Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


ТОШИРО МИФУНЕ
(Toshiro Mifune)

Актер родился 1 апреля 1920 года в Циндао, Шаньдун, Китай. Умер 24 декабря 1997 года в Токио, Япония от органной недостаточности. Имя при рождении Санчуан Минланг. Рост 174 см. Один раз был женат, имел троих детей. Часто играл грубых персонажей, которые утверждают, что презирают проявления человеческой слабости, но в конечном итоге сами часто ее демонстрируют. На международном уровне ассоциируется почти исключительно с самураями, как героическими, так и менее. Интенсивный мачо-стиль игры, часто одновременно напыщенный и эмоционально честный. Часто работал с Акирой Куросавой. Сумасшедший смех.
Тоширо Мифуне добился большей всемирной известности, чем любой другой японский актер двадцатого века. Он родился в Китае в семье японцев и вырос в Даляне. Он не появлялся в Японии, пока ему не исполнился 21 год. Его отец был импортером и коммерческим фотографом, а юный Тоширо какое-то время работал в студии своего отца после окончания средней школы Даляня. Его автоматически призвали в японскую армию, когда ему исполнилось 20 лет, и зачислили в ВВС, где он был прикреплен к отряду аэрофотосъемки на время Второй мировой войны. В 1947 году он прошел пробы у Кадзиро Ямамото, который порекомендовал его режиссеру Сэнкичи Танигучи, что привело Мифуне к первой роли в кино в 1947 году. Затем Мифуне встретился и сблизился с режиссером Акирой Куросавой, и они объединились, чтобы стать самой выдающейся парой актер-режиссер во всем японском кино. Начиная с «Пьяного ангела» (1948), Мифуне появился в 16 фильмах Куросавы, большинство из которых стали всемирно известной классикой. В картинах Куросавы, особенно в «Расемоне» (1950), Мифуне станет самым известным японским актером в мире. Динамичный и свирепый актер, он преуспел в боевых ролях, но также обладал глубиной исполнения сложных и тонких драматических ролей. Личный разлад во время съемок фильма «Красная борода» (1965) завершил сотрудничество Мифуне и Куросавы, но Мифуне продолжал исполнять ведущие роли в крупных фильмах как в Японии, так и в зарубежных странах. Дважды признавался лучшим актером Венецианского кинофестиваля (за «Телохранитель», 1961 и «Красную бороду», 1965). В 1963 году он основал собственную продюсерскую компанию, снявшую один фильм и продюсировавшую несколько других. В более поздние годы он получил новую известность в главной роли американского телевизионного мини-сериала «Сегун» (1980), после чего нечасто появлялся в эпизодических ролях. Его последние годы прошли под синдромом Альцгеймера, и он умер от органной недостаточности в 1997 году, за несколько месяцев до смерти режиссера, с именем которого он навсегда будет связан, Акиры Куросавы.
Несмотря на то, что Мифуне усердно работал над фонетическим изучением своих англоязычных ролей, его голос всегда дублировался в американских фильмах, в которых он появлялся. Это была одна из вещей, которая разочаровывала его до самой смерти. На самом деле он хотел быть фотографом, а не актером. Он начал свою карьеру в кино, когда по ошибке попал на прослушивание и пришел в ярость. Из-за его интенсивного, устрашающего присутствия на экране и реального статуса физически мощного крутого парня и ветерана войны, у большинства людей (знавших его только по фильму или лично встречавшихся с ним) сложилось впечатление, что Мифуне был гораздо более крупным человеком, чем он на самом деле был. Люди нередко считали, что его рост был не менее 6 футов 4 дюймов или выше. На самом деле его рост был 5 футов 9 дюймов. Однако даже при таком размере он действительно был на два-три дюйма выше большинства своих коллег-мужчин. Его рассматривали на роль мистера Мияги в «Парне-каратисте» (1984), но после прочтения продюсеры посчитали, что он сыграл эту роль слишком устрашающе. Роль досталась Пэту Морите. Любимый актер Акиры Куросавы. Свободно говорил на китайском языке. Подружился со многими американскими актерами во время их визитов в Японию, включая Чарльтона Хестона и Уилльяма Холдена. 14 ноября 2016 года он был посмертно награжден звездой на Голливудской аллее славы. Хотя он родился в Китае, он был из полностью японской семьи. Сообщается, что смотрел фильмы о львах в дикой природе, чтобы вдохновиться своим персонажем в «Семи самураях» (1954). Лично тренировал азиатскую статистку, которую наняли для роли экипажа японской подводной лодки в фильме «1941» (1979). Сообщается, что его очень раздражало то, что актеры не были настоящими моряками и не имели настоящей подготовки, поэтому он использовал свое военное прошлое, чтобы научить их вести себя как моряки в фильме. Присутствовал на церемонии вручения премии «Золотой глобус» 1980 года, когда соревновался «Сегун» (1980). Он вытащил из конверта победителя в номинации «Лучший драматический сериал» и сказал: «И победителем является…», и это был весь английский, который он знал. Близкий друг Скотта Гленна. Китайское имя-Санчуан Минланг. Ему пришлось нелегко во время службы во Второй мировой войне, и он подвергался жестокому обращению со стороны начальства и сослуживцев. Он вспомнил, что потерял зубы из-за того, что его сильно ударили по лицу. Его плодотворная карьера включала в себя неоднократные роли трех самых известных фигур в истории Японии. Он изобразил адмирала Исороку Ямамото в трех отдельных фильмах, сыграл как реальную версию неукротимого военачальника Токугавы Иэясу в «Сегун Маэда» (1991), так и его вымышленного коллегу Торанагу в «Сегуне» (1980), а также исполнил роль легендарного мастер фехтования Миямото Мусаси четыре раза. На его уникальный актерский стиль ссылаются несколько персонажей датского фильма «Последняя песнь Мифуне» (1999). Мексиканский режиссер и продюсер Исмаэль Родригес выбрал его на главную роль пьяного мексиканского индейца в своем фильме «Важный человек» (1961). Мифуне изучил запись диалога мексиканского актера, чтобы запомнить его реплики. Затем, на съемках, он смог полностью говорить по-испански. Несмотря на этот факт, в готовом фильме его голос озвучивает мексиканский актер Нарсисо Бускетс. Боб Гейл, сценарист фильма «1941» (1979), вспоминал Мифуне как «самого требовательного и подготовленного актера, которого я когда-либо видел. Он мог добиться своих целей, как машина». В серии графических романов «Усаги Еджимбо» повелителя Усаги зовут Лорд Мифуне в его честь. Ему предлагали роль Тигра Танаки в фильме «Ты живешь только дважды» (1967), но он отказался от нее в пользу «Гран-при» (1966). Из-за ссоры с Акирой Куросавой он не принял участие в транслируемом по телевидению воссоединении «Скрытой крепости» 1981 года, которое состояло из ретроспективного разговора между Куросавой, Минору Чиаки, Каматари Фудзивара и Миса Уэхара. Планировалось, что он сыграет главную роль вместе с Питером О'Тулом в фильме «Уилл Адамс» режиссера Джона Хьюстона по сценарию Далтона Трамбо. Мифуне был одним из первых, кто увидел оригинальный фильм «Годзилла» (1954), поскольку его пригласили на показ фильма командой «Тохо» и синтоистскую церемонию. «Мосфильм» хотел, чтобы он снялся в фильме «Дерсу Узала» (1975), но продюсер убедил их в обратном, поскольку Мифуне не будет участвовать в столь продолжительной постановке.
Яркие блики и черные тени листвы зыблются, переливаются, трепещут. Влажный, полный испарениями воздух дрожит. Странный, прекрасный, завораживающий мир. И в волшебном, пленительном уголке этого мира, на залитой светом поляне слышится треск ветвей, тяжелое дыхание, хриплые возгласы, лязг оружия. В огромных глазах женщины-ужас. Перед ней, красивой, роскошно одетой, бессильно упавшей на траву, сражаются двое. Стройный, суровый самурай и полуобнаженный разбойник. И зритель уже не может оторвать от этого разбойника взгляда. Конечно, он побеждает. Его движения полны звериной грации и силы. Он прыгает, уворачивается, отскакивает, наступает. Кажется-все его мускулы звенят, поют от дикого упоения боем. Огромные глаза под сросшимися бровями сверкают. Белые зубы сжаты, а губы растянуты не то в улыбке, не то в гримасе ярости. Временами он испускает торжествующие крики. Зрители Венецианского фестиваля 1951 года были поражены. Никто не думал, не предполагал, что из далекой Японии придет такой фильм! На всех языках мира зазвучало странное название этого фильма-«Рашомон». Кинокритики и журналисты ломали головы над транскрипциями трудных имен его создателей: Рюноске Акутагава, Акира Куросава, Тосиро Мифунэ. Японскому фильму единодушно присудили главную премию фестиваля-Золотого льва святого Марка и премию Международной ассоциации кинокритиков. Было открыто японское кино, почти неизвестное на Западе. Оказалось, что на маленьких, гористых островах Японии существует самая мощная киноиндустрия, выпускающая выше 500 полнометражных фильмов ежегодно. И среди этих пятисот-шедевры, подобные «Рашомону»! Оказалось, что этот удивительный фильм поставлен по двум новеллам скончавшегося в 1927 году писателя Акутагавы «Ворота Рашомон» и «В чаще». Оказалось, что режиссер Акира Куросава еще молод, но уже поставил десять картин, в которых почти всегда участвуют одни и те же актеры-большелицый и коренастый Такаси Симура, с длинными зубами и озорными морщинками у живых, умных глаз (он играл крестьянина, случайно видевшего поединок), стройный тонколицый Масаюки Мори (игравший самурая) и, наконец, могучий, широкогрудый красавец Тосиро Мифунэ, поразивший всех резкой мимикой, поразительной динамикой движений и колоссальным темпераментом. Сюжет фильма «Рашомон» сводится к тому, что разбойник Тодземару, встретив в лесу самурая, путешествующего с женой, убил его и овладел красавицей. Случай этот показан на экране четырежды, по-разному, как его рассказывают случайно проходивший по лесу крестьянин, разбойник, жена самурая и, наконец, дух убитого самурая, вызванный гадалкой. Все это происходит в давние времена, в мрачные годы междоусобиц и послевоенной разрухи, когда в смятенной, выжженной, растоптанной солдатами стране никто ничему не верит, никто не ценит ни чести, ни жизни человека. Исторический фильм с огромной силой выразил страх, трагические настроения и идейный разброд, охватившие современную японскую интеллигенцию, уже заболевающую атомным психозом, растерянную перед возможностью новой войны. Художественная сила и самобытность фильма действительно огромны. Бурным сценам поединка, с такой экспрессией проведенным Тосиро Мифунэ, режиссер противопоставил неподвижные, статические сцены, в которых участники и очевидцы убийства допрашиваются судьей. Тосиро Мифунэ сидит на скрещенных ногах перед аппаратом. Сложные, испепеляющие страсти бушуют в нем. Он заново переживает и кровавую победу над самураем и страсть, вспыхнувшую к его жене. Он то злобно кичится своей храбростью и силой, то, словно пойманный зверь, мучится неволей. Актер резко переходит от ликующего хохота к сдавленным рыданиям, от полной неподвижности-к конвульсивным попыткам вырваться, освободиться, причем переходы эти подчас нюансируются целой гаммой тонких дополнительных красок: в глазах актера вдруг на мгновение вспыхивает нежность или грусть, презрение или детское тщеславие.
Японский критик Ивасаки рассказывает, что однажды, в ожидании установки декораций, творческий коллектив «Рашомона» просматривал географический фильм об Африке. И когда на экране появился лев, режиссер воскликнул: «Смотри, Мифунэ, ведь это же твой Тодземару!» Но мне кажется, что не гордую медлительность и не царственное величие льва положил актер в основу образа разбойника. Львов на Дальнем Востоке нет. Там есть тигры. И именно тигр-крадущийся, коварный, с жестокой грацией мучающий жертву, и свирепеющий внезапно, молниеносно-тигр, которого Мифунэ мог видеть не на экране, а в жизни, в действительности послужил образцом для Тодземару. Тосиро Мифунэ родился 1 апреля 1920 года и провел детство и юность в Маньчжурии. Его первой профессией была фотография, второй-война. Возвратившись в Японию в 1946 году, Мифунэ принял участие в конкурсе «молодых кинозвезд», устроенном крупнейшей японской кинокомпанией «Тохо», был принят в штат и начал работать с режиссером Куросавой. Молодой постановщик, прошедший производственный стаж в качестве декоратора, а затем ассистента режиссера, уже имел на счету несколько фильмов, но настоящий успех пришел к Куросаве и Мифунэ одновременно, в 1948 году, с фильмом «Пьяный ангел». Это был год бурного расцвета японского кино, год решительных идеологических и политических битв. Исполненные решимости покончить с пережитками милитаризма, прогрессивные кинематографисты, взяв управление киностудиями в свои руки, создали ряд выдающихся произведений, направленных против войны, воспевающих труд, мир, человечность. Идеями гуманизма проникнут и «Пьяный ангел», история взаимоотношений пьяницы врача, которого с огромным обаянием играл артист Такиси Симура, и больного туберкулезом гангстера, которого врач порой ненавидит, но лечит и старается вывести на честную дорогу. В роли гангстера Мацунага Тосиро Мифунэ показал свое удивительное умение сочетать в едином характере резко контрастирующие черты. Гангстер энергичен, храбр, упорен, часто груб, но где-то внутри это человек нежный, тоскующий по людям, по вниманию, по любви. Человечность сварливого, вечно пьяного, но честного и благородного врача пробуждает в сердце гангстера порой мучительную, но растущую тягу к добру.
По сравнению с фильмами Тадаси Имаи, Фумио Камеи, Сацуо Ямамото и других режиссеров, идейно связанных с Коммунистической партией Японии, «Пьяный ангел» был аполитичен, его гуманизм носил несколько абстрактный характер. Но и этого оказалось, однако, достаточно, чтобы уволить режиссера и актера с «Тохо», когда, опираясь на американские оккупационные власти, владельцы кинокомпаний расправлялись с прогрессивными кинематографистами. С трудом получив работу в кинокомпании «Дайэй», Куросава и Мифунэ были вынуждены сделать несколько малозначительных детективных фильмов («Бездомный пес», «Скандал» и другие), а затем «нейтральный» широко известный самурайский фильм «Рашомон». Но в этот фильм они вложили столько таланта, столько страсти, столько тревоги за судьбы страны, что фильм прогремел на весь мир. Имена Куросавы и Мифунэ сразу получили всеобщее признание. На следующем Венецианском фестивале, в 1952 году, Япония вновь одержала победу. Приз Серебряного льва получил старейший и знаменитейший японский режиссер Кэндзи Мидзогути за фильм «Жизнь О'Хару, куртизанки». Поклонники Мифунэ не сразу узнали его в этом фильме. После разбойника-тигра Мифунэ сыграл чистого, пылкого юношу, преданно и нежно влюбленного в дочь своего сюзерена. Европейская критика заговорила об удивительном разнообразии творческих возможностей артиста. И действительно, каждый новый фильм с участием Мифунэ приносил что-то новое. Вот он в роли Рогожина («Идиот» по Достоевскому), затем в трагикомической роли бродячего самурая («Семь самураев»), затем в роли японского Макбета, Васьки Пепла («На дне» по М. Горькому), в роли молодого чиновника, мстящего за своего отца («Злые остаются живыми») и, наконец, в роли рикши Мацуморо в фильме «Человек-рикша». Образы, созданные актером, так разнообразны, что подчас бывает трудно даже узнать Мифунэ. Сюжеты «Идиота» и «На дне» перенесены Куросавой в Японию начала XX века, «Макбет» («Замок интриг») в японское средневековье. Но, несмотря на несхожесть быта, костюмов, манер, режиссеру удалось глубоко проникнуть в сущность классических произведений, верно и впечатляюще раскрыть их идейный смысл. Достигаются эти кинематографические чудеса тончайшей разработкой психологии героев, творческим доверием к актерам, все нюансы игры которых режиссер бережно и тактично выделяет, а подчас и уверенно усиливает мизансценами, освещением, монтажом. Мифунэ-Рогожин порывист и простодушен, неудержим в страстях, а порой детски доверчив, открыт. Он относится к Мышкину сначала свысока, с фамильярным покровительством, потом с уважением и любовью, а затем преследует его с мрачной решимостью, порожденной отчаянием. Сколько теплоты и дружеского мальчишества во взгляде Мифунэ, когда он внезапно подмигивает Мышкину, понравившемуся его больной матери. Какая неодолимая чужая сила повелительно двигает его ссутулившейся могучей фигурой, когда он с ножом преследует Мышкина по утонувшей в сугробах ночной улице. В Макбете Мифунэ величествен, его движения торжественны и гармоничны. Здесь он действительно похож на льва. На неподвижном лице с огромными, горящими глазами каким-то чудом отражаются сложные чувства, рождаемые словами коварной и властолюбивой жены. Это подлинная, высокая трагедия. А бродячий самурай, полукрестьянин, полунищий, всячески старающийся показать свою самурайскую храбрость и ловкость-подлинная комедия, комедия народная, соленая, грубоватая. В «Семи самураях» рассказывается, как бродячие нищие воины защищают крестьянскую общину от грабительских набегов разбойничьих банд (сюжет этого замечательного фильма Акира Куросава был полностью заимствован и перенесен на ковбойский материал в американском фильме «Великолепная семерка», причем потерял при этом гуманизм, социальную глубину и антивоенную направленность). Тосиро Мифунэ удивительно щедр на комедийные приемы. Он падает, плачет, стремительно бегает, подергиваясь всем телом, как марионетка, хромает, строит уморительные гримасы, хлопает себя по ляжкам, кувыркается, орет. Но среди этих балаганных трюков вдруг промелькнет такая искренняя, добрая, белозубая улыбка, такая простая и милая интонация, что образ сразу становится правдивым, обаятельным, человечным. Несдержанность, неразборчивость в средствах оправдывается искренностью чувства, правдой переживаний актера. В роли чиновника-мстителя из фильма «Злые остаются живыми» совершенно иные краски, иная манера поведения. Каменная сдержанность, полный контроль за каждым жестом, каждым взглядом, каждой интонацией. Темперамент зажат, но он чувствуется непрерывно, как в свернутой пружине, как в змее, застывшей перед прыжком, как в бомбе замедленного действия, упавшей, неподвижной, но готовой взорваться в любую минуту. Все лучшие свои образы Мифунэ создал в фильмах Акира Куросавы, и в оценках западных критиков слава актера растворилась в славе постановщика, человека действительно талантливейшего, одного из лучших режиссеров современности. Но случилось так, что Мифунэ удалось выйти из сферы Куросавовой славы, доказать, что и без великого мастера он способен на очень многое. В 1958 году Золотого венецианского льва снова завоевала Япония фильмом «Человек-рикша» молодого режиссера Хироси Инагаки. Все критики единодушно сходились на том, что заслуга эта целиком принадлежит Тосиро Мифунэ. Триумф актера был закреплен «Оскаром», премией для лучшего неамериканского актера, присуждаемой Нью-йоркской киноакадемией, и несколькими призами на малых кинофестивалях. «Человек-рикша» с большим успехом прошел и на наших экранах. В образе рикши Мацуморо Тосиро Мифунэ продемонстрировал все свои богатейшие артистические возможности. Огромный, мощный, неутомимый. Уверенно топчут землю его мускулистые ноги, дыхание ровно и глубоко, когда он бежит впереди своей легкой тележки. Вертятся колеса, топают, топают крепкие натруженные ноги. Он может быть грубым, наглым, злобным. Он устраивает дикий скандал и драку в театре, куда его не хотели пустить бесплатно. Он может быть тихим, жалким, пришибленным. Таков он после стычки с учителем фехтования. Он может быть и робким, покорным, ищущим. Таков он во взаимоотношениях с вдовой офицера и ее сыном, для которого он становится и товарищем в играх и нежной, внимательной нянькой. Но чаще всего-Мацуморо спокойный, добрый, упорный. Однако ярче всего запоминается нам Мацуморо в минуты творческого вдохновения. Да-да, простой рикша, пьяница и буян, всю жизнь пробегавший по горбатым улочкам провинциального городка Кокура-вдруг поднимается до творческих высот. Национальный синтоистский праздник народ отмечает ярмаркой, гуляньем, маскарадом. Появляется и традиционная колесница с огромным барабаном. Сбегаются люди послушать соревнование музыкантов. Гудят, поют барабаны. Какая необычайная, завораживающая музыка! Громче удары, быстрее ритм... Но устают, задыхаются барабанщики. А старые знатоки народных игр сетуют: нет уж подлинных мастеров, не услышишь настоящего боя! И тогда из толпы выходит Мацуморо. Он смущен, неловко поводит плечами, ступает, словно по горячему песку: дайте-ка ему попробовать. И, добродушно откликаясь на подзадоривающие шутки, пряча робость за грубоватыми ужимками, рикша начинает бить в барабан. Быстрее, сильнее, звучнее! Меняется темп, убыстряется ритм. Его подхватывают другие барабаны. Гудит над городом воздух. Еще быстрей, еще певучей! «Вот это мастер»-говорят старики. Ракурсы сверху, снизу, сбоку-рикша бьет в барабан. Ритм музыки и ритм монтажа обгоняют друг друга. На экране мелькают морские волны, клубящиеся облака, словно гонимые барабанным нарастающим гулом. А лицо Мацуморо стало прекрасным, его мощное тело напоено ритмом. Одна из последних серьезных работ прославленных художников-образ самурая Сандзюро в фильмах «Иодзимбо» и «Цубаки Сандзюро». Многочисленные персонажи Тосиро Мифунэ-разбойник, самурай, рикша-несли в себе общенародные черты, всегда были связаны с народными массами. Основная тема образа Сандзюро-романтическое одиночество, презрение героя к толпе. Ночью, под завывание зимнего ветра появляется в придорожной харчевне мрачный, молчаливый, оборванный самурай, с мечом, небрежно торчащим из лохмотьев. Он ссорит между собой две шайки разбойников, затевает кровавую потасовку и, с небывалой жестокостью добив оставшихся в живых, исчезает в ночи. Во втором фильме он появляется среди группы придворных юношей, затевающих дворцовый переворот. Грязный, обросший, таинственный, демонический-он плетет интриги, возбуждает страхи и подозрения, сеет недоверие и ненависть. Наконец, ему удается вызвать своего главного противника на дуэль. Эта сцена поставлена Куросавой и сыграна Мифунэ с удивительно мрачной силой. Противники неподвижно стоят, впиваясь друг в друга глазами. Они даже не обнажают мечей. Идет безмолвная борьба характеров, поединок воли. Мгновение-и Мифунэ-Сандзюро выхватывает меч и разрубает грудь противника. Хлещет кровь. Хриплые стоны и судороги. Критик Кадзуо Ямада писал, что для того чтобы записать на пленку жуткий звук рассекаемого тела, перед микрофоном разрубили свинью. Но и без этих отвратительных подробностей образ жестокого, мрачного, одержимого темными страстями самурая и кровавые, натуралистические приемы режиссера ничего, кроме ужаса и отвращения, не вызывают. Интересно, что на Венецианском фестивале 1962 года Куросаве и Мифунэ изменил обычный успех. Образ Сандзюро был единодушно расценен как декадентский, надуманный, рассчитанный на низменные вкусы. Можно усмотреть в нем и реакционное воспевание «сверхчеловека», «сильной личности». Не принес успеха и последующий фестиваль-1963 года. На него Куросава привез фильм из современной жизни «Между небом и адом». В нем Тосиро Мифунэ играет роль пожилого фабриканта, у которого злоумышленники похищают ребенка. Назначенная ими сумма выкупа должна разорить фабриканта, подорвать дело, которое он создавал в течение всей своей жизни. Но фабрикант решает внести деньги, даже узнав, что похищен сын его шофера. Актер по-новому, свежо и впечатляюще играет волевого, спокойного, седого человека с задумчивыми глазами. Психологическая борьба между человечностью и деловыми соображениями показана им скупо, но выразительно. И все же фильм прошел незамеченным. Режиссер разбавил фильм длинными полицейскими сценами и философическими диалогами о праве сильных личностей самовольно вершить человеческими судьбами. Кинематографическая печать приносит все новые известия о работах Тосиро Мифунэ. Он уже переплывал океан и снимался вне Японии. Рекламировался мексиканский фильм «Анимас Трухано» режиссера Исмаэля Родригеса, где Мифунэ играл вместе с латино-американской звездой Колумбой Домингес. О новом фильме Куросавы по детективному американскому роману Эда Маквейна «Откупные короля» японская критика писала сухо, отмечала в нем недоверие к народу, увлечение «сильной личностью», считая это признаком творческого кризиса прославленного режиссера. Одна из последних работ Куросавы и Мифунэ явилась новым свидетельством творческой мощи и высокого гуманизма этих мастеров. Большой, длящийся свыше трех часов фильм «Красная борода» сделан ими по реалистическому роману писателя Сюгоро Ямамото в 1965 году и вне конкурса показан на IV Московском кинофестивале. Мифунэ играет в этом фильме реально существовавшего в начале прошлого века врача Нииде, самоотверженного борца с эпидемиями, социальным бесправием и нищетой, всю жизнь проработавшего в бесплатной больнице Коисикава, на окраине Токио. Следуя роману, Куросава и его сценаристы построили сложную композицию из новелл о трагических судьбах нескольких больных, причем каждая новелла решена в своей стилистике: одна напоминает изысканную пантомиму театра Кабуки, другая-старинные гравюры, третья поражает нестерпимыми натуралистическими кадрами, четвертая, решенная на крупных планах рассказывающей женщины, потрясает величественной сдержанностью и удивительной актерской игрой. Образ врача Нииде, прозванного Красной Бородой, пронизывает и объединяет все многочисленные сюжеты и сцены монументального фильма. В этом образе Мифунэ показывает своеобразную энциклопедию своих приемов, состояний, возможностей и выразительных средств. Поневоле поражаешься: какой разнообразный, острый и вместе с тем органичный и тонкий актер! Вот он-воплощенная воля и непоколебимость-стремительно движется по тесным больничным палатам, переполненным страждущей голытьбой. Он суров, кажется даже жестоким, бесчувственным; он ведь не спасает умирающих, не облегчает страдания больных. Но как нежны становятся его могучие руки, какой добротой светится взгляд, когда он склоняется, чтобы помочь, ободрить, утешить. А с каким грациозным и полным юмора упорством он подносит и подносит одичавшей девочке лекарство, не вытирая своего лица, в которое та выплескивает микстуру. Мифунэ-Красная Борода говорит мало, но каждое его слово весомо и идет от самого сердца. Простодушно и искренне он говорит с молодым врачом о тяжести своего жизненного подвига, с брезгливым презрением одергивает богача, считающего, что все можно оплатить деньгами. А как гневен, как страшен он может быть в столкновении с врагом! Поразительное владение телом, силу, стремительность, ловкость Мифунэ показывает в сцене драки. Он будто жонглирует нападающими на него противниками, как смерч вращаясь в клубке разлетающихся рук, мелькающих в воздухе ног, искаженных лиц, свернутых челюстей, выпученных глаз, развевающихся одежд, под хруст, уханье, хряканье и гул ударов! Какое странное и чарующее сочетание балетной грации и ужасных натуралистических подробностей вроде переломанных костей и размазанной по лицам крови. Какое оригинальное слияние серьезности и юмора, жестокости и восторга! Трудно сказать, что лучше удается актеру-сцены ли бурного движения, в которых воплотились вековые традиции театра, народных игр и национальной борьбы дзюдо, или кадры полного бездействия, в которых он молча слушает рассказы своих больных. Только изредка блеснут глаза из-под скорбно опущенных ресниц, только слабо шевельнутся губы. В различных сценах «Красной Бороды» можно увидеть мотивы многих работ Мифунэ. И гибкого, беспощадного тигра-разбойника из «Рашомона», и обуянного черной смертельной любовью Рогожина из «Идиота», и могучего народного богатыря из «Семи самураев», и рикшу, вдохновенно играющего на барабанах, и окаменевшего в злобной решимости мстителя из фильма «Злые остаются живыми». Весь свой опыт, всю многокрасочную палитру своего мастерства вложил актер в образ гуманный, человечный, благородный, в образ, воплотивший лучшие черты подлинно народного, прогрессивного искусства Японии. В последнее время появились сообщения о том, что Тосиро Мифунэ перестает сниматься, пробует свои силы в режиссуре и даже организует собственную кинокомпанию-дочернее предприятие крупнейшей японской фирмы «Тохо». Положение актера в японском кинопроизводстве-унизительно и бесправно. Даже самые знаменитые, самые яркие «звезды» продаются и покупаются фирмами как движимое имущество. «Звезды-живой товар»-так назвал Акира Ивасаки свою статью в «Советской культуре» о том, как одна из лучших актрис Японии, Фудзико Ямамото, оказалась безработной при попытке перейти из одной фирмы в другую. При таких правах не удивительно, что актер, достигший всемирной известности, пытается закрепить свое социальное положение и из товара превратиться в продавца. Неизвестно только, принесет ли это ему счастье. Но нас не так уж интересуют деловые предприятия Тосиро Мифунэ. Мы полны благодарности и уважения к артисту, создавшему галерею незабываемых образов, к художнику, соединившему в своем творчестве древние традиции японского актерского мастерства и тревожный, мятущийся дух современности. А что победит-коммерция или искусство-покажет будущее.

Выборочная фильмография:

X