Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ПУТЬ НА ЗАПАД»
(The Way West)

США, 1967, 122 мин., «Harold Hecht Productions»
Режиссер Эндрю Маклаглен по А. Б. Гатри, сценаристы Бен Меддоу и Митч Линдеманн, композитор Бронислав Капер
В ролях Кирк Дуглас, Роберт Митчум, Ричард Уидмарк, Стабби Кей, Лола Олбрайт, Джек Элам

Середина девятнадцатого века. Уилльям Тэдлок ведет переселенцев на запад Америки, чтобы создать там новое поселение. Тэдлок-строгий предводитель, который одинаково требователен как к себе, так и к остальным участникам похода. По дороге путешественникам приходится пережить множество несчастий, а после убийства индейского мальчика испытать на себе всю силу правосудия…
Хороший вестерн. Дебютный фильм Салли Филд («Полицейский и бандит», 1977; «Герои», 1977; «Хупер», 1978), любимой женщины Берта Рейнольдса. Интересно, что Ричард Уидмарк и Роберт Митчум не ладили на съемочной площадке с Кирком Дугласом из-за того, что тот хотел лично узурпировать контроль над съемками, игнорируя режиссера Эндрю Маклаглена. Во время съемки сцены переправы через реку Лола Олбрайт едва не утонула. Ее вытащили из-под воды наполовину без сознания, она ночь провела в госпитале, а когда вернулась на съемочную площадку два дня спустя, в этой сцене ее заменяла дублерша. Картина анонсировалась к производству еще в 1956 году с Бертом Ланкастером, Гари Купером и Джеймсом Стюартом в главных ролях. Хотя впервые проектом заинтересовались еще в 1951 году, два года спустя после опубликования романа. Проект планировался для Джона Уэйна. Одну из ролей предлагали Максу Фон Сюдову. Интересно, что в своих воспоминаниях Чарльтон Хестон писал, что ему настойчиво предлагали главную роль Уилльяма Тэдлока.
Из журнала «Искусство кино». Все жанры хороши, кроме скучного. «Дорога на Запад»-вестерн по внешним жанровым признакам и ода по целевой установке. Свойственные оде медлительность и величавость сами по себе отнюдь не противопоказаны эстетике вестерна: вспомним «Крытый фургон» Джеймса Крузе, где вынужденная неторопливость движения переселенцев через необжитые просторы континента рождала неторопливость сюжетную-неторопливость, нисколько не мешавшую, впрочем, тому качеству, которое американские кинематографисты называют «tension» (умение держать зрителя в напряжении). Фильм Крузе с неизбежностью вспоминается еще и потому, что «Дорога на Запад»-о том же: те же сороковые годы девятнадцатого века, та же нетронутая, умиротворяющая красота пустынных ландшафтов, и те же люди, стронувшиеся с родных мест и отправившиеся искать счастье на дикий тогда еще Запад. В этом сюжетном повторе нет ничего зазорного-да он и не первый, этот повтор, и, видимо, не последний, поскольку сюжетом здесь, как говорится, сама жизнь. Так же как нет ничего зазорного и в избранной авторами интонации оды, воспевания. Жаль, конечно, что воспевают они слишком уж в лоб: трижды на протяжении фильма звучит за кадром мощный потусторонний хор, прославляющий подвиги пионеров. Но с хоровым пением еще можно было бы как-то примириться, тем более что сопровождаются им самые, пожалуй, удачные, с изобразительной точки зрения, эпизоды, где действие почти замирает и в широкоэкранном кадре, вобравшем в себя все краски и даже, кажется, запахи прерий, медленно движется на общем плане цепочка фургонов с переселенцами. Не хочется примириться с другим. С тем, во-первых, что, не доверившись естественному движению сюжета, авторы картины в изобилии ввели в нее набившие оскомину клише: и невротичку, отказывающую почему-то мужу в исполнении супружеских обязанностей, и чуть-чуть несовершеннолетнюю девицу, у которой вышеназванный чужой муж ищет утешения, и ужасно симпатичного, почти совсем-совсем взрослого веснушчатого мальчугана, влюбленного в нее и прощающего ей. Все это перемежаемое время от времени песнями и плясками, а также всеми возможными видами насильственной смерти, призвано, очевидно, подстегнуть неторопливый сюжет, и он действительно начинает мчаться вскачь, громыхая, дребезжа и разваливаясь на ходу. Дальше-хуже. Воспевая и прославляя вполне достойные и воспевания и прославления подвиги пионеров, авторы фильма претендуют и на некую философичность. Всем этим мальчикам и девочкам, разобиженным мужьям и истеричкам-женам, всем этим пляшущим, поющим, ревнующим, любящим, готовящим пищу, охотящимся, иногда умирающим мужчинам и женщинам, всем им противопоставлен в фильме один: сильная личность, герой. Непонятый и одинокий, он ведет их твердой рукой к одному ему видимой цели, к одним им прозреваемой земле обетованной. Ему нелегко, этому человеку с железной челюстью и железной волей, ему, пожалуй, тяжелее, чем всем тем, кто с радостной и слепой верой следует за ним. Он вынужден порою быть безжалостным. Но разве не оправдана вся его крутость великой целью, к которой он их ведет? Этого супермена-фанатика играет Кирк Дуглас. Играет скверно, в полноги, что в данном случае даже и хорошо, ибо будь его герой-сенатор Соединенных Штатов Уилльям Тэдлок-сыгран в полную силу, захоти актер копнуть поглубже-картину окончательно перекосило бы, и перед нами была бы не только заявка на оду, не только средней руки вестерн, но и нечто вроде притчи о пастыре и стаде, герое и толпе. И пусть бы даже звучали в ней те же самые песнопения, воспевала бы она совсем нс то, что достойно воспевания. По счастью, не получилось и притчи: фильм со всей его жанровой чересполосицей попросту скучен.