Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Полудокументальный фильм о жизни популярной шведской поп-звезды 1970-х годов
Теда Гардестада. История его необычайного таланта, борьбы с психологическим
расстройством и непростых отношений с близкими, в особенности, с родным братом…
Тед Арнбьерн Гардестад (1956-1997) был шведским певцом, автором песен, музыкантом
и актером, известным во всем мире как Тед. Гардестад начал свою актерскую карьеру
в 1966 году, а начал заниматься музыкой в 1971 году, подписав контракт с Polar
Music. Назначенный штатными продюсерами Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом,
Гардестад выпустил свой первый сингл «Hela varlden runt» в конце 1971 года и
тесно сотрудничал с четырьмя участниками группы ABBA для создания своего дебютного
альбома Undringar (1972). Будучи самым продаваемым сольным исполнителем Polar
Music (помимо ABBA), он продолжал работать с участниками группы на протяжении
1970-х годов, выпустив еще три альбома Ted (1973), Upptag (1974) и Franska Kort
(1976), которые имели умеренный успех. В 1978 году Гардестад выпустил свой первый
англоязычный альбом Blue Virgin Isles, который не имел международного успеха,
как его предыдущие альбомы в его родной стране. В 1979 году Тед и его брат Кеннет
Гардестад выступили на Melodifestivalen, конкурсе по выбору шведской заявки
на конкурс песни «Евровидение», с песней «Satellit». Они выиграли конкурс, который
позволил им представлять Швецию на Евровидении в Иерусалиме. Тед еще раз попытался
представить песню на Melodifestivalen, но безуспешно. Вскоре после этого он
покинул музыкальную индустрию, чтобы попробовать себя в роли актера. К 1990-м
годам он играл с другими музыкантами, такими как Харпо. Гардестад много гастролировал,
начиная с 1994 года, пока не покончил жизнь самоубийством в 1997 году. В 2018
году был выпущен биографический фильм о Гардестаде.
Тед Арнбьерн Гардестад родился у Арне (1923-2016) и Маргит Гардестад (1921-2008)
18 февраля 1956 года в Соллентуне, графство Стокгольм. Он был младшим из трех
братьев и сестер и имел двух старших братьев; Кьелл (1944-2000) и Кеннет (1948-2018).
Семья жила в Соллентуне. Тед Гардестад начал свою карьеру музыканта в 1962 году,
играя на аккордеоне на шведском телевидении в возрасте шести лет. Его дебют
как актера состоялся в 1966 году, когда он получил роль в телевизионном сериале
«Маленький городок на рубеже веков». В 1970 году Гардестад сыграл второстепенную
роль в американском фильме «История женщины» вместе с Биби Андерссон, Робертом
Стэком и Джеймсом Фарентино. Гардестад также был многообещающим теннисистом.
В 14 лет он занял второе место в своей возрастной группе в Швеции после Бьорна
Борга, и когда-то подумывал о карьере профессионального теннисиста, но вместо
этого выбрал карьеру в музыке. В 1971 году 15-летний Тед и его восьмилетний
брат Кеннет Гэрдестад связались со звукозаписывающей компанией Polar Music и
показали кассету для прослушивания Стигу «Stikkan» Андерсону, который позже
будет управлять поп-группой АББА. Тед был композитором и певцом, а Кеннет писал
тексты к мелодиям Теда, и это сотрудничество продолжалось на протяжении всей
карьеры Теда. Впоследствии Андерсон подписал Теда на лейбл и назначил его штатным
продюсерам Бенни Андерссону и Бьорну Ульвеусу. В конце 1971 года Гардестад выпустил
свой первый сингл «Во всем мире» с элементами госпела. Последующий сингл, акустическая
баллада «Я хочу собственную луну», песня, которую он написал в 12 лет, привлекла
к нему внимание шведской публики. Он быстро стал первым кумиром подростков в
стране, гастролирующим по фольклорным паркам. Андерссон и Ульвеус продюсировали
дебютный альбом Теда «Undringar», который был выпущен на Polar Music в начале
1972 года с Агнетой Фельтског и Анни-Фрид Люнгстад, обеспечивающими бэк-вокал.
Все четыре члена ABBA продолжали работать с Тедом на протяжении 1970-х годов.
Альбомы Ted (1973), Upptag (1974) и Franska Kort (1976) были созданы с использованием
тех же технологий записи и производства, инженеров (включая Майкла Б. Третоу)
и музыкантов, что и современные записи ABBA. В феврале 1973 года Гардестад принял
участие в Melodifestivalen, конкурсе по выбору шведской песни для участия в
Евровидении. Песня «О, какой прекрасный день» заняла четвертое место. Квартет,
известный как Bjorn-Benny, Agnetha-Anni-Frid, занял третье место с песней «Ring
Ring (Bara du slog en signal)». У Гардестада была еще одна попытка на Melodifestivalen
1975 года с песней «Rockin 'n' Reelin'». Свенне и Лотта заняли третье место
с песней «Bang-A-Boomerang», а Гардестад занял седьмое место, но песня стала
хитом в радиочартах Svensktoppen. Гардестад и его брат Кеннет вернулись на Melodifestivalen
в 1977 году и исполнили песню «Лучшее из всех» с коллегой по лейблу Polar Music
Леной Андерссон. Они заняли восьмое место из десяти, а Гардестад не записал
трек. К 1975 году Тед стал известной звездой в Швеции. Он широко освещался в
подростковых журналах Starlet, Mitt Livs Novell и Poster, его личная жизнь освещалась
в национальных газетах, у него был фан-клуб, и все его альбомы были сертифицированы
как золотые и хорошо продавались в остальной части Скандинавии. Помимо Бьорна,
Бенни, Агнеты и Анни-Фрид/ABBA и Анни-Фрид Люнгстад, он был самым продаваемым
артистом Polar Music. У Стиккана были планы вывести его на международный уровень,
и Тед записал как шведскую, так и английскую версии «Rockin' 'n' Reelin'», а
также английскую версию более раннего хита «Я собираюсь поймать ангела» под
названием «Собираюсь сделать тебя моим ангелом». Ни один из них не был значительным
хитом. Однако австралийский поп-певец Марк Холден добился большого успеха в
Австралии с песней «Jag ska fanga en angel» под названием «I Wanna Make You
My Lady» в 1976 году. К 1977 году Гардестад столкнулся с дилеммой, общей для
многих детей-звезд и кумиров подростков. Когда он вырос, выросла и его аудитория.
Время подростковой мании и кричащих толп в фольклорных парках шло на убыль,
и штатные продюсеры Polar Music Бьорн и Бенни, сыгравшие важную роль в его раннем
успехе, теперь были заняты написанием, продюсированием и продвижением ABBA и
больше не могли давать Теду и другим исполнителям студии все их внимание. В
1975 году был выпущен один сингл, запись Melodifestivalen Rockin 'n' Reelin.
В 1976 году лейбл выпустил альбом Franska Kort (Французские карты-выражение
для довольно невинного типа порнографии конца 19 века). На альбоме были выпущены
хит-синглы «Angela», «Chapeau-Claque» (по-французски «цилиндр»), «Когда шоу
окончено» и «Kloversnoa», новинка-пародия на народный танец с Бенни и Гардестадом
на аккордеоне. Альбом занял 3-е место, что сделало его первым альбомом, который
не возглавил шведские чарты, и покинул чарт через 22 недели, что является умеренным
успехом по сравнению с его предыдущими релизами. В 1977 году ABBA и большая
часть команды Polar Music, включая музыкантов и звукорежиссеров, отправились
в свое первое мировое турне, сняв фильм ABBA: The Movie, Гардестад не выпустил
альбом в том году. Стиг Андерсон все еще считал, что Гардестад имеет некоторый
международный потенциал, и в конце 1977 года он и его брат Кеннет отправились
в Голливуд, чтобы записать первый англоязычный альбом Гардестада Blue Virgin
Isles. В альбом, ориентированный на рок западного побережья, вошли американские
и английские музыканты, включая Джеффа Поркаро, Стива Поркаро, Джима Келтнера,
Дэвида Хангейта, Джея Грейдона, доктора Джона и Джона Мэйолла, многие из которых
были личными кумирами Гардестада. Blue Virgin Isles был выпущен во всем мире
в конце 1978 года на Epic Records.и спродюсировал синглы «Take Me Back To Hollywood»,
английскую версию «Chapeau-Clacque» и «Love, You’re Making All The Fools». Несмотря
на дорогое производство и большой толчок к запуску карьеры Теда, включая рекламные
выступления вместе с ABBA, его успех в Швеции не получил международного распространения.
В Швеции альбом занял 29-е место и провел в чарте одну неделю. Спустя тридцать
лет после своего первоначального выпуска Blue Virgin Isles остается единственным
студийным альбомом Теда, который не был переиздан на компакт-диске компаниями
Polar Music/PolyGram/Universal Music Group. В начале 1979 года Тед и Кеннет
Гардестад предприняли четвертую попытку на Melodifestivalen и выиграли с песней
«Satellit», среднетемповым рок-треком, аранжировка которого напоминала хит Тото
1978 года «Hold the Line». Сходство вызвало слухи о плагиате в шведских СМИ
и дисквалификацию с конкурса. Связь между двумя песнями заключалась в том, что
продюсер песни Янне Шаффер слышал четырех будущих участников Toto (Стива Поркаро,
Джеффа Поркаро, Дэвида Хангейта и Стива Лукатера), которые экспериментировали
с гитарным и басовым риффом во время Blue Virgin Isles-сессий в Лос-Анджелесе,
которые в конечном итоге превратились в «Hold the Line». Шаффер был вдохновлен
тем, что он услышал, когда писал аранжировку для «Satellit», но на тот момент
ни «Hold the Line», ни одноименный дебютный альбом Тото не были выпущены. Джефф
Поркаро сказал шведской газете Aftonbladet в феврале 1979 года: «Нет, это не
грабеж, Тед не украл нашу песню. Эти фортепианные триоли, эта партия баса и
гитары восходят к 1950-м годам, и тот факт, что мы оба использовали вариаций
на одну и ту же тему в наших песнях сейчас чисто случайно». Следовательно, Тед
представлял Швецию на конкурсе песни Евровидение, проходившем в Иерусалиме в
марте 1979 года. После того, как он четыре раза участвовал в предварительном
отборе, прежде чем победить, и благодаря его личным связям с ABBA, надежды и
ожидания были большими. Песня набрала восемь баллов и заняла семнадцатое место
из девятнадцати участвующих, что сделало ее на тот момент вторым по величине
местом Швеции в конкурсе. Сингл на шведском языке вошел в десятку лучших в Швеции,
а «Satellit» считается одной из фирменных мелодий Теда. Англоязычная версия
трека так и не попала в чарты, как и переиздание Blue Virgin Isles, в которое
вошли обе версии, что ясно дало понять, что скандинавская аудитория Теда предпочитает
его шведско-язычный материал. После неудачного возвращения на Melodifestivalen
в 1980 году с «Пусть солнце согреет тебя» с тогдашней девушкой Анникой Боллер
и неутешительными продажами его альбома 1981 года Stormvarning (№ 31, 2 недели),
который был выпущен на международном уровне на лейбле Polydor в нескольких странах
и в равной степени игнорируется-Гардестад покинул музыкальную сцену в возрасте
25 лет. Оставив музыкальный бизнес, Гардестад предпринял короткую и безуспешную
попытку стать актером и вскоре после этого начал изучать медитацию и восточные
религии. Он стал участником движения Бхагван Шри Раджниш (также известного как
Ошо) и публично отказался от своей прежней жизни. В интервью шведской газете
Aftonbladet в середине 1983 года он сказал, что больше не хочет, чтобы к нему
обращались «Тед Гардестад», теперь его зовут Свами Сангит Упасани. Как и все
ученики Бхагвана, он носил одежду особого оранжевого оттенка. Гардестад дистанцировался
от своих друзей в музыкальном бизнесе и своей семьи, поскольку его участие в
движении постепенно захватило его жизнь, влияя на его личность. В июне 1983
года, за месяц до появления его второго ребенка, он неожиданно оставил семью
и друзей и переехал в штаб-квартиру движения в штате Орегон, США. Три года спустя,
после того, как Раджниш был осужден за иммиграционное мошенничество, уклонение
от уплаты налогов, растрату средств своих учеников и биотеррористические атаки
на жителей Даллеса и впоследствии депортирован из США, семья Гардестада убедила
его вернуться в Швецию. Его серьезные проблемы с психическим здоровьем становились
все более очевидными. Вскоре после возвращения Гардестада в Швецию в 1986 году
премьер-министр Швеции Улоф Пальме был убит. Гардестад был ошибочно упомянут
в шведских СМИ как «33-летний», подозреваемый в расследовании убийства, что
сильно повлияло на него, хотя Гардестад был в отпуске в Греции во время убийства,
и хотя он никогда не был допрошен шведской полицией и не находился под подозрением
властей, домыслы и слухи преследовали его и его семью до конца 1980-х годов.
Несколько лет спустя он снова стал предметом слухов, обвиняющих его в том, что
он-Лазерманнен, грабитель банков и серийный убийца. Слухи затронули чувствительную
и без того неуравновешенную бывшую звезду, и Гардестад замкнулся и впал в глубокое
уныние. В начале 1990-х годов Гардестада ненадолго уговорил его друг и коллега,
шведский поп-певец Харпо. Он присоединился к Harpo в концертном туре и выступал
в качестве гостя. В 1992 году они выпустили дуэт «Счастье» как сингл. Он привлек
мало внимания, но ознаменовал возвращение Гардестада к музыке. В начале того
же года он отправился в свой первый тур с 1978 года и отыграл серию концертов
с Плюрой Йонссон, Туве Нэсс, Тоттой Нэслунд и Дэном Хиландером и получил в целом
положительные отзывы прессы. В 1993 году сборнику под названием Kalendarium
1972-93 способствовал тур по шведским фольклорным паркам. Альбом и турне были
успешными, как и его первая композиция за двенадцать лет «Ради любви», которая
возглавила чарт Svensktoppen. В сборник Kalendarium вошла перезапись на шведском
языке заглавного трека с альбома Blue Virgin Isles «Небо невинно синее», который
через пятнадцать лет после первоначального выпуска стал еще одним хитом Svensktoppen,
и стала одной из его самых известных песен. В начале 1994 года Календариум 1972-93
был награжден платиновым диском. Все альбомы Гардестада 1970-х и начала 1980-х
годов, за исключением Blue Virgin Isles, были переизданы на компакт-дисках компанией
Polar, и поколение шведов, выросших на его музыке, теперь заново открыло и переоценило
его творчество. С тех пор его работы стали считаться национальным достоянием,
столь же важным, как и работы Эверта Таубе, Карла Михаэля Беллмана и Корнелиса
Вресвейка, как поклонниками, так и шведскими музыкальными критиками. В следующем
году Гардестад выпустил полноформатный альбом нового материала под названием
«Наконец-то в дороге» на Polar, который был спродюсирован давним другом Янне
Шаффером. В альбом вошли работы барабанщика ABBA Пера Линдвалла, Бьорна Джонсона
Линда, Глэдис дель Пилар и Мари Бергман и других известных шведских музыкантов.
Он породил серию синглов, в том числе «Подари солнце», «Если ты хотел меня»,
«На моем радио» и «Она женщина», все из которых попали в чарт Svensktoppen.
Лирика была легкой, гармоничной и вселяющей надежду, а будущее Гардестада казалось
более оптимистичным. Его имя было окончательно очищено, он снова женился и вернулся
к музыке. Он несколько раз появлялся на телевидении, продвигая альбом Antligen
pa vag , и дал акустический концерт на ZTV. Он много гастролировал в 1994-96
годах. 22 июня 1997 года в возрасте 41 года Гардестад покончил жизнь самоубийством,
прыгнув под поезд. Единственными коллегами из его музыкальной карьеры, которые
присутствовали на его похоронах, были Шаффер, Джейсон Линд, Третов, Барбро «Лилл-Бабс»
Свенссон и Агнета Фельтског. После смерти Гардестада его брат Кеннет рассказал
прессе и в книге о проблемах с психическим здоровьем Гардестада в последнее
десятилетие его жизни. В биографии, опубликованной через восемь лет после смерти
его брата, Кеннет сказал, что Гардестад страдал тревогой с позднего подросткового
возраста, и что Кеннет пришел к убеждению, что во взрослом возрасте Гардестад
страдал параноидальной шизофренией, которая, по его мнению, усугубилась к тому
времени, когда он был в движении Бхагван, освещение в прессе и последующее публичное
преследование после убийства Улофа Пальме и дела Лазерманнена. В биографии 2005
года о Гардестаде Шаффер сказал, что в конце 1990-х годов он присутствовал на
званом ужине с большим количеством шведских высокопоставленных лиц, включая
ведущих политиков, государственных деятелей, представителей дипломатического
корпуса и главного редактора крупнейшей ежедневной газеты Швеции Dagens Nyheter,
который сказал перед всеми видными гостями: «Вы знаете, что это ваш приятель
Тед Гардестад убил Улофа Пальме, не так ли?». Шаффер немедленно покинул званый
обед. В биографии Кеннет Гардестад также сказал, что состояние Теда так и не
было должным образом диагностировано при его жизни, и он не получал медицинского
или психотерапевтического лечения, которое могло бы спасти его жизнь. В музыкальном
плане песни Теда сочетали в себе наследие скандинавской акустической и повествовательной
традиции с влиянием британско-американской волны певцов и авторов песен конца
1960-х-начала 1970-х годов, но его репертуар также включал широкий спектр жанровых
упражнений, включая стили свинга, джаза, рэгтайма, буги-вуги, реггей, кантри
и вестерна, французского шансона, шведской народной музыки, а также современной
английской и американской поп-музыки, рока, соула и ритм-энд-блюза. Вслед за
музыкантами и авторами песен своего поколения оба брата были поклонниками «Битлз»,
и под влиянием того факта, что Джон Леннон и Пол Маккартни написали свой собственный
материал и сами его сыграли, что было революционным в то время. Все ранние шведские
альбомы с Тедом также содержат один или два англоязычных трека, обычно немного
более грубых и роковых, чем остальной материал, и во многих из них Шаффер играет
на электрогитарах. Лирически песни отражали мир среднего подростка, уже не ребенка,
но еще не взрослого, и его личностное развитие; мечты, надежды и желания, а
также страхи и разочарования, увлечение и неприятие, экзистенциальные размышления,
наряду с типичными юношескими фантазиями и мечтами об исторических личностях,
таких как викинги, «Баффало Билл», Голиаф или стать супергероем, таким как «Призрак»,
и, естественно, как и у большинства подростков, также игривые намеки на повышенный
интерес к противоположному полу. Например, его запись на Melodifestivalen «Oh
vilken harlig dag» включает такие фразы, как «Я пробрался к озеру шпионить за
тобой, когда ты купалась нагишом» и «Я бегал голым под палящим солнцем» и «И
я мог видеть, что ты прячешь под юбкой»; строчка, которую сочли рискованной,
когда ее спел семнадцатилетний мальчик во время предварительного отбора на конкурс
песни «Евровидение» в 1973 году. Несмотря на то, что все тексты были написаны
старшим братом Теда Кеннетом, они были специально написаны, чтобы отразить личность
Теда и его мир, а также чувства подростка, а не его старшего брата. Подобно
Бенни Андерссону и Бьорну Ульвеусу в эпоху ABBA, Тед писал демо-тексты на искусственном
английском языке, когда сочинял свои песни, и впоследствии задачей Кеннета было
писать правильные шведские тексты, оставаясь при этом верным первоначальной
идее Теда для конкретной песни. Кеннет потратил значительное количество времени
на то, чтобы подобрать слова именно так, как хотел Тед, с нужным количеством
слогов в такте, рифмами и аллитерациями, подчеркивающими ритм музыки и выбирая
слова, подходящие для мальчика в подростковом возрасте, иногда включая сленговые
выражения. Как и звукорежиссер Майкл Б. Третоу, Тед также был известен своим
проказливым чувством юмора. Он был большим поклонником Летающего цирка Монти
Питона и любил розыгрыши, что также отражено в лирике в виде каламбуров, игры
слов и двусмысленностей. Навыки Кеннета как автора текстов парадоксальным образом
привели к тому, что у некоторых слушателей Теда в 1970-х годах и даже по сей
день сложилось впечатление, что он написал и музыку, и все тексты, которые Кеннет
с тех пор показал, что он воспринимал только как признание того, что он отдал
должное музыке Теда, и это было лучшим комплиментом, который он мог получить.