Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Двадцатые годы прошлого века. В США введен «сухой закон», который самым
бесцеремонным способом нарушают гангстеры. В Чикаго на первых ролях находится
гангстер Аль Капоне (1899-1947), которого власти никак не могут привлечь
к уголовной ответственности. В конце концов, власти города решаются на
беспрецедентный шаг. Они дают полную свободу действий агенту правительства
Элиотту Нессу, лишь бы он засадил Аль Капоне в тюрьму…
Картина поставлена на основе реальных событий, когда в 1931 году Аль Капоне
был приговорен к 11 годам тюремного заключения (10 лет-максимальный срок
по статье обвинения плюс 1 год-за проявление неуважения к суду). Брайан
Де Пальма пригласил актера Боба Хоскинса в ресторан, чтобы обсудить с
ним возможность сняться в роли Аль Капоне, если первый кандидат режиссера
Роберт Де Ниро откажется. Хоскинс согласился, но Де Ниро также взялся
за роль. После этого Де Пальма прислал Хоскинсу письменную благодарность,
а студия-чек на 200 тысяч долларов. После этого актер позвонил режиссеру
и спросил, нет ли у него других проектов, в которых он не хочет, чтобы
снимался Хоскинс. Другими кандидатами на роль Элиотта Несса были Майкл
Дуглас, Джефф Бриджес, Джин Хэкман, Том Беренджер, Ник Нолт, Уилльям Херт
и Мел Гибсон, а Харрисон Форд
и Джек Николсон сами отказались от нее. Роберт Де Ниро настоял на том,
чтобы он носил то же самое шелковое нижнее белье, что и настоящий Аль
Капоне. Хотя оно никогда не видно в кадре, продюсерам пришлось удовлетворить
желание актера. У Де Ниро не было достаточно времени, чтобы набрать необходимый
вес, поэтому ему пришлось носить накладные подкладки и подушечки, чтобы
выглядеть как реальный Аль Капоне. В реальности Элиотт Несс и Аль Капоне
никогда не сталкивались друг с другом в жизни. На самом деле суду удалось
доказать лишь один факт неуплаты налогов Аль Капоне, чего хватило, чтобы
засадить того в тюрьму. Когда снимали сцены на улицах Чикаго, к одетому
в белоснежный костюм актеру Билли Драго (играющему роль Фрэнка Нитти)
подошли представители местных уличных банд и вызвали на драку в определенное
место. По просьбе полиции Чикаго актер пришел туда все в том же костюме
и с ненастоящим автоматом. Члены банды были в таком шоке, что отказались
драться. Кстати, реальный Нитти не погиб, как показано в фильме. После
того, как Аль Капоне оказался в тюрьме, он встал во главе его банды. В
1943 году он вошел в конфликт с боссами других гангстерских группировок.
Поняв, что тем самым он подписал себе смертный приговор, Нитти пришел
домой и покончил жизнь самоубийством. Идею знаменитой сцены на железнодорожном
вокзале Де Пальма позаимствовал у фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец
Потемкин» (1925). Пародию на эту сцену можно увидеть в картине «Голый
пистолет-3» (1994). Сцена, в которой Роберт Де Ниро бейсбольной битой
за обеденным столом забивает насмерть одного из своих сообщников, основана
на реальном случае, происшедшем 7 мая 1929 года. Двое членов банды Аль
Капоне, Альберт Анселми и Джон Скализе, задумали убить своего босса и
стать во главе банды. Аль Капоне узнал об этом, пригласил всех крупных
членов банды на ужин, за которым забил насмерть Анселми и Скализе, а потом
выстрелил им в голову. Декорации в парикмахерской, где бреется Роберт
Де Ниро, до мельчайших деталей соответствовали обстановке, в которой брился
реальный Аль Капоне. Студия «Paramount» сняла этот фильм только потому,
что еще владела правами на автобиографию Элиотта Несса, которая легла
в основу успешного одноименного телесериала, шедшего в 1959-63 годах.
Правда, Де Пальма решил снимать фильм не на основе телесериала, а по реальным
историческим фактам. Костюмы для фильма сшил Джорджио Армани, посоветовавший
Де Пальме пригласить на роль Несса актера Дона Джонсона, который носил
костюмы кутюрье в телесериале «Miami Vice» (1984) и считался его музой.
Обратите внимание, что каждый полицейский, употребляющий на экране спиртное,
погибает. В сцене смерти Мэлоуна Шон Коннери не ожидал, что взрыв будет
таким сильным, поэтому после первого же дубля актера отвезли в госпиталь,
так как его глаза были запачканы искусственной кровью и пылью. Шон Коннери
получил «Оскар» как лучший актер второго плана, а картина номинировалась
за лучшие костюмы, музыку и художественное оформление. Британская киноакадемия
вручила картине свой приз «BAFTA» за лучшую музыку, а номинировала за
лучшие костюмы, художественное оформление и актера второго плана (Коннери).
Французская киноакадемия номинировала картину на свой приз «Сезар» как
лучший иностранный фильм. Также Шон Коннери получил «Золотой глобус» как
лучший актер второго плана, а картина номинировалась за лучшую музыку.
Эннио Морриконе получил за свою музыку премию «Грэмми». При бюджете 25
миллионов долларов картина в прокате США собрала более 76 миллионов и
еще 37 миллионов выручила за право использования на территории США.