Мрачная
история начинается в 2035 году, когда смертельный вирус буквально опустошает
Землю. По руинам городов бродят только дикие звери. Немногие уцелевшие
прячутся в подземельях и, боясь заразиться, постоянно носят странного
вида защитные костюмы из пластика. Но, поскольку так долго продолжаться
не может, решают отправить в рискованное путешествие в прошлое опасного
преступника Джеймса Коула, который должен обнаружить и устранить причины
катастрофы. Коул оказывается в 1990 году в психиатрической больнице, где
рассказывает, что в 1997 году от смертельного вируса погибнут пять миллиардов
человек, а оставшиеся в живых покинут поверхность Земли, и вновь животные
станут хозяевами мира. Ему, конечно, не верят, а между тем Коул ничего
не придумал: на самом деле он добровольно перенесся из будущего. Досадная
ошибка помешала ему оказаться в необходимом 1996 году, и он попадает в
1990, где знакомится с психиатром Катрин Рейли, которая внимательно выслушивает
его и решает проверить рассказ коула. Но телефонный разговор, на котором
настаивает Коул, ни к чему не приводит, так как информация, которой он
располагает, была рассчитана именно на 1996 год, то совсем не тот человек
поднимает трубку. В лечебнице Коул знакомится со странным молодым человеком
по имени Джеффри Гоинс, помешавшимся сыном известного ученого. Тот разглагольствует
о свободе воли и внимательно выслушивает рассказ Коула. И, тем не менее,
свободолюбивому посланнику удается бежать из психиатрической лечебницы
и покинуть неправильный год. Теперь его засылают именно в 1996 год, где
он быстро разыскивает Рейли, ставшую за шесть лет доктором психиатрии.
У Коула нет другого выхода: захватив единственную женщину, которую он
знает в новом мире, в качестве заложницы, он, раненый, отправляется на
поиски следов террористической организации «Армия двенадцати обезьян»,
которая, по мнению людей будущего, и послужила причиной апокалипсиса.
Неожиданно он встречает Гоинса, который живет двойной жизнью. С одной
стороны он трудолюбивый помощник своего отца, с другой-тот самый лидер
«Армии двенадцати обезьян», который выпустит на волю смертоносный вирус
из лаборатории своего отца, воспользовавшись идеей, поданной ему Коулом
в 1990 году. На протяжении всего фильма Коулу предстоит преодолеть целый
лабиринт различных времен и миров, тюрем и психбольниц, и, в конце концов,
понять, что именно он сам является центральной трагической фигурой, ключом
к борьбе с Армагеддоном. И не случайно для этой миссии выбор пал на него…
Фильм снят на основе сценария Криса Маркера, снявшего в 1963 году получасовой
черно-белый фильм «La Jetee», состоящий из серии апокалиптических фотографий
и являющийся непревзойденным научно-фантастическим видением. Он рассказывает
о последствиях ядерной войны и жизни в подземельях оставшихся в живых
жителей Парижа. В нем герой в своих снах путешествует во времени и возвращается
в детство к одному и тому же лицу, которое он увидел в аэропорту Орли.
Сюда следует добавить глубину мысли, многослойность и мрачный тон адаптации.
Картина номинировалсь на «Оскар» за лучшего актера второго плана (Брэд
Питт) и костюмы. На Берлинском международном кинофестивале картина номинировалась
на Золотого медведя, но заняла третье место. Брэд Питт получил «Золотой
глобус» как лучший актер второго плана. Академия фантастических фильмов,
фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн»
за лучшие костюмы, актера второго плана (Питт) и как лучшему фантастическому
фильму года, а номинировала за лучший сценарий, режиссуру, актера и актрису
(Уиллис и Стоу). Сценарий помогал писать Дэвид Уэбб Пиплз («Как мы остановили
войну», 1969; «День после Троицы», 1980; «Доктор
Дракула», 1981; «Бегущий по
лезвию бритвы», 1982; «Леди-ястреб»,
1985; «Кровь героев», 1988; «Левиафан»,
1989; «Непрощенный», 1992; «Солдат», 1998).
А оператором выступил такой монстр, как Роджер Пратт («Монти
Питон и святой Грааль», 1975; «Жизнь мозга», 1979; «Бразилия», 1985;
«Мона Лиза», 1986; «Приключения
барона Мюнхгаузена», 1988; «Бэтмен»,
1989; «Король-рыбак», 1991;
«Год кометы», 1992; «Франкенштейн»,
1994; «Гарри
Поттер и секретная комната», 2002). Мораль картины: когда вернетесь
в прошлое, никому не говорите, что вы прибыли из будущего. Иначе вас или
упекут в тюрьму, или выбьют эту дурь из головы, или посадят в психиатрическую
лечебницу. Режиссер снова обратился к темам, которые исследовал в картинах
«Бразилия» (1985) и «Король-рыбак»
(1991): терроризм, путешествие во времени, древнее пророчество, тирания
науки, тюремное заключение и узкая грань между здравомыслием и безумием.
Обратите внимание на множество заимствований из картин Альфреда
Хичкока и фильма «Головокружение» (1958),
в частности. При бюджете в 29 миллионов долларов картина в мировом прокате
собрала 167 миллионов и еще 26 миллионов выручила за право использования
на территории США.