Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Начало двадцатого века. Молодой человек Жорж Рандаль,
воспитывавшийся своим богатым дядей, покидает отчий дом без гроша в кармане.
Жорж давно влюблен в дочь дяди по имени Шарлотта и намеревается на ней
жениться. Но дядя без согласия дочери устраивает ее брак «по расчету»
с богатым наследником огромного состояния. Расстроенный Жорж решает отомстить
обидчику, ночью пробирается в его фамильный замок и крадет драгоценности.
Вскоре Жорж обнаруживает, что профессия вора влечет его все сильнее и
сильнее…
Отличный атмосферный фильм. На международном кинофестивале в Москве картина
номинировалась на Гран-при.
Из журнала «Искусство кино». Одним авторитетным полицейским заявлено:
деятельные лидеры современного преступного мира-это мужчины от 30 до 45.
Те, кто моложе, еще зелены, а тс, кто старше, или слишком устали, или
достаточно богаты. Такое обобщение, само собой, нисколько нс касается
режиссеров. И все же заметим, что Луи Малль поставил «Вора», находясь
как раз в середине этой возрастной шкалы. Фильм, однако, скорее созерцательный,
чем авантюрный. Созерцательный-потому что Малль в лоб стилизует картинки
конца века (прилизанный мальчик на семейном кладбище; возлюбленная, признающаяся
в объятиях, что помолвлена с другим; депутат, за банкетной едой проклинающий
негодное правительство). Именно к той эпохе относятся записки уголовника-анархиста,
взятые за основу фильма. Введен комментирующий голос героя, и под его
блатную диктовку появляются, как движущиеся фигурки часов, фигуры сообщников,
старинных фраеров и полицейских. Картина могла бы стать совсем холодной,
но режиссер гальванизирует ее системой парадоксов. Самый большой из парадоксов-охватывающий
все остальные-это изображение допотопной методики краж и взлома. С тупым
скрипом и треском вскрывает герой пузатые бюро. Поднимая недопустимый
ночной грохот, он проламывает разъеденную специальной кислотой стенку
примитивного сейфа и уносит добычу в саквояже скандальных размеров. Аудитория
Луи Малля знает из других фильмов о технике и оснастке современного преступления
столько, что показанный в «Воре» профессионал международного класса кажется
ей слепым ребенком. Дважды использован парадокс «кража в краже». Придя
взламывать сейф, герой застает за этим занятием собравшуюся бежать из
дома жену самого банкира. Комизм в том, что она действует еще более любительским
способом. А вот подставные «бродячие музыканты» отвлекают жильцов к окнам,
пока герой во внутренних комнатах потрошит фамильные драгоценности. Но
чу-шаги: это хозяин вернулся стащить из кошелька жены пару монет. Не моргнув
глазом, герой прихватывает остальное. Спокойно парадоксальны его сообщники.
Один прикрывается сутаной аббата. Вместо «не убий» он говорит: «не иди
на мокрое дело». Другая-светская дама-наводчица. В вихре танцев и ухаживаний
она изучает расположение комнат, окон, задвижек-чтобы получить 33 процента.
Сын владельца мастерской сейфов-медвежатник, а дочь избрала ремесло шлюхи.
«В ее деле экзальтация очень вредит здоровью»-вздыхает мать за семейным
обедом. Малль критикует наивный капитализм и вынуждает нас любить своего
героя-этого наивного врага общества. В поступках Жоржа Рандаля столько
же искренности и человеческого вдохновения, сколько в бегстве Гогена на
Таити. Но наши симпатии к герою лишь условны, как условен весь этот «золотой
век» уголовщины. Вспоминается «Карманник» Брессона, где точность наблюдений,
боль и серьезность, невзрачные лица мелких уголовников и цитаты из Достоевского
производят душевное очищение. Брессон-философ, Малль-всего лишь дежурный
фельетонист. Некоторую скучноватость «Вора» с лихвой искупает Жан-Поль
Бельмондо. В его ужимках, в его наглых и грустных глазах-человеческий
фокус этого кукольного стилизованного фильма.
«Он отрицает все, на чем покоится буржуазное общество»-кажется, эти слова
кинокритика Жан-Луи Бори, выступающего на страницах еженедельника «Нувель
обсерватер»-единственное суждение о фильме Луи Малля, с которым соглашаются
все знатоки кино. Сценарий фильма создан Луи Маллем в содружестве с Жаном-Клодом
Карьером по роману Жоржа Дарьена, изданному во Франции в 1897 году. Герой
фильма Жорж Рандаль, выходец из богатой семьи, становится вором из протеста
против бездушия и фарисейства буржуазного общества. Герой возвращается
в лоно семьи, из которой вышел, лишь в момент предсмертной агонии ненавистного
дядюшки, некогда отнявшего у него невесту-Шарлотту. На глазах у умирающего
Жорж рвет завещание, по которому дядюшка хотел лишить его наследства,
и тут же подделывает новое завещание в пользу Шарлотты. Дядя умирает.
Теперь Жорж богат и счастлив с любимой женщиной. Казалось, можно бы остепениться.
Но, в отличие от романа, где герой отказывается от воровства, фильм показывает
нам вора, который решил продолжать «свое дело» из принципа-чуть ли не
ради утверждения своего человеческого достоинства-как сказал сам Луи Малль
в беседе с корреспондентом «Монд». Глубина и эффективность протеста героя
против морали буржуазного общества по-разному оценивается критиками фильма.
Если Пьер Бийар на страницах журнала «Экспресс» готов объявить произведение
Луи Малля «великой чисткой всей нашей общественной жизни» («Вор»-нечто
большее, чем просто хороший фильм. Это значительный фильм, знаменующий
творческую зрелость одного из самых талантливых деятелей французского
кино»), то уже упоминавшийся Жан-Луи Борн аттестует общественно-разоблачительное
звучание фильма как явно недостаточное. «Котелок Бельмондо заслонил от
кинокамеры Луи Малля мир. Эстетство убивает скептицизм».