Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«СТЭН И ОЛЛИ»
(Stan and Ollie)

США, 2018, 98 мин, «Entertainment One/BBC Films/Sonesta Films»
Режиссер Йон С. Бейрд, сценарист Джефф Поуп по А. Дж. Мэрриот
В ролях Стив Куган, Джон К. Рейли, Ширли Хендерсон, Руфус Джонс, Дэнни Хьюстон, Джон Хеншоу, Ребекка Йео

В 1937 году комический дуэт худого британца Стэна Лорела и полного американца Оливера Харди-Стэн и Олли-был на вершине успеха. Съемки в голливудских фильмах, признание критиков, обожание публики. 1953 год. Дуэт уже не появляется на больших экранах, былой популярности нет, поэтому Стэн и Олли отправляются в британское турне, надеясь, что крупный продюсер придет на шоу и возьмет их в новый фильм…
Оливер Харди (1892-1957)-американский комедийный актер, ставший известным благодаря комическому дуэту Лорел и Харди, в котором он выступал более 30 лет. Норвел Харди появился на свет 18 января 1892 года в небольшом городе Гарлем в штате Джорджия. Его отец, Оливер Харви, был ветераном Гражданской войны в США, участником сражения при Энтитеме, а мать, Эмили Норвел, была представительницей старейшей семьи в штате, а среди ее предков был капитан Хью Норвел, участвовавший еще в колониальных войнах в XVIII веке. Норвел был самым младшим из пяти детей в семье, а менее чем через год после его рождения глава семейства умер. Смерть отца все же не оставила семью без средств к существованию, так как их мать была успешной владелицей отеля. Будучи еще мальчишкой, Норвел был отправлен в военную академию в соседний город Милледжвилль, где пробыл до 13 лет. В 1905 году он поступил в методистский колледж в город Янг-Харрис на севере Джорджии, где получил среднее образование. Интереса к получению знаний он не испытывал, зато с юных лет увлекался музыкой и театром. Его мать поддерживала увлечения сына и отправила его в школу-интернат в Атланту, чтобы изучать пение и музыку. Но Норвел часто пропускал занятие и в итоге сбежал из школы и присоединился к странствующей театральной группе. Где-то в 1910 году, в знак уважения к отцу, Норвел прибавил к своему имени имя Оливер, став именоваться Оливер Норвел Харви, а впоследствии и вовсе стал использовать имя отца как собственное. После недолгого участия в театральной группе Оливер вернулся в Милледжвилль, где устроился на работу в недавно открывшийся кинотеатр, в котором совмещал обязанности киномеханика, билетера, менеджера и дворника. Вскоре он стал одержим киноиндустрией и решил, что может намного лучше сыграть в кино, чем это делают увиденные им актеры. По совету друга в 1913 году он переехал в город Джэксонвилл в штат Флорида, где стал в ночное время петь в водевилях в кабаре и ночных клубах, а днем проводил время на местной киностудии «Lubin Studios». Там он познакомился с пианисткой Маделин Салошин, которая в 1913 году стала его первой супругой. Его кинодебют состоялся год спустя на этой же студии в комедийном немом фильме «Перехитрить папу», где он значился под именем О. Н. Харди. Только в 1914 году Харди появился почти что в 40 кинокартинах. Из-за своего высокого роста и большого веса ему доставался лишь ограниченный круг ролей. Наиболее часто он играл толстяков или злодеев в комедийных фильмах, где его крупные габариты лишь дополняли его образы. После не менее плодотворного 1915 года Харди переехал в Нью-Йорк, где стал сниматься на киностудиях «Pathe», «Casino» и «Edison Studios». По возвращении в Джэксонвилл Харди уже не вернулся на «Lubin», а стал сотрудничать со студиями «Vim» и «King Bee studios». Там он часто снимался вместе с актером Билли Уэстом, имитировавшим Чарли Чаплина, при этом во многом подражая комику Эрику Кэмпбеллу, с которым Чаплин сотрудничал годом ранее. После переезда в Лос-Анджелес в 1917 году Оливер Харди стал работать сразу на нескольких независимых голливудских студиях. В том же году он снялся в комедии Брончо Билли Андерсона «Пес-талисман», где его коллегой по экрану впервые стал Стэн Лорел. Все же их знаменитый дуэт образовался позже, а после 1917 они не снимались вместе несколько лет. С 1918 по 1923 год Харди работал на киностудии «Vitagraph», где также играл комедийные роли толстяков в компании с актером Ларри Симонном. В 1919 году он разошелся со своей женой, а в 1920 году был оформлен официальный развод, якобы из-за неверности Харди. Уже через год он вновь связал себя узами брака с актрисой Миртл Ривз.
В 1925 году он вновь встретился со Стэном Лорелом на киностудии «Hal Roach Studios», где тот был режиссером фильма «Да, да, Нанетт!», и где Харди, в свою очередь, исполнил одну из ролей. Их тесное сотрудничество началось в 1927 году со съемок в фильмах «Утиный суп» и «Скользкие жены». Режиссер студии «Hal Roach Studios» Лео МакКэри заметил большой интерес аудитории к совместным работам Харди и Лорела и в дальнейшем стал умышленно снимать их вместе, что в итоге к концу того же года привело к появлению дуэта под названием Лорел и Харди, ставшего, возможно, одним из самых известных комических дуэтов в истории кино. Вслед за этим последовало множество новых совместных комедий, среди которых «Рано в кровать» (1928), «Доходное дело» (1929), «Идеальный день» (1929), «Еще одна хорошая путаница» (1930), «Будь больше!» (1931), «Украденные драгоценности» (1931) и множество других кинокомедий. Их первая комедия, снятая в цвете, вышла на экраны в 1930 году и называлась «Песня мошенника», а год спустя они впервые появились в полнометражном фильме «Простите нас», хотя вплоть до 1935 года продолжали появляться и в короткометражках. Их наивысшим достижением стала комедия «Музыкальная шкатулка», которая в 1932 году принесла Лорелу и Харди премию «Оскар» в новой номинации «Лучший короткометражный комедийный фильм». Несмотря на такой творческий успех, в личной жизни Оливера Харди было не все гладко. Его жена Миртл Ривз стала жертвой алкоголизма, из-за чего в 1937 году их пара распалась. После перезаключения контракта с Холом Роучем Лорел и Харди оказались на студии «General Services Studio», где в 1939 году появились вместе в успешной комедии «Летающая парочка». На съемках этой картины Оливер Харди познакомился со сценаристкой Вирджинией Люсиль Джонс, которая год спустя стала его супругой, и они прожили в счастливом браке 17 лет. Со вступлением США во Вторую мировую войну в декабре 1941 года в стране появляется организация «USO», которая стала заниматься организацией развлекательных программ и концертов для военнослужащих союзных войск. Основными артистами там были знаменитые американские звезды, в том числе и Лорел с Харди. Они выступали перед солдатами с различными комическими номерами, в большинстве своем в Великобритании. В то же время они окончательно покинули студию Хола Роуча и стали сниматься на таких крупных кинокомпаниях, как «20th Century Fox» и «MGM». Несмотря на больший коммерческий успех этих фильмов, их художественная особенность оставляла желать лучшего, что в итоге привело к спаду их популярности. К концу 1940-х годов они почти совсем перестали появляться на большом экране, а в 1947 году отправились в гастрольный шестинедельный тур по Великобритании. Из-за большого успеха, который сопровождал их во время всех выступлений, их тур растянулся на несколько лет, включив в себя страны Скандинавии, Бельгию и Францию, а затем вновь Великобританию. В 1949 году друг Оливера Харди, также знаменитый актер Джон Уэйн, убедил его вернуться на большой экран, пригласив его в фильм «Боец из Кентукки», где он сам играл главную роль. Год спустя, уже по настоянию Фрэнка Капры, Оливер Харди снялся в небольшой роли в его фильме «Стремясь высоко» с Бингом Кросби в главной роли. В 1951 году Лорел и Харди в последний раз появились вместе на большом экране в совместной французско-итальянской комедии «Атолл К», которая по многим пунктам уступала их прежним совместным проектам и не принесла им большого успеха. В 1955 году они заключили контракт с Холом Роучем-мл. на съемки телевизионного комедийного шоу, но из-за инсульта Лорела, после которого он долго не мог оправиться, и проблем со здоровьем самого Харди этот проект так и не был реализован. После сердечного приступа, который Оливер Харди перенес в мае 1954 года, он стал предельно четко следить за своим здоровьем. За последующие пару месяцев он сбросил почти 70 кг веса, став при этом совершенно другим человеком, в котором тяжело было узнать прежнего толстяка Оливера Харди. В своих письмах к Лорелу он сообщал ему о том, что, возможно, болен раком, что, скорее всего, и стало причиной большой потери веса. В сентябре того же года у Харди случился инсульт, в результате которого он в течение нескольких месяцев не мог разговаривать. Все это время рядом с ним была его жена Вирджиния, которая постоянно о нем заботилась. В начале августа 1957 года актер перенес еще два инсульта, после чего впал в кому, из которой так и не вышел. Оливер Харди скончался 7 августа 1957 года в возрасте 65 лет. Он был похоронен на мемориальном кладбище в Северном Голливуде. Его вклад в кинематограф был отмечен звездой на Голливудской аллее славы. Оливер Харди снялся более чем в 400 фильмах. Его любимым занятием была игра в гольф, которой он научился у Ларри Симона. После его смерти Стэн Лорел дал клятву больше никогда не сниматься, которую, несмотря на многочисленные предложения режиссеров, выполнил. Лорел и Харди были включены журналом «Entertainment Weekly» в список 45 величайших кинозвезд всех времен. В честь Оливера Харди назван астероид (2866) Харди. Персонаж Оливера Харди в исполнении Джона Фокса появляется в биографическом фильме «Хэрлоу» в 1965 году. В 1967 году Харди был изображен на обложке альбома The Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». В Италии Оливера Харди озвучивал знаменитый комик Альберто Сорди. Бен Кортман, вампир из романа Ричарда Матесона «Я-легенда», по мнению главного героя романа Роберта Невилля, был двойником Оливера Харди. Оливер Харди был масоном, членом ложи «Соломон» № 20 в Джексонвиле, во Флориде.
Стэн Лорел (1890-1965)-комедийный актер, сценарист и режиссер, ставший известным благодаря комическому дуэту «Лорел и Харди», в котором он выступал более 30 лет. Родители Стэна, Артур и Маргарет Джефферсон, активно занимались театральной деятельностью и практически не уделяли времени сыну. Большую часть детства он провел в Бишоп-Окленде (графство Дарем), у своей бабушки Сары Меткалф, окруженный любовью и заботой. Он учился в бишоп-оклендской школе Якова I, в тайнмутской королевской школе, и некоторое время посещал рутергленскую академию. Отец Стэна управлял различными театрами-одним из которых был впоследствии снесенный театр «Эдем» в Бишоп-Окленде. Стэна влекло к театру, и в 16 лет он впервые появился на сцене театра «Британский паноптикум» в Глазго. В 1910 году он присоединился к труппе Фреда Карно, в которую также входил молодой Чарли Чаплин (сохранилась фотография труппы, где артисты запечатлены вместе). Некоторое время Стэн выступал как дублер Чаплина. Вместе они и остались в Америке, когда труппа Карно приехала туда на гастроли. С 1916 по 1918 год он выступал вместе с Алисой и Болдуином Кук, с которыми подружился на всю жизнь-и в этот период впервые встретился с Оливером Харди, снявшись вместе с ним в короткометражном фильме «Пес-талисман». В это же время Стэн встретил Мэй Дальберг, сильно повлиявшую на его жизнь. По ее предложению он взял псевдоним «Лорел». Пара выступала вместе, когда Лорелу предложили сняться в кино за 75 долларов в неделю. После выхода его первого фильма «Майские орехи» «Universal Pictures» предложила ему контракт, вскоре, однако, расторгнутый из-за реорганизации студии. В 1924 году Лорел покинул сцену и занялся только кино, подписав контракт с Джо Роком на 12 фильмов-причем одним из условий контракта было неучастие Дальберг в этих фильмах, так как ее темперамент мог помешать карьере Лорела. В 1925 году, когда она начала вмешиваться в работу Лорела, Рок предложил ей денег и билет в один конец в Австралию, на что она ответила согласием. В 1926 году Стэн женился на Лоис Нильсон.
Вскоре Лорел начал работать на киностудии «Hal Roach Studios» режиссером и сценаристом, и в 1925 году на съемках фильма «Да, да, Нанетт!» вновь встретился с Харди, игравшим одну из ролей. Лорел не помышлял о возврате к актерской карьере, но в 1927 году с Харди произошел несчастный случай, и Лорелу было предложено вернуться на съемочную площадку в качестве актера. Тесное сотрудничество Лорела и Харди началось со съемок в фильмах «Утиный суп» и «Скользкие жены». Довольно быстро они сдружились и прекрасно дополняли друг друга в паре. Режиссер студии «Hal Roach Studios» Лео Маккэри заметил большой интерес аудитории к совместным работам Харди и Лорела и в дальнейшем стал умышленно снимать их вместе, что в итоге к концу того же года привело к появлению дуэта под названием «Лорел и Харди». С участием этого дуэта вышло огромное количество фильмов, в том числе «Битва века», «Спешат ли мужья домой?», «Двое опростоволосившихся», «Будь больше!», «Доходное дело» и многих других. В 1929 году Лорел и Харди успешно перешли в звуковое кино с фильмом «К такому мы не привыкли». В том же году их фильм стал гвоздем киноальманаха «Голливудское ревю 1929 года», а в следующем году вышел их первый цветной фильм «Песня мошенника». В 1931 году они впервые появились в полнометражном фильме «Простите нас», хотя вплоть до 1935 года продолжали появляться и в короткометражках-одна из которых, «Музыкальная шкатулка», получила в 1932 году «Оскар» за лучший короткометражный фильм. В 1928 году у Стэна родилась дочь, которую назвали Лоис в честь матери, а в 1930 году-сын, Стэн-младший, умерший через 9 дней. Оправившись от потрясения, Лорел еще сильнее привязался к дочери, и эта привязанность была взаимной. Даже после развода с женой Стэн старался видеть дочь как можно чаще. В 1930-е годы отношения Лорела и Хола Роуча стали напряженными, и в конечном итоге контракт между ними был расторгнут. После этого Лорел был осужден за вождение в пьяном виде, и затем подал иск к «Hal Roach Studios». В конце концов дело было прекращено, и Лорел вернулся к Роучу. Между тем, в 1935 году Лорел расторг брак с первой женой и женился на Вирджинии Рут Роджерс. В 1937 году они развелись, и в 1938 году Лорел женился на Вере Шуваловой. В 1939 году Лорел и Харди подписали контракт со студией «20th Century Fox», согласно которому в течение пяти месяцев снялись в 10 фильмах. После возвращения на «Hal Roach Studios» у дуэта вышли фильмы «Олух из Оксфорда» и «Простаки в море», и в апреле 1940 года контракт Лорела со студией был прекращен окончательно. В мае он расторг брак с женой, и в январе 1941 года вновь женился на Вирджинии. В годы войны фильмы дуэта стали более стандартными, что вызвало спад их популярности, хотя «Большие пушки», «Спасающиеся от преследования» и «Тореадоры» получили некоторые одобрительные отзывы. В это время у Лорела обнаружили диабет, и в двух фильмах Харди по просьбе Лорела снялся без него. В 1946 году Лорел вновь развелся с Вирджинией и женился на Иде Китаевой-Рафаэль, с которой счастливо прожил до своей смерти. В 1950 году Лорела и Харди пригласили во Францию для съемок в совместной французско-итальянской картине «Атолл К», но фильм провалился. Во время съемок дуэт серьезно заболел, и после возврата домой долго восстанавливал силы. В 1952 году Лорел и Харди успешно гастролировали по Европе. В следующем году они повторили турне с тем же результатом-даже несмотря на то, что Лорел заболел и несколько недель не выступал. В мае 1954 года у Харди случился инфаркт, и очередные гастроли были отменены. В 1955 году они планировали сделать телесериал «Занимательные истории Лорела и Харди», основанные на рассказах для детей, но это не удалось-у Лорела случился инсульт. После выздоровления они начали подготовку к съемкам заново, но 15 сентября 1956 года Харди, в свою очередь, получил обширный инсульт. Прикованный к постели, он несколько месяцев не говорил и не двигался. 7 августа 1957 года Оливер Харди умер. Лорел, которому врачи запретили присутствовать на похоронах, заявил по этому поводу следующее: «Малыш поймет». Также Лорел принял решение завершить актерскую карьеру и перейти на сочинение гэгов и скетчей для коллег. По словам людей, хорошо знавших Лорела, смерть Харди полностью опустошила его, и он не оправился от нее до конца своих дней. Последние годы жизни он жил в небольшом номере гостиницы «Океана» в Санта-Монике. Всегда любезный с поклонниками, он тратил много времени, отвечая на их письма. Его номер телефона был указан в телефонном справочнике, и его почитателей удивляло то, что они могут набрать номер и поговорить с Лорелом лично. В 1960 году Лорел получил почетный «Оскар» за выдающийся вклад в развитие киноискусства, и в том же году вышел фильм Джерри Льюиса «Посыльный», где в роли Лорела снялся Билл Ричмонд. Лорел был заядлым курильщиком, но ближе к 70 годам бросил курить. Он умер 23 февраля 1965 года через несколько дней после случившегося инфаркта. За несколько минут до смерти Лорел сказал медсестре: «Я был бы не прочь сейчас прокатиться на лыжах». Несколько озадаченно медсестра ответила: «А я и не думала, что вы катаетесь на лыжах». «Да нет-пояснил Лорел-я лучше сейчас прокатился бы на лыжах, лишь бы в меня не впивались эти иголки!». Через несколько минут медсестра заглянула к нему вновь и обнаружила его мертвым. Дик Ван Дайк, друг и протеже Лорела, в последние годы иногда бывший его импресарио, выступил на похоронах с речью. Также выступил Бастер Китон, в частности, сказавший: «Чаплин не был смешным. Не был смешным я. Смешным был этот человек». Лорел сам придумал себе эпитафию: «Если на моих похоронах кто-то был с вытянутым лицом, я с ним больше разговаривать не буду». Он был похоронен на кладбище Голливуд-Хиллс.