The Towering Inferno  The Towering Inferno  The Towering Inferno  The Towering Inferno  The Towering Inferno  The Towering Inferno  The Towering Inferno  The Towering Inferno  The Towering Inferno  The Towering Inferno

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

The Towering Inferno

«ВЗДЫМАЮЩИЙСЯ АД»
(The Towering Inferno)

США, 1974, 165 мин., «20th Century Fox/Warner»
Режиссеры Джон Гилльермин и Ирвин Аллен, продюсер Ирвин Аллен, композитор Джон Уилльямс, визуальные эффекты Мэттью Юричич
В ролях Стив Маккуин, Пол Ньюман, Фэй Дануэй, О. Джей Симпсон, Ричард Чамберлен, Уилльям Холден, Фред Астер, Роберт Вон, Роберт Вагнер

Сан-Франциско. Архитектор Дуг Робертс возвращается из длинного отпуска и обнаруживает, что спланированный им самый высокий небоскреб в мире практически построен. Но во время вечеринки с участием почти 300 гостей, устроенной в небоскребе по поводу окончания строительных работ на 81-м этаже происходит короткое замыкание и начинается пожар. Люди оказываются отрезанными от выхода на 135 этаже. Прибывшая пожарная команда во главе с Майклом О'Халлораном обнаруживает, что внешние спасательные лестницы не были достроены, а по пожарным выдвижным лестницам им не добраться до людей. Пожарным ничего другого не остается, как по лестнице здания от этажа к этажу пробираться сквозь бушующий огонь, чтобы спасти несчастных людей…
В картину перешло много актеров из предыдущего фильма-катастрофы Ирвина Аллена «Приключения Посейдона» (1972). После успеха этого фильма появилась мода на фильмы-катастрофы. Студия «Warner» решила купить права на экранизацию романа «Башня» Ричарда Мартина Стерна за 390 тысяч долларов. Два месяца спустя Ирвин Аллен и студия «20th Century Fox» обнаружили роман Томаса Скортиа и Фрэнка Робинсона «Стеклянный ад» с аналогичным сюжетом и купили права на его экранизацию за 400 тысяч долларов. Чтобы избежать конкуренции двух похожих фильмов в прокате две студии решили объединить усилия и финансировать производство поровну. «Warner» получал прибыль с проката в остальном мире, а студия «20th Century Fox»-в США. Это стало первым случаем в истории Голливуда, когда столь крупные студии работали вместе над одним проектом. Соединить названия романов в одно из трех слов не удалось, поэтому пришлось остановиться на названии «Вздымающийся ад». Оба романа были навеяны сооружением огромных башен Мирового торгового центра в начале 70-х годов. Сценарист Стирлинг Силлифант взял из каждого романа по семь главных персонажей и основные сюжетные линии. Стив Маккуин настоял, чтобы они вместе с Полом Ньюманом имели одинаковое количество предложений в диалогах фильма. Они оба получили одинаковый гонорар: по 1 миллиону долларов и 7,5% от выручки. Ирвин Аллен первоначально хотел, чтобы Маккуин играл роль архитектора здания Дуга Робертса, но тот восстал против этого. Он захотел роль главы пожарников О’Халлорана. Роль архитектора отошла Полу Ньюману. Имена обоих актеров в титрах находились в одном кадре. Это было придумано для картины «Бутч Кэссиди и Санданс Кид» (1969), где впервые могли сняться эти актеры, чтобы уровнять обеих звезд. Но когда Маккуин покинул тот проект, его заменили менее известным Робертом Рэдфордом, и имя Пола Ньюмана стало появляться первым. Стив Маккуин и Фэй Дануэй строго предупредили продюсеров, чтобы к ним не подходили зрители на съемочной площадке. Кроме этого, Маккуин отказался дать хоть одно интервью. Чтобы получить настоящую реакцию актеров, Ирвин Аллен, не предупреждая их, сам поджег потолок, где проходили съемки. Реакция испуганных актеров превзошла все ожидания. В интервью, которое много лет спустя дал сценарист картины Стирлинг Силлифант, он признался, что после съемок фильма постоянно стал садиться в незнакомых зданиях рядом с пожарным краном. Этому его научил пожарный, консультировавший его при написании сценария к этому фильму. Роль Лизолетт Мюллер, сыгранная Дженнифер Джонс, первоначально была предложена Оливии Де Хавилланд. Это последняя роль Джонс в кино до самой ее смерти в 2008 года в возрасте 99 лет. Стив Маккуин и Пол Ньюман почти все трюки в картине выполнили самостоятельно. Во время съемок на одной из площадок пожар вышел из-под контроля и оказавшийся рядом Маккуин спас нескольких пожарных. Один из них, сразу не узнавший актера, произнес: «Моя жена мне не поверит», на что Маккуин ответил: «Моя-тоже!». Для съемок фильма было построено 57 декораций, из них только 8 остались после окончания съемок более-менее целыми. В первоначальном сценарии роль начальника пожарных была значительно меньше. Она была предложена Эрнесту Борнайну, а роль архитектора-Маккуину. Позднее Маккуин сказал: «Если кто-нибудь из актеров моего калибра сможет сыграть архитектора, то я сыграю шефа пожарных». Продюсеры фильма быстро ангажировали Пола Ньюмана на роль архитектора. Актриса Эстер Уилльямс отклонила оба предложения Ирвина Аллена сняться в его фильмах «Приключения Посейдона» и «Вздымающийся ад». Ирвин Аллен лично руководил съемкой всех сцен действия. Много лет подряд в 80-90-х годах шведское телевидение демонстрировало этот фильм на Новый год сразу после полуночи. Лифт в картине изображал лифт в отеле Hyatt Regency в Сан-Франциско, где снимались многие фильмы, в частности, картина «Эпоха за эпохой» (1979). Фильм получил «Оскар» за лучший монтаж, операторскую работу и песню Джоэла Хиршхорна и Элла Каша «We May Never Love Like This Again», а номинировался за лучшие декорации, звук, музыку, актера второго плана (Фред Астер) и как лучший фильм года. «Золотой глобус» получили Фред Астер за лучшую роль второго плана и Сюзан Фланнери как лучшая актриса-дебютантка, а картина номинировалась за лучший сценарий, песню и актрису второго плана (Дженнифер Джонс). Англичане вручили Джону Уилльямсу свой приз «BAFTA» за музыку к фильму (а также к картине «Челюсти», 1975), а Фреду Астеру за роль второго плана, а также номинировали за лучшее художественное оформление и операторскую работу. При бюджете в 14 миллионов долларов картина только в США собрала 116 миллионов.