Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ИП МАН-4»
(Yip Man-4)

Гонконг, 2019, 120 мин., «Mandarin Motion Pictures/Shanghai Bona Cultural Media»
Режиссер Уилсон Юп, сценаристы Хироши Фукасава и Эдмонд Вонг
В ролях Скотт Эдкинс, Донни Йен, Кент Ченг, Джим Лью, Квок-Кван Чан, Ванесса Ву

Китаец Ип Ман (1893-1972)-мастер боевых искусств, представитель стиля Вин-Чунь. В 50-60-х годах прошлого века в Гонконге Ип Ман первым начал открытое преподавание кунг-фу Вин-Чунь, которое до той поры оставалось клановым. Ип Ман известен также как учитель Брюса Ли, познакомившего западный мир с китайскими боевыми искусствами. Родом Ип Ман был из аристократической и относительно богатой семьи, но как младший сын он не унаследовал ни общественного положения, ни значительного капитала. В детстве Ип Ман получил отличное традиционное китайское образование, частью этого образования было изучение боевых искусств. В шесть лет Ип Ман стал учеником Чхань Васеня, известного мастера кунг-фу стиля Вин-Чунь, бывшего уже в преклонном возрасте. Чхань Васень умер, когда Ип Ману было двенадцать лет. В 1908 году в возрасте пятнадцати лет Ип Ман был отправлен в Гонконг для получения более современного образования в колледже Святого Стефана. Ип Ман вернулся в Фошань в возрасте двадцати четырех лет уже сложившимся мастером боевых искусств. В последующие годы он неоднократно вступал в поединки с известными бойцами и устраивал совместные тренировки для обмена опытом в саду своего дома. В результате росли как мастерство Ип Мана, так и его известность. Основным занятием Ип Мана стала служба офицером полиции. Ип Ман женился на девушке по имени Цзенг Вингсинг, у них родилось два сына и две дочери. В этот период жизни у Ип Мана формально не было учеников, но он давал уроки нескольким своим родственникам и коллегам.
После начала в 1937 году японо-китайской войны родной город Ип Мана, Фошань, быстро оказался под властью японских оккупационных сил. В сложившейся обстановке Ип Ман решил избегать любого сотрудничества, да и вообще контактов с японской администрацией. В результате он сначала остался без работы, а затем и без средств к существованию. Один из друзей Ип Мана, владелец хлопковой фабрики, периодически помогал ему. Несмотря на это, Ип Ман решил переехать в Гонконг. После окончания Второй мировой войны в 1945 году Ип Ман вернулся в Фошань из Гонконга и снова поступил на службу в полицию. В начавшейся гражданской войне он принял сторону консервативной партии Гоминьдан, формально правившей Китайской Республикой, но фактически терявшей контроль над территорией Китая.
Когда в 1949 году весь континентальный Китай оказался в руках победившей Коммунистической партии, Ип Ман снова бежал сначала в Макао, а затем в Гонконг: ведь он был сторонником Гоминьдана, и к тому же служил в полиции. Таким образом, после прихода коммунистов к власти у него было достаточно причин беспокоиться о собственной безопасности. Жена Ип Мана и его дети остались в Китае. Оказавшись в пятьдесят шесть лет без средств и почти без связей в чужой стране, Ип Ман принял решение нарушить клановую традицию передачи мастерства Вин-Чунь и стал открыто обучать этому искусству за плату. Его подход, впрочем, был далек от современного коммерческого подхода к преподаванию боевых искусств. По свидетельству своего сына, ни разу в жизни мастер не давал рекламного объявления. Как правило, он даже не вешал вывески, гласившей, что он обучает боевому искусству. Будущие ученики находили его сами. Ип Ман же, не давая публичных обещаний обучить любого желающего, сохранял за собой право выбора: принять человека в ученики или нет. «Правда, что ученику трудно найти хорошего учителя, но еще труднее учителю найти хорошего ученика»-говорил Ип Ман. Несмотря на то, что Ип Ман начал открыто преподавать Вин-Чунь скорее под давлением обстоятельств, постепенно распространение и пропаганда кунг-фу стали делом его жизни. Ученики Ип Мана быстро обеспечили стилю Вин-Чунь славу в Гонконге. А к началу семидесятых годов двадцатого века этот стиль уже преподавался в Америке, Европе и Австралии. Ип Ман никогда не претендовал на то, что он является главой какой-либо школы, и его прошедшие полный курс подготовки ученики начинали преподавать Вин-Чунь от своего собственного имени. В 1962 году сыновья Ип Мана перебрались из Китая в Гонконг и тоже стали его учениками. Лишь в последние несколько лет жизни Ип Ман перестал вести групповые занятия, при этом продолжая давать персональные уроки в своем доме. В 1972 году у него был обнаружен рак гортани, 1 декабря 1972 года Ип Ман скончался.
Желая сохранить систему Вин-Чунь и передать ее будущим поколениям учеников, за несколько недель до смерти Ип Ман записал свое исполнение основных форм на кинопленку. В Гонконге Ип Ман приобрел известность еще при жизни, но в континентальном Китае его имя долгое время предавалось забвению. В конце 2002 года в Фошане на территории местного Исторического музея был открыт музей Ип Мана. Таким образом, историческая роль Ип Мана была, в конце концов, признана на его родине, несмотря на его прошлые политические убеждения. В глазах тех, кто практикует самые разные ветви Вин-Чунь, образ Ип Мана неизменно окружен ореолом уважения и благодарности. И хотя при жизни Ип Ман не носил никакого официального титула, сегодня его называют патриархом или великим мастером Вин-Чунь. Известно, что Ип Ман всю свою жизнь модифицировал и развивал технический арсенал Вин-Чунь, но здесь его личный вклад определить трудно-в первую очередь потому, что многие из его учеников и дальше продолжали видоизменять технику, в результате практически невозможно найти чистый стиль Вин-Чунь Ип Мана. Тем более невозможно найти для сравнения образец кунг-фу его учителей. В целом Ип Ман все же преподавал традиционный Вин-Чунь и никогда не претендовал на создание собственного стиля. Если же Ип Мана называют иногда основателем современного Вин-Чунь, то это в первую очередь связано с его вкладом в теорию и методику преподавания этого вида боевого искусства. На сегодняшний день Вин-Чунь известен как компактный и рациональный стиль: вместо заучивания непонятных движений ученику с самого начала предлагается небольшой набор принципов, исходя из которых, он в дальнейшем может оценивать правильность исполнения и пригодность тех или иных технических действий. При этом теория Вин-Чунь формулируется в рациональных терминах, таких как «центральная линия», «уход с линии атаки», и так далее. Но в начале двадцатого века в Вин-Чунь, как и в других стилях китайского кунг-фу, господствовала эзотерическая терминология, присутствовало также и подражание повадкам животных. Ип Ман придал системе Вин-Чунь ее современную стройность и практически очистил методику преподавания этого стиля от религиозно-мистических и звериных элементов, как будто предвидя, что следующие поколения практикующих Вин-Чунь не будут знакомы ни с традиционными религиями Китая, ни с повадками представителей местной фауны. Незадолго до конца своей жизни Ип Ман решил создать ассоциацию, способную объединить его многочисленных учеников. Сегодня такой шаг может показаться естественным, однако в 1967 году его «Атлетическая ассоциация Вин-Чунь» стала первой официально зарегистрированной в Гонконге организацией, ставящей своими задачами распространение и развитие боевого искусства. Ассоциация давно превратилась в международную, число ее членов постоянно растет.
Существует множество версий популярной легенды о возникновении стиля Вин-Чунь, которые отличаются друг от друга в деталях, но совпадают в следующих ключевых моментах. В качестве источника исходного знания называется монастырь Южный Шаолинь-не тот Шаолинь, что благополучно просуществовал до двадцатого века, а его монастырь-побратим, по легенде находившийся в провинции Фуцзянь и разрушенный манчжурскими правителями Китая в семнадцатом веке. Далее, система Вин-Чунь приобретает законченный вид под впечатлением от боя двух животных: журавля и змеи. И наконец, у истоков стиля мы видим двух женщин: монахиню и ее ученицу, простую деревенскую девушку, по имени которой стиль впоследствии и был назван. Сохранился манускрипт Ип Мана этой легенды. На первый взгляд написанный им текст может показаться сжатым пересказом полных, изобилующих живописными подробностями версий, однако в действительности ситуация скорее противоположна: никаких более ранних текстов этой легенды, кажется, не существует. Трудно определить, в какой мере при написании своего варианта Ип Ман опирался на сведения, полученные им в детстве от первого учителя Чхань Васеня, а в какой пользовался собственной фантазией. Тем не менее, именно он придал легенде вид короткого связного рассказа и умело стилизовал его в соответствии с негласным каноном на произведения такого рода. В результате его версия происхождения стиля сначала была безоговорочно принята сообществом Вин-Чунь, а затем стала даже обрастать дополнительными подробностями. Несмотря на постоянно предпринимаемые современными исследователями попытки разобраться в исторических корнях кунг-фу стиля Вин-Чунь, рассказанная Ип Маном легенда до сих пор остается не подтвержденной, но и не опровергнутой-как впрочем и все, что имеет отношение к мифическому монастырю Южный Шаолинь…
Очередной фильм многосерийной саги. Бюджет фильма составил 52 миллиона долларов.