Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Седьмой век. Любимая супруга императора Ли Шиминя, императрица
Вэн Дэ, покинула этот мир. Не успела закончиться церемония похорон, как
между тремя главными наложницами императора, под маской внешнего согласия
и дружелюбия уже разгорелась борьба за ее место. В ход шли любые средства:
от подкладывания под императора своих наложниц младшего ранга до прямого
шантажа и отравления соперниц. И именно в это время в гареме появляется
юная и наивная У Ру И. Однажды ночью У Ру И беззаботно прогуливалась по
дворцовым залам. В одном из них была выставлена маска покойной императрицы.
Не удержавшись от соблазна, У Ру И примеряет ее, и на мгновения представляет
себя императрицей. Неожиданно в этом же зале появляется статный незнакомец,
который приглашает У Ру И на танец. Наша героиня еще не знает, что этот
человек-сам император…
У Цзэтянь (624-705)-китайская правительница, которая фактически правила
Китаем на протяжении сорока лет с 665 года до своей смерти. Она появилась
в императорском дворе как наложница китайского императора Тай-цзуна династии
Тан. После его смерти вошла в гарем, а потом получила титул супруги его
сына императора Гао-цзуна, а после смерти мужа долгое время правила страной,
меняя на троне своих сыновей, пока в 690 году не заняла трон самолично,
отстранив от власти своего сына Жуй-цзуна. Получив власть, она провозгласила
новую династию У Чжоу, однако когда она умерла, ее сын Чжун-цзун снова
вернулся на трон в качестве императора восстановленной династии Тан, а
после него-снова Жуй-цзун. Период ее правления ознаменовался широкой экспансией
Китая, в частности вторжением в Центральную Азию и Корею. При этом в стране
стала бурно развиваться культура, религии даосизм и буддизм перешли под
покровительство государства. Со времен ее правления сохранились выдающиеся
архитектурные сооружения, такие как буддийские пещеры Лунмэнь (Драконовых
Ворот) и мавзолей Цяньлин. У императрицы было четыре сына и две дочери,
двое из ее сыновей становились императорами. Ее внук-император Сюань-цзун,
правление которого считается «золотым веком» танской династии. Необычность
ее царствования заключалась в том, что она приняла мужской титул «император»
(хуанди) и была формально единственной женщиной за всю четырехтысячелетнюю
историю Китая, обладавшей верховным титулом. В других исторических случаях
женщины-правительницы с титулом «вдовствующая императрица» (тайхоу) правили
в то время, когда их несовершеннолетние сыновья формально занимали трон.
Оценки ее правления в исторической литературе отличаются разнообразием,
порою диаметрально противоположны. Одни историки рисуют образ жестокой
взбалмошной нечестивой царицы, другие-мудрой просветленной государыни,
все свое время заботящейся о благополучии страны. У Цзэтянь родилась в
городе Личжоу, при рождении получила имя У Мэй. Ее отец У Шихоу был богатым
торговцем леса, мать происходила из знатной семьи Ян. Император Гаоцзу
дружил с семьей У и покровительствовал ей. У Шихоу получил высокую правительственную
должность. Семья жила в городе Вэйшуй. Девочка росла в богатой семье,
слуги выполняли всю домашнюю работу, и она посвящала свое время обучению.
Также ее образованием занимался отец. Она получила разносторонние знания,
в том числе в области политики и государственного устройства, музыки и
литературы. В возрасте тринадцати лет будущая императрица попала в гарем
императора Тай-цзуна в качестве младшей наложницы. Она получила титул
цайжэнь (талантливая наложница) и выполняла секретарские функции, продолжая
свое образование. Наша героиня У так и не стала фавориткой императора
и предположительно не была приглашена в его спальню. По ее собственным
записям, когда она сопровождала императора, он обратил ее внимание на
необъезженного жеребца. Тогда она предложила императору попробовать усмирить
жеребца сначала железным прутом, потом железной кувалдой по голове, а
потом, если не подействует, железным кинжалом вырезать язык у коня. Возможно,
этот инцидент напугал императора. У императора Тайцзуна было 14 сыновей,
но не было детей от У. После смерти Тай-цзуна в 649 году она, по обычаю
того времени, была отправлена монахиней в буддийскую обитель, храм Ганье.
Однако еще во время жизни во дворце за ней ухаживал сын императора Ли,
который позже занял трон как император Гао-цзун. Император Гао-цзун навещал
ее в монастыре и в 654 году забрал ее в свой гарем. Довольно скоро император
приблизил к себе У Цзэтянь, которая стала наложницей 2-го ранга, а императрица
Ван и наложница Сяо были отдалены. Соратники Тай-цзуна и высшая аристократия
были оскорблены подобным поведением. Кроме того, и по представлениям того
времени, интимные отношения сначала с отцом, а потом с сыном приравнивались
к инцесту. Когда у У Цзэтянь умерла дочь, та обвинила императрицу Ван
в намеренном убийстве ребенка. Надежных данных об обстоятельствах смерти
дочери не имеется, и среди исследователей выдвигалось несколько противоположных
гипотез-что убийство было осуществлено императрицей Ван из мести. Что,
наоборот, У Цзэтянь жестоко убила ребенка, чтобы обвинить императрицу
Ван; ребенок умер от удушья из-за врожденного дефекта шеи. В результате
скандала в 655 году она стала императрицей, отстранив императрицу Ван.
В дальнейшем она принесла Гао-цзуну четырех сыновей и еще дочь, принцессу
Тайпин. В сложной борьбе императрице удалось одержать победу, и к 660
году все ее недоброжелатели были удалены от двора, соперниц «по ее приказанию
четвертовали и утопили в вине без суда и следствия». Она добилась смещения
неугодных министров и чиновников, заменив их на своих ставленников. Ее
величайшим триумфом стала расправа над дядей императора и его кланом.
Гао-цзун с каждым годом слабел душой и телом, так что в течение последних
23 лет его жизни страной фактически правила императрица У. Она самолично
отбирала военачальников, которые вели войны на Корейском полуострове.
В результате войн в 668 году было разгромлено государство Когуре и превращено
в китайскую провинцию. После этого в 670 году началась война с государством
Силла, которая шла с переменным успехом и закончилась перемирием в 676
году. В результате этих войн образовалось государство Объединенное Силла,
а позднее (в 698 году) племя мохэ смогло отвоевать часть территории бывшего
Когуре и образовалось государство Бохай. В 666 году она собрала делегацию
женщин на гору Тайшань и провела там религиозные ритуалы. Колоссально
возросло в стране влияние буддизма. В 673 году она собрала средства и
сама внесла огромные пожертвования для строительства гигантского Будды
Майтреи в пещерах Лунмэнь, который сохранился до настоящего времени. Она
основала множество буддийских монастырей и распространила новый обнаруженный
буддийский текст с пророчеством о приходе святой женщины-правительницы.
При этом императрица объявила Майтреей саму себя, ссылаясь на новонайденные
тексты и свидетельства. В 674 году она приняла титул Тянь-хоу (Небесная
императрица) и стала именовать себя вместе с императором «двумя государями».
Она основала институт для составления свода биографий знаменитых женщин.
При малейшем подозрении У беспощадно расправлялась с непокорными, внушая
придворным благоговейный трепет. По мнению Л. Н. Гумилева, в устроенных
императрицей гонениях на пособников возвышения династии Тан «глухая ненависть
китайской знати к династии, которую она считала инородческой, прорвалась
и нашла достойного вождя». После смерти супруга в 683 году императрица
передала престол старшему сыну Чжун-цзуну, сохранив, однако, реальную
власть в своих руках. Чжун-цзуна это не устраивало, и он предпринимал
попытки изменить ситуацию. У Цзэтянь, обратив внимание на его беспомощность
и покорность своей молодой супруге, уже через месяц сослала их и возвела
на престол другого сына, Жуй-цзуна. Чжун-цзун был разжалован в князя и
сослан в провинцию. Жуй-цзун на протяжении шести лет оставался послушной
марионеткой в ее руках. Он фактически не посещал никаких правительственных
совещаний и не выходил за пределы внутренних покоев императорского дворца.
У Цзэтянь усилила тайную полицию, которая помогала устранять врагов, особенно
в первые годы правления Жуй-цзуна. Ее власть была очень крепкой, официальные
лица не допускались к императору, а император не мог вмешаться в государственные
дела. Она занялась также укреплением статуса рода У, даровав своим родителям
и предкам высокие посмертные титулы. В 686 году она предложила императору
передать ему фактическую власть, но тот, понимая неискренность этого намерения,
отказался, оставив У Цзэтянь у руля. Подобное развитие событий вызвало
протест танских легистов. Восстание поднял Ли Цзинъе, граф области Ин,
который захватил власть в Янчжоу. Восстание поначалу было нашло поддержку
в регионе, но Ли Цзинъе не смог продвигаться интенсивно и не воспользовался
преимуществами своей популярности. При этом советники пытались увещевать
императрицу вернуть власть Жуй-цзуну, на что она выдвигала обвинения в
сочувствии мятежу и говорила, что этот шаг не приведет к прекращению восстания.
Она послала генерала Ли Сяои на подавление мятежа, поначалу операция была
неудачной, но в конце концов он одолел отряды Ли Цзинъе, мятежник пытался
бежать, но был убит. При усмирении вспыхнувших бунтов У Цзэтянь казнила
более 20 человек, но ей удалось удержать власть. В 686 году буддийский
монах Хуайи стал ее фаворитом. Он окружил себя группой молодых головорезов
и чувствовал себя во дворце безнаказанно, избивая тех, кто проявлял сопротивление.
В 688 году У Цзэтянь поручила Хуайи возглавить широкомасштабное строительство
императорского зала собраний (Минтан). Когда строительство было завершено,
Хуайи был назначен главнокомандующим войска против Восточного Туджу. Он
смог продвинуться вперед к реке Цзыхэ, притоку Янцзы, но не вступил в
бой и вернулся назад. В 688 году вдовствующая императрица организовала
церемонию жертвоприношения духу реки Лохэ. Для церемонии она созвала старейшин
императорского рода Ли, но принцы заподозрили, что она собирается убить
всех и захватить трон. К 690 году позиции У стали настолько прочны, что
она свергла сына и 19 октября провозгласила себя императором-событие,
не имевшее прецедентов в истории Поднебесной. Тогда же она приняла имя
У Цзэтянь и императорский титул «хуанди». Буддисты немедленно написали
сочинение, доказывающее, что У-дочь Будды и должна наследовать империю
у династии Тан. В благодарность за поддержку, императрица издала указ,
повелевавший во всех городах страны строить буддийские храмы. С помощью
тайной полиции она поддерживала в стране порядок. Историк Сыма Гуан в
XI веке не использовал ее новых титулов и называл ее все время «вдовствующая
императрица», выражая тем самым несогласие с процедурой узурпации трона
и смены династии. Завладев троном, У Цзэтянь подняла статус буддизма,
поставив его над даосизмом. При этом даосизм также оказывался под ее покровительством
и получал мощную поддержку. В каждой подчиненной столице (Сиань и Лоян)
был построен храм Даюнь и учреждены должности старших монахов, приравненных
к герцогам. Были построены также храмы предков семи поколений рода У и
храмы, посвященные трем первым танским императорам Гаоцзу, Тай-цзуну и
Гао-цзуну, это сопровождалось дарованием титулов. Первоначально роль тайной
полиции была весьма высока, но после инцидента 692 года, который чуть
было не привел к казни четырех канцлеров и нескольких высших министров,
казнь была заменена ссылкой, и волна репрессий ослабла. В 692 году императрица
направила генерала Ван Сяоцзе войной на Тибет, этот поход позволил отвоевать
4 области Западного Края, которые заняли тибетцы в 670 году-Куча, Керия,
Кашгар и Суяб. В 693 году императрица казнила принцессу Лю (жену ее сына,
отстраненного от власти) и его наложницу Доу по навету фрейлины Вэй Туаньэр,
которая ненавидела сына и обвинила принцессу в колдовстве. Сын перепугался
за свою жизнь и не стал даже с ней разговаривать об этом деле. Вэй Туаньэр
подготовила также донос на сына, но императрица получила донос на нее
саму и казнила ее. Тем не менее императрица лишила сыновей титулов принцев,
казнены были также чиновники Пэй Фэйгун и Ван Юньсянь по обвинению в секретных
встречах с сыном. Слуга Ань Цзиньцзан вспорол себе живот, поклявшись тем
самым в невиновности сына. Этот поступок потряс императрицу, она приказала
врачам вылечить Аня и прекратила изыскания, сохранив сыну жизнь. В 694
году императрица обеспокоилась тем, что Ли Чжаодэ стал слишком влиятельным
после смещения У Чэньсы, и Ли Чжаодэ был отстранен. Тогда же императрица
попала под влияние мистиков. Это были в первую очередь отшельник Вэй Шифан
(который позднее получил должность канцлера), утверждавший, что ему 350
лет, и старая буддийская монахиня, утверждавшая, что она и есть Будда,
а также иноземец, утверждавший, что его возраст составляет 500 лет. Тогда
же императрица стала распространять культ Будды будущего Майтреи, с которым
она ассоциировала себя, и пыталась получить поддержку широких слоев населения.
В 695 году ее фаворит Хуайи сжег Императорский дворец собраний (минтан)
и Небесный зал, будучи недовольным тем, что императрица увлеклась врачом
Шэнь Наньцюем. Императрица усомнилась в чудесных свойствах Вэй Шифана
и буддийской монахини, которые не смогли предсказать пожара. Та была арестована
вместе со своими учениками, и все были переданы в рабство. Вэй Шифан покончил
с собой. Хуайи был также казнен, 500-летний иноземец сбежал. После этого
инцидента императрица ослабила свой интерес к мистицизму и больше погрузилась
в государственные дела. Хотя западные и северные границы Танской империи
трещали от напора кочевников-тюркютов и киданей, императрица вынуждена
была сосредоточить свое внимание на вопросах престолонаследия. Члены семейства
У (ее родные племянники), и до того приближенные к трону, после провозглашения
династии Чжоу видели себя наследниками престола. В дальнейшем империю
стали беспокоить враги на северных и западных рубежах. Весной 696 года
армия под командованием генералов Ван Сяоцзе и Лоу Шидэ потерпели поражения
от тибетских генералов братьев Лунь Циньлин и Лунь Цзанпо. Генерал Ван
Сяоцзе был разжалован в рядовые, а Лоу Шидэ сильно понижен в звании, но
ситуация на фронте в дальнейшем потребовала восстановления их в званиях.
В апреле императрица восстановила символ высшей императорской власти древности-девять
треножников. Летом 696 года восстали кидани. Киданьские полководцы Ли
Цзиньхун и Сунь Ваньжун сочли невозможным терпеть несправедливости губернатора
области Инчжоу Чжао Вэньхоя. Ли Цзиньхун принял титул Ушань-хана. Армия,
которая была послана для подавления восстания, потерпела поражение. В
войну включился Восточно-тюркский каганат (тюркюты) во главе с Капаган-каганом
(Ашина Мочо). В 696 году умер Ли, и он покарал семьи Ли и Суна. Но после
побед он подключил киданьские силы и обратился против Китая. Императрица,
испугавшись его побед, заключила мир с тюркютами, передав Капаган-кагану
многочисленные дары. В 697 году тюркюты смогли победить киданей, казнив
Суня. В 697 году Лай Цзюньчэн снова усилил свое влияние. Он выдвинул лживые
обвинения против Ли Чжаодэ (который был оправдан) и готовил обвинения
в заговоре против Ли Даня, Ли Чжэ, принцессы Тайпин и принцев семьи У.
Принцы семьи У и принцесса Тайпин действовали решительно и обвинили Лай
Цзюньчэна в преступлениях, в результате и Лай Цзюньчэн, и Ли Чжаодэ были
казнены. После смерти Лая период произвола тайной полиции завершился.
Их жертвы были посмертно реабилитированы. В это же время фаворитами императрицы
У стали братья Чжан Ицжи и Чжан Чанцзун, которым были пожалованы почести
и графские титулы. В 698 году У Чжэньсы и другой племянник императрицы
У Саньсы (принц Лян) неоднократно пытались убедить чиновников повлиять
на императрицу, чтобы утвердить одного из них наследным принцем-чтобы
власть закрепилась за семейством У. В то время канцлером снова стал Ди
Жэньцзе (прототип знаменитого персонажа детективных романов Судьи Ди),
известный честностью и принципиальностью. Он был против этой идеи, но
предлагал для престолонаследия Ли Чжэ (ее сын, бывший император Чжун-цзун,
который снова стал императором после ее смерти). Это мнение поддержали
другие канцлеры-Ван Фанцин и Ван Цзишань, а также советник императрицы
Цзи Сюй, который далее убедил братьев Чжанов поддержать этот план. Весной
698 года императрица согласилась, и Ли Чжэ был возвращен из изгнания.
Ли Дань предложил передать Ли Чжэ статус престолонаследника, и императрица
утвердила статус. Его имя было изменено на Ли Сянь, а потом на У Сянь.
Тюркютский Капаган-каган попросил какого-нибудь танского принца жениться
на своей дочери, думая о том, чтобы породниться с танской династией и
восстановить Танскую империю под своим патронажем, сместив императрицу
У. У Цзэтянь послала к нему внучатого племянника У Яньсю вместо танского
принца, но каган отверг его. Теперь, вместо закрепления мира путем династийного
брака, он отослал У Яньсю назад и двинул войска на Чжоу, дойдя на юг до
области Чжао, пока не получил отпор. В 699 году изменилась ситуация в
Тибете. Царь Триду Сонгцен решил восстановить свою власть, недовольный
захватом власти братьями Лунь. Когда Лунь Циньлин был далеко от Лхаса,
Триду Сонгцен зарезал его сподвижников и выступил против него, победив
в сражении. Лунь Циньлин покончил с собой. Остальные члены семьи Лунь
сдались китайским властям. Смута продолжалась еще несколько лет, и тибетская
граница оставалась спокойной. В 699 году императрица У почувствовала старость
и обеспокоилась, что после ее смерти Ли Сянь и семья У будут враждовать,
она собрала принцев и принцесс клана Ли и У и заставила их принести присягу
друг другу. У Цзэтянь ввела в китайский язык от 10 до 30 придуманных ее
чиновником иероглифов. Большинство из них по окончании ее правления были
забыты, но некоторые сохранились как вариантные. В последние годы жизни
(начиная с 699 года) рассудительность императрицы была поколеблена наплывом
старческого сластолюбия. В частности, она приблизила к себе двух братьев
Чжан Ичжи и Чжан Чанцзуна сомнительной репутации, которые стали ее фаворитами.
Несмотря на увещевания придворных, старая и больная правительница всецело
полагалась на преданность Чжанов. Братья Чжаны обрели большое могущество
и через них проходили самые важные государственные дела. Разговоры, которые
вели между собой принцы и принцессы, передавались Чжанам. Ее внук Ли Чунжунь,
внучка Ли Сяньхуэй и ее муж У Яньцзи получили приказ покончить с собой.
Тем не менее, императрица искала молодых талантливых чиновников и привлекала
их к высоким должностям. В частности, возвысились Цуй Сюаньвэй и Чжан
Цзячжэнь. В 703 году Чжан Ичжи и Чжан Чанцзун вступили в конфликт со старшим
канцлером Вэй Юаньчжуна, который раскритиковал их брата Чжан Чанъи и отклонил
продвижение другого брата Чжан Чанци. Чжаны также боялись, что Вэй их
казнит, когда императрица умрет. Поэтому они обвинили Вэя и Гао Цзяня,
которого поддерживала принцесса Тайпин. Они вынудили подчиненного Вэя
Чжан Юэ подтвердить свои обвинения, но когда тот предстал перед императрицей,
он обвинил Чжанов в том, что его принуждали к лжесвидетельству. В итоге
Вэй, Гао и Чжан Шо были отправлены в ссылку, но не были казнены. В августе
704 года против фаворитов Чжан Ичжи и Чжан Чанцзуна и против их братьев
были поданы обвинения в коррупции. Их братья были смещены, и хотя чиновники
Ли Чэнцзя и Хуань Яньфань требовали также смещения обоих фаворитов, императрица
отказалась их сместить. Однако канцлер Вэнь Аньши снова выдвинул обвинения
в коррупции против фаворитов. Зимой 704 императрица серьезно заболела,
и только братья Чжан имели право навещать ее, канцлерам это дозволено
не было. Это привело к спекуляциям на тему заговора братьев Чжан, чтобы
занять трон, и обвинения были выдвинуты повторно. Как только ее состояние
улучшилось, Цуй Сюаньвэй предложил допускать к императрице только ее сыновей
Ли Даня и Ли Сяня. Обвинения к братьям нарастали, и императрица позволила
Сун Цзину провести расследование. Но прежде чем расследование завершилось,
императрица принесла извинения перед Чжан Ичжи, тем самым обесценив работу
Суна. Весной 705 года императрица снова серьезно заболела. Чжан Цзяньчжи,
Цзян Хуэй и Юань Шуцзи стали планировать заговор, чтобы убить братьев
Чжан. Они подключили генерала Ди Доцзо, Ли Даня, Янь Юаньяня и другого
канцлера Янь Чжуна. Получив одобрение престолонаследника Ли Сяня, заговорщики
выступили 20 февраля, убили Чжан Ичжи и Чжан Чанцзуна, окружили Зал Долголетия,
где находилась императрица. Они сообщили ей о казни братьев Чжан и вынудили
ее передать трон престолонаследнику Ли Сяню. Последовало два указа от
ее имени-сначала о передаче регентства Ли Сяню, а потом о передаче трона
(22 февраля). 23 февраля Ли Сянь формально занял трон, а на следующий
день императрица под стражей была отведена в пригородный дворец Шанъян,
при этом она именовалась Императрицей-регентшей Цзэтянь Дашэн. 3 марта
династия Тан была восстановлена, а династия Чжоу прекратилась. Императрица
умерла 16 декабря, последние указы от ее имени уже не использовали титул
императора, а содержали слова «Императрица-регентша Цзэтянь Дашэн». В
706 году император Чжун-цзун организовал ее похороны в Цяньлиньском мавзолее
совместно с ее мужем Гао-цзуном около столичного города Чанъань. Исследовательница
Энн Палудан, специализировавшаяся на биографиях китайских императоров,
приводит противоположные оценки. С одной стороны, она признает правление
У Цзэтянь как весьма успешное, укрепившее и расширившее Китай, удовлетворявшее
потребности населения, включая повышение доходов и благосостояния нижних
классов. При этом отмечается развитие культуры и укрепление даосизма и
буддизма. Однако она отмечает жестокость прихода императрицы к власти.
Формирование культа императрицы как «Святой госпожи», по ее мнению, сопровождалось
привлечением даосизма и буддизма как средств пропаганды, сравнением У
Цзэтянь с матерью Лао-цзы и буддой Майтреей как женского божества, обнаружением
удобных ей пророчеств и свидетельств. Она также отмечает развивающееся
слабоумие в поздние годы ее правления и опору на любовников, развитие
коррупции и падение морали, что привело к потере репутации и свержению.
Интересный фильм. На Каннском кинофестивале картина номинировалась на
«Золотую пальмовую ветвь».