The Treasure of the Sierra Madre  The Treasure of the Sierra Madre  The Treasure of the Sierra Madre  The Treasure of the Sierra Madre  The Treasure of the Sierra Madre  The Treasure of the Sierra Madre  The Treasure of the Sierra Madre  The Treasure of the Sierra Madre  The Treasure of the Sierra Madre  The Treasure of the Sierra Madre  The Treasure of the Sierra Madre

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

The Treasure of the Sierra Madre

«СОКРОВИЩА СЬЕРРА-МАДРЕ»
(The Treasure of the Sierra Madre)

США, 1948, 126 мин., ч/б, «Warner»
Режиссер и сценарист Джон Хьюстон, композитор Макс Штейнер
В ролях Хамфри Богарт, Уолтер Хьюстон, Тим Холт, Брюс Беннетт

1925 год. Обманутые местным предпринимателем наемные работники Фред Доббс и Боб Картин в мексиканском городке Тампико знакомятся с предприимчивым искателем приключений Ховардом, который рассказывает им, где в горах Мексики можно найти золотые прииски. Отчаянные поиски троицы заканчиваются удачей, и им удается намыть немного золота, но его у них едва не отбирают бандиты. Что делать уставшим и обессилившим после многодневной и тяжелой работы несчастным людям? Кроме того, бандиты не оставили надежды поживиться за их счет. Путешествие обратно в город через горы и пустыню обещает быть очень трудным, и добраться до цивилизации доведется не всем…
В некоторых сценах актер и отец режиссера Уолтер Хьюстон, играющий Ховарда (роль, которую специально для него написал Джон Хьюстон, в то время, как в романе этот персонаж значительно старше), должен был говорить по-испански, но он этого языка не знал. Тогда режиссер нанял мексиканца, который и записал необходимые фразы. Их вставили в рот Хьюстона так удачно, что впоследствии многие актеры удивлялись, насколько хорошо актер знает испанский язык. Отец получил «Оскар» за роль второго плана, а его сын Джон-за лучшую режиссуру. Это стало первым случаем в истории, когда «Оскара» удостоились отец и сын. Позднее Джон назвал работу над этим фильмом одним из самых запоминающихся моментов в своей жизни. Интересно, что Джон убедил отца сниматься без вставной челюсти, чтобы выглядеть более правдоподобно. Начавшиеся в мексиканском городке Тампико съемки неожиданно были запрещены местными властями. Оказывается, в местной газете была опубликована статья, где утверждалось, что в фильме будет опорочена честь Мексики. К счастью, два помощника Хьюстона устроили встречу режиссера с президентом Мексики, и конфликт был улажен. Живший в Мексике писатель-затворник Б. Трейвен, по роману 1936 года которого снимался фильм, был приглашен на съемочную площадку, но он отказался, заявив, что пришлет своего помощника Холла Кровза быть техническим советником и переводчиком картины за 150 долларов в неделю. Этим помощником, по мнению Джона Хьюстона и его жены Эвелин Кейес, был сам писатель, появившийся на съемочной площадке под этим псевдонимом, хотя он всячески это отрицал. По иронии судьбы самому Трейвену был предложен гонорар в 1000 долларов в неделю за работу техническим консультантом над картиной. Джон Хьюстон однажды подшутил над Брюсом Беннеттом, который должен был изображать очень голодного человека во время сцены ужина у костра, где он с жадным видом накидывается на блюдо с тушеным мясом. После первого дубля режиссер потребовал его повторить, а потом попросил снять и еще один дубль, во время которого Беннетт каждый раз поглощал тарелку с мясом. Но дело в том, что Хьюстона удовлетворил и первый дубль, а во время других дублей камеры даже не двигались. Просто Хьюстон хотел посмотреть, сколько мяса сможет съесть актер. Когда он рассказал о своей шутке, то решил добить Беннетта и других актеров, пригласив их в этот же день на ужин. Когда бюджет фильма превысил 3 миллиона долларов, глава студии «Warner» Джек Уорнер захотел, чтобы съемочная группа возвратилась снимать оставшуюся часть картины в Голливуд, но потом подумал, что фильм может стать событием в мире кино, и разрешил доснимать его в Мексике. Хамфри Богарт начал лысеть еще во время съемок в картине «Темный проход» (1947), так как принимал гормоны, чтобы его жена Лорен Баколл смогла зачать ребенка (хотя на отсутствии у звездной четы детей также сказывалось обильное употребление Богартом алкоголя и недостаток витамина B). Так что к моменту съемок в этой картине, Богарт был полностью лысым и вынужден сниматься в парике. Тем не менее, прибыв в Мексику, Богарт начал принимать витамин B, и волосы у него начали снова расти. Да так быстро, что их приходилось тщательно укладывать, чтобы актер смог надеть парик. Именно писатель Б. Трейвен настоял, чтобы сам Джон Хьюстон снялся в маленькой роли американского туриста. Эту сцену снял Хамфри Богарт. Когда в 1941 году Джон Хьюстон заинтересовался сценарием этого фильма, студия «Warner» планировала в трех главных ролях снять Джорджа Рафта, Эдварда Робинсона и Джона Гарфилда (также на роль Джеймса Коди претендовал Рональд Рейган, но она ушла Брюсу Беннетту). На в их планы вмешалась Вторая мировая война, после окончания которой главной звездой студии стал Хамфри Богарт. Когда актер узнал о планах Джона Хьюстона снимать фильм по роману Б. Трейвена, то стал настойчиво просить роль в этой картине. Когда Богарт получил роль, он стал настойчиво интересоваться у режиссера, когда начнутся съемки. Дело в том, что Богарт был заядлым яхтсменом и постоянно принимал участие в гонках на яхтах с острова Каталина на Гавайи, так что не хотел пропускать соревнования и на этот раз. Но Хьюстон жестко остудил настойчивость расспросов актера, после чего Богарт стал терпеливо ждать начала работы, а гонки пришлось пропустить. Увидев игру отца режиссера Уолтера Хьюстона, Богарт заметил: «Один Хьюстон-это достаточно плохо, а когда их двое-то смертельно». Это заметили и продюсеры картины, побоявшись, что Уолтер сможет затмить игру их главной звезды Хамфри Богарта, после чего Джон Хьюстон начал получать со студии примечания, чтобы поменьше акцентировал внимание на игре своего отца. Это один из первых американских фильмов, полностью снятый за пределами США. Во время Второй мировой войны эту картину мог снять режиссер Винсент Шерман, но один из руководителей студии «Warner» наложил на проект вето, так как очень не любил мексиканцев. Съемки фильма заняли пять с половиной месяцев, ровно на месяц превысив первоначальный график. Во время съемок картины Джон Хьюстон решил усыновить местного мальчугана Пабло, который постоянно крутился возле съемочной площадки. Это сначала очень не понравилось его жене Эвелин Кейес, которая встречала их со съемок в аэропорту США. Сцена драки в кафе снималась пять дней. Пока Джон Хьюстон был на Второй мировой войне, сценарист Роберт Россен написал как минимум девять вариантов сценария этого фильма. Однажды ночью Джону Хьюстону стало плохо после того, как он первый и единственный раз в жизни накурился марихуаны вместе со своим отцом. К нему пришлось вызывать доктора. Концовку картины Джон Хьюстон хотел сделать более кровавой, сняв отрубленную голову Доббса, катящуюся по земле, но цензоры вырезали этот момент, очень огорчив Хамфри Богарта. Картина получила «Оскар» за лучшую режиссуру, сценарий, актера второго плана (Хьюстон), а номинировалась как лучший фильм года. Англичане также номинировали фильм на свой приз «BAFTA» как лучший фильм года. Картина получила «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, актера второго плана (Хьюстон) и как лучший фильм года (наряду с фильмом «Johnny Belinda», 1948). На Венецианском кинофестивале картина номинировалась на Гран-при. В 1990 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. Бюджет картины составил 3, 8 миллионов долларов.