Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД»
(Cala naprzod)

Польша, 1967, 86 мин., ч/б, «Zespol Filmowy Kadr»
Режиссер и сценарист Станислав Ленартович, сценарист Ева Шуманска, композитор Войцех Килар
В ролях Збигнев Цыбульски, Тереза Тушинска, Здислав Маклакевич, Кшиштоф Литвин

Два друга из армии встречаются в гавани. Начинается дождь. Оба защищают себя перед дождем. Янек начинает рассказывать морские приключения. Сначала рассказывает о встрече с актрисой, которая предлагает ему роль в фильме. Вторая история происходит на корабле, куда контрабандой везли наркотики. Третья новелла рассказывает о злой журналистке и анекдоте про подводную лодку. Четвертый рассказ происходит в гареме Касабланки, где Янек знакомится с польской девушкой. Она хочет убежать, и он пытается помочь ей…
Из журнала «Искусство кино». Это, пожалуй, единственный жанр, еще не использованный в кино-охотничьи байки, матросские байки. В самом деле, поди проверь-было или не было. Все можно делать элегантно, легко, подмигивая, «чтобы вы животики надорвали», как говаривал Зощенко. Очень привлекательная структура. Даже для серьезного режиссера Станислава Ленартовича, только однажды согрешившего комедией, правда, тоже странной-«Итальянец в Варшаве». Впрочем, по порядку. Гданьск, корабли, мичманы, красотки. Порт. Неожиданная встреча. Застенчивый «глобтроттср», ответственный командировочный. Дождь, навес, девушка под навесом, странный малый, цитирующий Шекспира-не то студент, не то просто псих. Разбушевавшееся воображение-и оттого, что девушка молчит, не знакомится. И оттого, что бывший однополчанин, сытенький, устроенный, с портфелем. И оттого, что дождь-времени много, девать некуда, словно на старом паруснике, после вахты. Первая новелла сделана отлично. «Ужасающий» рассказ о демонической аристократке, подцепившей застенчивого матросика, чтобы с его помощью сбросить в бушующее море труп постылого барона, а затем подсунуть сообщника в руки полиции, как единственного убийцу, завершается ироническим финалом. Все это, оказывается, чепуха. И убийства не было, и полиции, и эротической сцены тоже. Просто снималась картина, а глупый морячок по наивности поверил. Но байка есть байка, и все завершается финалом-главной ролью, небывалым гонораром в долларах, любовью. Двойная ироничность этой новеллы отлично демонстрирует возможности жанра. Отсвет этой ироничности падает и на следующую новеллу-жутковато-литературную историю бичкомера, нечаянно попавшего на шхуну, тайком провозящую наркотики. Романтическая традиция морской повести-Жаколио, Буссенар, Эмар и Майн Рид-дешевая механичность конструкции, абсурдность мотивировок, нелепость ситуаций. Правда, новелла эта несколько отступает от стилистики байки, и даже терпеливый однополчанин заикается о том, что он уже где-то читал подобное. Однако она достаточно коротка, чтобы не надоесть зрителю. К сожалению, этого не скажешь о двух последующих-скепсис однополчанина и его высокомерная ухмылка порядком поднадоели морячку, и воображение немедленно подсказывает ему историю о том, как команда жесточайшим образом наказала настырного журналиста с лицом командировочного и буквально выгнала его с корабля. В этой новелле элегантность исчезает. А путаная, непомерно затянутая и непомерно серьезная новелла о приключениях «нашего парня в гареме»-унылое Переиздание бульварного романа в манере Лоти, о прекрасной европейке, оказавшейся в гареме, и блистательном капитане, спасшем се от позора-страдает таким отсутствием воображения, что только проливной дождь и насморк всей съемочной группы могли бы оказаться смягчающими вину обстоятельствами. Разумеется, авторы в финале попытаются себя реабилитировать и закончат картину эффектным кадром «командировочного», оказавшегося портовым маляром. Но на судьбу картины это уже повлиять не сможет. Возможности жанра были использованы в самой незначительной степени. И остается только пожалеть покойного Збигнева Цыбульского, снявшегося в роли застенчивого рассказчика-уж больно нечего делать ему во второй половине картины, как нечего делать и таким отличным актерам, как Здислав Маклакевич, Леон Немчик и Кшиштоф Литвин.