 году он присоединился
к труппе Фреда Карно, в которую также входил молодой Чарли Чаплин (сохранилась
фотография труппы, где артисты запечатлены вместе). Некоторое время Стэн выступал
как дублер Чаплина. Вместе они и остались в Америке, когда труппа Карно приехала
туда на гастроли. С 1916 по 1918 год он выступал вместе с Алисой и Болдуином
Кук, с которыми подружился на всю жизнь-и в этот период впервые встретился с
Оливером Харди, снявшись вместе с ним в короткометражном фильме «Пес-талисман».
В это же время Стэн встретил Мэй Дальберг, сильно повлиявшую на его жизнь. По
ее предложению он взял псевдоним «Лорел». Пара выступала вместе, когда Лорелу
предложили сняться в кино за 75 долларов в неделю. После выхода его первого
фильма «Майские орехи» «Universal Pictures» предложила ему контракт, вскоре,
однако, расторгнутый из-за реорганизации студии. В 1924 году Лорел покинул сцену
и занялся только кино, подписав контракт с Джо Роком на 12 фильмов-причем одним
из условий контракта было неучастие Дальберг в этих фильмах, так как ее темперамент
мог помешать карьере Лорела. В 1925 году, когда она начала вмешиваться в работу
Лорела, Рок предложил ей денег и билет в один конец в Австралию, на что она
ответила согласием. В 1926 году Стэн женился на Лоис Нильсон.
Вскоре Лорел начал работать на киностудии «Hal Roach Studios» режиссером и сценаристом,
и в 1925 году на съемках фильма «Да, да, Нанетт!» вновь встретился с Харди,
игравшим одну из ролей. Лорел не помышлял о возврате к актерской карьере, но
в 1927 году с Харди произошел несчастный случай, и Лорелу было предложено вернуться
на съемочную площадку в качестве актера. Тесное сотрудничество Лорела и Харди
началось со съемок в фильмах «Утиный суп» и «Скользкие жены». Довольно быстро
они сдружились и прекрасно дополняли друг друга в паре. Режиссер студии «Hal
Roach Studios» Лео Маккэри заметил большой интерес аудитории к совместным работам
Харди и Лорела и в дальнейшем стал умышленно снимать их вместе, что в итоге
к концу того же года привело к появлению дуэта под названием «Лорел и Харди».
С участием этого дуэта вышло огромное количество фильмов, в том числе «Битва
века», «Спешат ли мужья домой?», «Двое опростоволосившихся», «Будь больше!»,
«Доходное дело» и многих других. В 1929 году Лорел и Харди успешно перешли в
звуковое кино с фильмом «К такому мы не привыкли». В том же году их фильм стал
гвоздем киноальманаха «Голливудское ревю 1929 года», а в следующем году вышел
их первый цветной фильм «Песня мошенника». В 1931 году они впервые появились
в полнометражном фильме «Простите нас», хотя вплоть до 1935 года продолжали
появляться и в короткометражках-одна из которых, «Музыкальная шкатулка», получила
в 1932 году «Оскар» за лучший короткометражный фильм. В 1928 году у Стэна родилась
дочь, которую назвали Лоис в честь матери, а в 1930 году-сын, Стэн-младший,
умерший через 9 дней. Оправившись от потрясения, Лорел еще сильнее привязался
к дочери, и эта привязанность была взаимной. Даже после развода с женой Стэн
старался видеть дочь как можно чаще. В 1930-е годы отношения Лорела и Хола Роуча
стали напряженными, и в конечном итоге контракт между ними был расторгнут. После
этого Лорел был осужден за вождение в пьяном виде, и затем подал иск к «Hal
Roach Studios». В конце концов дело было прекращено, и Лорел вернулся к Роучу.
Между тем, в 1935 году Лорел расторг брак с первой женой и женился на Вирджинии
Рут Роджерс. В 1937 году они развелись, и в 1938 году Лорел женился на Вере
Шуваловой. В 1939 году Лорел и Харди подписали контракт со студией «20th Century
Fox», согласно которому в течение пяти месяцев снялись в 10 фильмах. После возвращения
на «Hal Roach Studios» у дуэта вышли фильмы «Олух из Оксфорда» и «Простаки в
море», и в апреле 1940 года контракт Лорела со студией был прекращен окончательно.
В мае он расторг брак с женой, и в январе 1941 года вновь женился на Вирджинии.
В годы войны фильмы дуэта стали более стандартными, что вызвало спад их популярности,
хотя «Большие пушки», «Спасающиеся от преследования» и «Тореадоры» получили
некоторые одобрительные отзывы. В это время у Лорела обнаружили диабет, и в
двух фильмах Харди по просьбе Лорела снялся без него. В 1946 году Лорел вновь
развелся с Вирджинией и женился на Иде Китаевой-Рафаэль, с которой счастливо
прожил до своей смерти. В 1950 году Лорела и Харди пригласили во Францию для
съемок в совместной французско-итальянской картине «Атолл К», но фильм провалился.
Во время съемок дуэт серьезно заболел, и после возврата домой долго восстанавливал
силы. В 1952 году Лорел и Харди успешно гастролировали по Европе. В следующем
году они повторили турне с тем же результатом-даже несмотря на то, что Лорел
заболел и несколько недель не выступал. В мае 1954 года у Харди случился инфаркт,
и очередные гастроли были отменены. В 1955 году они планировали сделать телесериал
«Занимательные истории Лорела и Харди», основанные на рассказах для детей, но
это не удалось-у Лорела случился инсульт. После выздоровления они начали подготовку
к съемкам заново, но 15 сентября 1956 года Харди, в свою очередь, получил обширный
инсульт. Прикованный к постели, он несколько месяцев не говорил и не двигался.
7 августа 1957 года Оливер Харди умер. Лорел, которому врачи запретили присутствовать
на похоронах, заявил по этому поводу следующее: «Малыш поймет». Также Лорел
принял решение завершить актерскую карьеру и перейти на сочинение гэгов и скетчей
для коллег. По словам людей, хорошо знавших Лорела, смерть Харди полностью опустошила
его, и он не оправился от нее до конца своих дней. Последние годы жизни он жил
в небольшом номере гостиницы «Океана» в Санта-Монике. Всегда любезный с поклонниками,
он тратил много времени, отвечая на их письма. Его номер телефона был указан
в телефонном справочнике, и его почитателей удивляло то, что они могут набрать
номер и поговорить с Лорелом лично. В 1960 году Лорел получил почетный «Оскар»
за выдающийся вклад в развитие киноискусства, и в том же году вышел фильм Джерри
Льюиса «Посыльный», где в роли Лорела снялся Билл Ричмонд. Лорел был заядлым
курильщиком, но ближе к 70 годам бросил курить. Он умер 23 февраля 1965 года
через несколько дней после случившегося инфаркта. За несколько минут до смерти
Лорел сказал медсестре: «Я был бы не прочь сейчас прокатиться на лыжах». Несколько
озадаченно медсестра ответила: «А я и не думала, что вы катаетесь на лыжах».
«Да нет-пояснил Лорел-я лучше сейчас прокатился бы на лыжах, лишь бы в меня
не впивались эти иголки!». Через несколько минут медсестра заглянула к нему
вновь и обнаружила его мертвым. Дик Ван Дайк, друг и протеже Лорела, в последние
годы иногда бывший его импресарио, выступил на похоронах с речью. Также выступил
Бастер Китон, в частности, сказавший: «Чаплин не был смешным. Не был смешным
я. Смешным был этот человек». Лорел сам придумал себе эпитафию: «Если на моих
похоронах кто-то был с вытянутым лицом, я с ним больше разговаривать не буду».
Он был похоронен на кладбище Голливуд-Хиллс.