Тау Джексон возвращается в родной городок после тюремного
заключения и узнает, что его ранчо и богатый золотыми месторождениями
участок национализировал местный богач Фрэнк Пирс. Шериф говорит Джексону,
что были соблюдены все требования закона, поэтому Джексон не может вернуть
свою собственность обратно. Но Джексон не отчаивается, а узнает, что Пирс
каждый месяц перевозит золотой песок, который скупает у золотоискателей,
в банк на бронированном дилижансе, оснащенном даже пулеметом. Джексон
задумывает ограбить кажущийся неприступным дилижанс…
Отличный фильм. Однажды во время съемок Кирк Дуглас опоздал на съемочную
площадку, так как снимался в рекламном ролике в поддержку кандидата в
губернаторы Калифорнии от демократической партии Эдмунда Брауна. Джон
Уэйн был взбешен этим опозданием, а на следующий день сам явился значительно
позже, так как решил сняться в ролике в поддержку кандидата от республиканской
партии Рональда Рейгана. Режиссер Берт Кеннеди на 50% урезал собственный
гонорар ради того, чтобы пригласить Кирка Дугласа. Джон Уэйн рассказывал,
что драка в салуне стала его 500-й дракой на экране. Несмотря на то, что
актер Кинан Уинн играет старика, он был на 9 лет моложе, чем Джон Уэйн.
Длина самого дилижанса составляла 14, 5 метров. Джон Уэйн, лишившийся
левого легкого и нескольких ребер после удаления раковой опухоли в 1964
году, был очень слабым, о чем Кирк Дуглас узнал в самый последний момент.
В прокате США картина собрала 6 миллионов долларов.
Из журнала «Искусство кино». Время подвигов закончилось, началась эпоха
ограблений, хотя внешне ничего не изменилось: руки тянулись к рукояткам
револьверов, по стойке салуна скользили стаканчики с виски, и взмыленные
лошади дилижансов привычно замирали у почтовых контор. Фильм Берта Кеннеди
«Бронированный фургон»-об этом странном отставании быта от хода времени,
о людях, которые стареют и не замечают, что справедливость уже не восстанавливается
нормальными вестерновскими средствами. Старый ковбой сидит в тюрьме по
ложному доносу, его ранчо отнято заклятым врагом, нового хозяина бессмысленно
вызывать на честный поединок-он все равно не пойдет, а убивать из-за угла
или даже глядя прямо в лицо глупо, тогда не отделаешься несколькими годами
каталажки. Что же остается-вертеть кольт на пальце, выстрелом выбивать
из чужих рук мелкие предметы, крушить мебель в салунах-все эти картинные
ритуалы не более чем цирковые номера, игра на публику. И если невозможно
достойное дело, то на комическом разломе устаревших эскапад аттракционом
под занавес рождается идея великого ограбления-преступления века. Преступление
оправдано-обчищают мерзавца, того самого, что отнял ранчо у нашего героя.
К делу готовятся тщательно, по первому классу, на уровне достижений цивилизации:
против закованного в броню фургона, из окошечка которого смотрит недавно
изобретенный пулемет, выставляется не меньшая техническая новинка-нитроглицерин.
Чтобы обезопаситься от грозного отряда стражников, применяются обходные
маневры, заключают договора с нейтральными индейцами, десятки раз рассчитываются
секунды маршрута, и когда наступает день, механизм срабатывает с головокружительной
легкостью. Но в этом гангстеризме, замешанном на скуке и бесперспективности
жизни, нет ни счастья, ни полнокровного ощущения победы. Фургон-слишком
мелкая ставка для свободных людей и в то же время единственное доказательство
реальности их существования, и герои фильма, одержимые безрадостным максимализмом,
знают только фургон и не замечают, что за пределами дороги, по которой
проносится бронированное сокровище, расстилаются прерии и бродят изголодавшиеся
индейцы. Великая выдумка не срабатывает, золото, смешанное с мукой, попадает
в руки изнуренного племени, нападавшим достается лишь пара мешочков. В
конце фильма распределены награды-каждому по его достоинствам: одному-побольше,
другому-поменьше. Выигрыш невелик, но все же это был выигрыш, и за ним
забылись мысли о старости, о голодных, о долгих днях бездельничества,
забылось то горькое, что в какой-то момент прояснилось за этим лихим хороводом
скачек, взрывов и револьверной акробатики. Впрочем, в фильме Кеннеди больше
лихости, чем трагизма. Наметившуюся драму режиссер заменяет военизированными
играми. Ему, вероятно, верится, что на долю героев фильма еще хватит бронированных
фургонов. Среди десятка с лишним фильмов, присланных Соединенными Штатами
для показа на Московском фестивале, «Бронированный фургон» занимает особое
место. Это откровенно «голливудский» фильм, фильм массовой продукции.
Большинство остальных было умело подобрано с расчетом на то, чтобы у зрителей-москвичей
сложилось впечатление свободы американского кино от известной голливудской
«эстетики» и могли бы убедить нас в его «независимости», «прогрессивности».
Словом, повторилось то, о чем писали Ильф и Петров: «Москва видела лучшие
картины лучших режиссеров. Американцы «выстреливают» в год восемьсот картин.
Конечно, мы подозревали, что эти остальные семьсот девяносто картин не
бог весть какое сокровище». Не будем забывать о реальностях американской
кинематографии. В этом смысле «Бронированный фургон» показателен.