Варшава.
Август 1939 года. Театральная труппа репетирует антифашистскую пьесу и
играет «Гамлета». Мария и Йозеф Тура-звездная пара труппы. Каждый вечер
на спектакле, пока Йозеф читает на сцене знаменитый монолог Гамлета, Мария
принимает у себя влюбленного в нее молодого летчика. Немцы вторгаются
в Польшу; Варшава лежит в руинах. Летчик вступает в польскую эскадрилью
Королевских воздушных сил Великобритании. Разгадав планы нацистского шпиона
Силецки, который должен передать варшавскому гестапо имена руководителей
польского Сопротивления, молодой человек выбрасывается с парашютом недалеко
от города. Театральная труппа, а также Мария и ее муж помогают летчику
устранить Силецки. Йозеф Тура на скорую ногу воплощается в него, напялив
парик, и не дает списку попасть в руки фашистов. Актеры переодеваются
в немецких офицеров и, окружив фальшивого Гитлера, высмеивают оккупантов…
Самый знаменитый фильм Эрнста Любича. Слава пришла к нему далеко не сразу:
публика сначала была шокирована смелой сатирой и крайне едким тоном картины.
Подлинные намерения автора были совершенно не поняты; в интервью журналистке
из Филадельфии и в открытом письме в «Нью-Йорк Таймс» Любичу даже пришлось
отбиваться от обвинений в желании высмеять трагедию, пережитую польским
народом. С годами эта очень невинная и совершенно пристойная «бестактность»
постепенно была понята и оценена по достоинству. Сценарий со сложной и
умелой конструкцией изобилует непредсказуемыми сюжетными поворотами, но
подчиняется железной логике. Талант Любича-в том, чтобы выносить на экран
эту безупречную драматургическую механику с трепетом и со свойственной
только ему порывистой горячностью. При таком подходе механика оживает
и постепенно достигает всех своих целей. Неисчерпаемая гордыня актеров,
вечный неугомонный танец супружеской неверности и в особенности безграничная
чудовищность и не менее безграничный идиотизм фашистов-все эти качества,
по мнению Любича, достойны стать темами для иронии сатирика. Только она
придает каждому точные очертания и устанавливает между ними и зрителем
хорошую критическую дистанцию. Ирония Любича с явной склонностью к фарсу
и бурлеску во всех тонкостях демонстрирует отношение режиссера к ее предмету.
Она выражает по очереди нежность и сочувствие к одним (знаменитые или
безвестные актеры польской труппы), беспримесные презрение и ужас к другим
(опасные или глупые паяцы из гестапо). В этой картине легко распознать
все то, что переняли у Любича его главные наследники: Билли Уайлдер-склонность
к жестокой сатире, применимой даже к самым серьезным темам; Джозеф Манкевич-страсть
к изощренным, немногословным и закольцованным конструкциям, часто сочетающим
театральность и реализм; Отто Премингер, самый отдалившийся из его учеников-отстраненную
и суховатую элегантность, которая сторонится сентиментальности и стремится
одновременно к развлечению и размышлению (см. его антифашистскую комедию
«Право на ошибку», 1943). Когда отец Джека Бенни увидел в начале фильма
сына в нацистской форме, то в возмущении выбежал из кинотеатра. Джеку
с трудом удалось объяснить отцу, что это-сатира. Это последняя роль Кэрол
Ломбард перед авиакатастрофой. Симпатичный одноименный ремейк поставлен
Аланом Джонсоном с Мелом Бруксом и Энн Бэнкрофт в главных ролях (1983).
Супруга Кларка Гейбла (который очень возражал против этой роли) Кэрол
Ломбард погибла в авиакатастрофе в штате Невада 16 января 1942 года, возвращаясь
с турне по продаже военных облигаций. Премьера фильма состоялась два месяца
спустя. Продюсеры вырезали из всех копий шутливую реплику героини Ломбард:
«Что может случиться в самолете?». Картина номинировалась на «Оскар» за
лучшую музыку. В 1996 году картина была внесена на хранение в медиатеку
при конгрессе США.