Touchez pas au grisbi  Touchez pas au grisbi  Touchez pas au grisbi  Touchez pas au grisbi  Touchez pas au grisbi  Touchez pas au grisbi  Touchez pas au grisbi  Touchez pas au grisbi  Touchez pas au grisbi  Touchez pas au grisbi  Touchez pas au grisbi  Touchez pas au grisbi  Touchez pas au grisbi  Touchez pas au grisbi

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Touchez pas au grisbi

«НЕ ТРОНЬ ДОБЫЧУ»
(Touchez pas au grisbi)

Франция-Италия, 1954, 94 мин., ч/б, «Del Duca Films/Antares Produzione Cinematografica»
Режиссер и сценарист Жак Беккер, композитор Жан Вьенер
В ролях Рене Дари, Жан Габен, Витторио Саниполи, Лина Вентура, Дора Долл

Пожилой гангстер Макс и его напарник Ритон совершают грандиозное ограбление, оставшись с золотыми слитками на 50 миллионов франков. Но подруга Ритона, уставшая от такой жизни, становится любовницей Анжело, босса соперничающей банды гангстеров. Вскоре она рассказывает Анжело о невероятной добыче Макса и Ритона. Тому приходит в голову старая мысль, однажды пришедшая на ум большевикам (а также Шарикову из «Собачьего сердца»): «все взять и поделить». Анжело предлагает Максу добровольно поделиться золотом, но тот, естественно, отказывается. Тогда банда Анжело похищает Ритона и угрожает его убить, если их условия не будут приняты. Макс обращается за помощью к своим старым товарищам, чтобы они помогли ему освободить Ритона…
Отличный фильм с неподражаемым Жаном Габеном. Кропотливый Жак Беккер берется за криминальный жанр и смещает в нем центр внимания, совершая такую же скромную революцию, что совершил тремя годами ранее Джон Хьюстон в «Асфальтовых джунглях». Персонажи, характеры, мании, чувства, взаимоотношения очевидно выходят на первый план, отодвигая в тень действие. В этой картине это происходит даже более явно, чем в ленте Хьюстона. Фильм, построенный на таком принципе, вдвойне оригинален. Во-первых, набор наших представлений о персонажах накапливается по ходу линейного развития фабулы, в этом смысле приближенной к фильмам Ховарда Хоукса. Мы наблюдаем за Максом (Габеном) в течение ночи, дня и следующей ночи-самой решающей в его жизни. Этот персонаж присутствует в каждой сцене, и повествование, ни на минуту не теряя объективности, без флэшбеков и ответвлений, без красот и изысков, дает нам увидеть его во всей полноте за эти несколько часов. В определенный момент действия необходимо сделать отсылку к прошлому, чтобы подчеркнуть, сколько раз Макс уже спасал из передряг своего смелого и неосторожного друга. Беккер разрешает сложную задачу, со спокойной уверенностью прибегая к очень простому и эффективному закадровому монологу. Вторая оригинальная черта связана с предыдущей: портрет Макса (верного друга, иногда пресыщенного жизнью; лишенного иллюзий, но пока еще вполне бодрого донжуана; усталого жулика, мечтающего о покое) подан с лаконичностью, редчайшей для французского кино тех лет. Сдержанность, деликатность, трезвость ума и своеобразная барская лень, не позволяющая на чем-либо настаивать, характеризуют не только главного героя, но и в первую очередь стиль самого Беккера. Бессмысленно напоминать, что фильм имел огромный успех, но, возможно, стоит отметить, что тем самым Беккер убедительно доказал: даже во Франции широкая публика может быть благожелательна к самому требовательному и естественному классицизму. Вне всяких сомнений, удача тоже была на стороне Беккера, поскольку многие до него брались за эту задачу, но лишь обломали себе зубы. Как бы то ни было, эта картина и по сей день остается одним из лучших французских криминальных фильмов, а быть может, и самым лучшим. Кстати, это первый фильм бывшего итальянского рэстлера Лино Вентуры («Сиятельные трупы», 1976; «Мотылек на плече», 1978; «Прикосновение медузы», 1978). На Венецианском кинофестивале Жан Габен был признан лучшим актером (также за роль в фильме «Воздух Парижа», 1954).