Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula  Dracula


Dracula

«ДРАКУЛА»
(Dracula)

Великобритания, 1958, 82 мин., «Hammer»
Режиссер Теренс Фишер по Брэму Стокеру, продюсеры Майкл Каррерас и Энтони Хиндс, сценарист Джимми Сангстер, композитор Джеймс Бернар
В ролях Питер Кашинг, Кристофер Ли, Майкл Гух, Мелисса Стриблинг, Кэрол Марш, Ольга Дикки, Джон Ван Айссен, Маилс Малесон

1885 год. Джонатан Харкер поселяется в замке графа Дракулы, находящемся в центральной Европе, в качестве библиотекаря. Он намеревается уничтожить графа, поклонника вампиризма, который распространяется по всему миру. Но вскоре сам Харкер становится жертвой своего хозяина. Проснувшись, Харкер обнаруживает на своей шее две ранки. С наступлением темноты он спускается в склеп, где в гробах спят вампиры. Он собирается воткнуть кол в грудь молодой женщины, пленницы Дракулы, чью кровь он пьет. Это единственный способ освободить ее душу. Но женщина вдруг превращается в старуху. В это время просыпается Дракула и исчезает из своего гроба. Доктор Ван Хельсинг проводит исследования на тему вампиризма и отправляется на поиски Харкера, о намерениях которого он знал. Слуга на постоялом дворе показывает ему дневник Харкера. Ван Хельсинг находит в склепе Харкера, спящего в гробу, и протыкает его колом. Возвратившись в Лондон, он объявляет Артуру Холмвуду, брату Люси, невесты Харкера о смерти их общего друга. Неожиданно Люси бледнеет. Однажды утром ее находят мертвой. На самом деле Люси перешла в мир живых мертвецов. Она встречает Ван Хельсинга и вешает ему на грудь маленькое распятие. В благодарность он втыкает ей в грудь кол. Вместе с Холмвудом Ван Хельсинг преследует графа. В это время Мина, жена Холмвуда, была завлечена в новое убежище графа. Возвратившись домой не солоно хлебавши, Ван Хельсинг сразу замечает странное поведение Мины. Он хочет, чтобы она помогла заманить в ловушку графа Дракулу. Переливание крови на время спасает Мину. Ван Хельсинг узнает, что гроб Дракулы находится в погребе дома Холмвуда, но приходит туда слишком поздно. Дракула уводит Мину в свой замок. Артур Холмвуд и Ван Хельсинг немедленно отправляются туда. Приближается рассвет, и Ван Хельсинг распахивает занавески на окнах. Лучи солнца наполняют комнату и превращают вампира в пыль. Мина вскоре выздоравливает…
В период между двумя великолепными экранизациями произведения Мэри Шелли о Франкенштейне («Проклятие Франкенштейна», 1957 и «Месть Франкенштейна», 1958), английская компания «Hammer» и Теренс Фишер атаковали другую культовую фигуру жанра ужасов-Дракулу. Но и они были не одиноки. В Америке после «золотого века» компании «Universal» 30-40 годов, Герберт Строк для компании «American International Pictures» («Кровь Дракулы», 1958) и Пол Ландрес для студии «United Artists» («Возвращение Дракулы», 1958) одновременно сняли два фильма, посвященных знаменитому вампиру. Но превосходство Теренса Фишера над ними очевидно: мало того, что он еще не раз экранизировал оригинальное произведение Брэма Стокера, у него был достаточно высокий бюджет. Но самое главное, он использовал основной козырь фильмов, где кровь является центральным персонажем-цвет. Значение цвета трудно переоценить: работа стала более достоверной и аккуратной. Главная новизна цвета состоит в точности и немногословном характере кровавых сцен, где цвет берет на себя роль повествователя: старуха с грудью, пронзенной колом, выступающие красные от крови клыки вампиров. Не нужно забывать и эротический аспект картины, скромный, но достаточно смелый для того времени. Например, страстное ожидание Люси прихода Дракулы в своей постели. Страха в картине мало, но зрителя постоянно подстерегают неожиданные сюрпризы, которые позволяют по-другому взглянуть на вековой миф. Кристофер Ли в роли Дракулы выглядит расчетливым, убедительным, близким к оригиналу Стокера. Он в полной мере использует свой рост и долговязую фигуру. Хотя, без сомнения, ему не хватает некой искры безумия и страсти, которая была, например, в более рискованном исполнении Дракулы Джеком Палансом в фильме «Дракула» (1973, режиссер Дэн Кертис). По общему мнению, Дракула в интерпретации «Hammer» и Теренса Фишера получился менее значительным, чем их же Франкенштейн. Что касается Фишера, то он продолжил снимать фильмы о Дракуле, обращая еще больше внимания на оригинальность и суровость постановки, а также подбор актеров. Добавляя живописности главным героям и оттачивая второстепенных персонажей. Но если взять все его работы о Дракуле, становится очевидным, что Франкенштейн удался ему лучше. Это был один из первых фильмов, который влил свежую кровь в жанр ужасов, находившийся на закате. В актив фильма нужно занести насыщенность сценария и сдержанность постановки. Долгий пролог, когда зритель терпеливо ждет появление монстра. В середине повествования Дракула появляется. Никакой напыщенности, никакого повышения гемоглобина в крови, никакой улыбки. Теренс Фишер своей магией, настолько утонченной, насколько и эффективной, создал новый эстетический альянс поэзии и ужаса, сделавший этот фильм почти шедевром в своем жанре. В прокате США картина называлась «Ужас Дракулы», чтобы ее не путали с версией 1931 года, которая до сих пор демонстрировалась в кинотеатрах. Кристофер Ли жаловался, что в линзах, которые он носил в кульминационных сценах, он просто практически ничего не видел. За весь фильм Ли произносит всего 13 фраз и только обращаясь к Джонатану Харкеру. Бюджет картины составил 81 тысячу фунтов стерлингов. Оценка 3 балла.