Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»
(Uech)

Монголия, 1966, 66 мин., ч/б
Режиссер Дежидын Жигжид, сценарист Удвал Долгадор
В ролях Чимидин Долгорсурен, Николай Крючков, Сангижавин Гэндэн

В начале народной революции 1921 года старик-пастух, живший на реке близ границы с СССР, рассказывает о дружбе со смелым русским лодочником Михаилом. И мужчины, и женщины, вовлеченные в восстание, будут убиты, но их потомкам будет показано, что священная дружба их отцов продолжается…
Из журнала «Искусство кино». Дуэтом великолепных киноактеров хочется назвать эту картину, поставленную режиссером Дежидыном Жигжидом. Это Николай Крючков и монгольский артист С. Гэндэн.
Монголия. Год 1921-й. Страна переживает бурные времена. По дорогам рыщут белогвардейские банды, изгнанные из соседней России. Им тайно и явно помогают местные богачи и ламы. Но в то же время собирает свою армию революционный герой Сухэ-Батор. В фильме эта напряженная эпоха предстала не в виде сражений или военных походов. Нет здесь и запутанной интриги и детективных ходов. Авторы «Весенних вод» как бы вырвали из этой многоплановой, многогеройной жизни лишь две судьбы. Двух друзей, двух лодочников-русского Михаила и монгола Болода. Именно их играют Крючков и Гэндэн.
Картина раскрывает истоки дружбы и братства монгольского и советского народов. Но что хочется отмстить-и в этом принципиальная удача и авторов и актеров-герои «Весенних вод» нигде, ни в одном кадре не «представительствуют» от имени своих народов. Два простых человека с не очень легкими судьбами просто дружат, понимают друг друга с полуслова, готовы поделиться друг с другом последним. И эта по-человечески теплая и понятная дружба двух стариков эффектнее и ярче говорит о братстве наших народов, да и всех простых людей, нежели сотни выспренних слов «на тему о дружбе». Старики любят жизнь; любят свои семьи, но они сознательно идут на смерть, помогая революции. То, что они помогают переправляться на другой берег будущим солдатам Сухэ-Батора, для них естественный поступок, абсолютно лишенный романтического ореола жертвенности. Внимательная камера запечатлела быт пограничного селения, в котором живут герои, мы вглядываемся в лица женщин и детей, в их нелегкую, полуголодную жизнь, мы понимаем, насколько чужды обитателям этих юрт и хибар всадники с погонами. И понимаем, почему сочувствуют они бежавшим из-под расстрела русским подпольщикам. Так из быта, из подробностей жизни вырастает тема революции, тема интернациональной, классовой солидарности народов.