Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ВУАЛЬ»
(The Veil)

США, 2016, 92 мин., «Blumhouse Productions»
Режиссер Фил Джоану, сценарист Роберт Бен Гарант
В ролях Джессика Альба, Томас Джейн, Лили Рабе, Алекса Палладино, Шеннон Вудвард, Рейд Скотт, Айви Джордж

Спустя двадцать пять лет после того, как члены религиозного культа совершили массовое самоубийство, единственный выживший из них возвращается на место трагедии, прихватив с собой группу кинодокументалистов…
В 1985 году на ферме, известной под названием «Вуаль», произошло массовое самоубийство-погибло почти полсотни человек, последователей культа, возглавляемого харизматичным Джимом Джейкобсом. В живых осталась только одна пятилетняя девочка Сара, которая так и не смогла объяснить ФБР, что произошло. Спустя 25 лет к выросшей Саре обращается журналистка, задумавшая документальный проект о тех событиях. Она уговаривает Сару отправиться в «Вуаль» с ее съемочной группой, чтобы на месте попытаться разобраться в случившемся…
Фильм с ходу несет нам благую весть-перед нами мистический ужастик, да еще и про съемочную группу, работающую над документальным фильмом…и это не мокьюментари! Похоже, основательно поднадоевшая за последние годы стилистика «найденных пленок» приказала долго жить окончательно и бесповоротно. Ну и в добрый путь. Увы, на этом благие вести для вас у нас заканчиваются, потому что по поводу всего остального в фильме радоваться не хочется. Особенно странно видеть такой результат от режиссера калибра Фила Жуану-на минуточку, постановщика «Состояния исступления» (1990), «Окончательного анализа» (1992) и «Пленников небес» (1996), фильмов не гениальных, но в своем жанре весьма крепких. Жуану-ни в коем случае не главная проблема фильма, но он как режиссер просто обязан был увидеть, что снимает по сценарию, которому место на помойке, а не в руках у звезд калибра Джессики Альбы и Томаса Джейна. Сюжетные повороты заставляют недоуменно поднять бровь с самого начала фильма. Представьте себе крупнейшее в истории США массовое самоубийство (о чем нам сообщают во вступительных титрах), которым занимается ФБР. На месте трагедии были найдены камеры, но в них не было пленок, и найти их так и не смогли. Что происходит через 25 лет? Стоит Саре приехать туда, как она сразу вспоминает, что тут рядом, за озером, есть еще один домик, где тут же находится все-истлевший труп, еще несколько камер и полный архив пленок культа. Серьезно? ФБР, расследующее крупнейшее в истории США массовое самоубийство, которое очевидно кто-то снимал (в финале, кстати, остается непонятным, кто и когда достал пленки из камер), не догадывается пошарить по округе в пределах километра? И это, увы, только начало. Дальше подобных допущений, натяжек и откровенных глупостей будет все больше и больше, а затем нам начнут показывать архивные записи секты Джейкобса, и здесь станет ясно, что авторы совершенно точно держат своих зрителей за недалеких идиотов. Все эти якобы любительские кадры сняты с многих точек (то статичными, то ручными камерами!), ловко смонтированы, да еще и содержат сцены, которые можно было снять только одним способом-если вы главный герой фильма «Хроника» и умеете управлять камерами силой мысли (кто, простите, снял финальную пленку, да еще и с таких планов?). В принципе, на сценарные и технические «косяки» при определенных условиях можно закрыть глаза, но фильм попросту недостаточно хорош, чтобы их «проглотить». Сюжет развивается по хорошо знакомой схеме «если ты отбился от своих, тебе не жить», при этом о персонажах нам сообщают только их имена и должности (которые тоже не имеют никакого значения, потому что до съемок собственно документального фильма дело так и не дойдет). Вдобавок и убийства реализованы как-то немного стеснительно, с ленцой-как будто Жуану считал ниже своего достоинства спекулировать на «низменных» инстинктах. Из актеров впечатляет только Томас Джейн, да и то преимущественно остервенелым переигрыванием. Не сказать, что фильм обещал что-то выдающееся, так что о разочаровании тут говорить не совсем правильно, но тем не менее жаль, что чуда не произошло.
Фильму не повезло, как принято говорить, от слова «вообще». И критика, и зрители встретили ленту почти что враждебно. Хороших отзывов на нее мы вообще не припомним. И кстати зря таковых не делали-фильм примечательный, просто надо пояснить некоторые моменты относительно того, как его надо смотреть. Режиссер Фил Джоану любил экспериментировать с нуаром, в пространстве коего он чувствовал весьма и весьма комфортно. Однако при этом не боялся искать что-то новое. Можно в качестве примера указать на сериал «Дикие пальмы» (1993), которым он вместе с Оливером Стоуном рискнул бросить вызов «Твин Пиксу». В нашем случае Джоану решил внести некоторое разнообразие в пугающие мокьюментари, то есть псевдо-документальные хорроры, которые предлагали зрителю якобы «реальную картинку». А потому изображение дергалось, звук «гулял» и вообще все снималось «за три копейки» («Ведьма из Блэр»). В фильме подобного нет. Зрителю было предложено новое ощущение «документализма», которое достигалось за счет того, что кино становилось и объектом, и субъектом, и побочным фактором. В фильме речь идет о работе съемочной бригады, которая обнаруживает таинственные кинопленки. И при «просмотре» вы будто бы переноситесь в некогда произошедшие события. Отправной точкой сюжета становится трагедия, случившаяся на одном из калифорнийских ранчо. Печальное происшествие весьма напоминает смертельный обряд «Храма народов», который случился в 1978 году. Хотя на этот раз секта именуются «Небесный занавес». И по этой причине фильм надо было назвать именно «занавес», а не «вуаль». Нельзя сказать, что местный проповедник был «харизматичным», в большей степени пугающе мистичным. Он вещал про «три гвоздя в распятии», вынув которые якобы можно было шагнуть «за занавес», то есть создать особые отношения со смертью. «Не жениться на ней, но потанцевать». Как уже можно догадаться, для последователей культа подобные проповеди закончились крайне нехорошо. В итоге в ходе рейда ФБР было обнаружено множество трупов. Среди них была только одна маленькая девочка, которая каким-то чудом осталась с живых. Сара повзрослела, и ей было предложено вернуться на место трагических событий. В данном случае используется несколько стандартных для криминального кино сюжетных конструкций. Во-первых, «возвращение в город детства». Во-вторых, «место, откуда нет выхода». Однако куда более важным оказывается то, что девочка намеренно была оставлена в живых и в этом есть особая тайна, так как это ключ к некоторому виду бессмертия. Есть еще мотив «параллельного мира», именно поэтому ФБР не смогло обнаружить мрачный домик и кинопленки. Туда «пускают» не всех. Это особенность, но не сюжетный недочет.
События, происходящие в фильме, к сожалению, имели место быть в реальности. 18 ноября 1978 года по приказу главы секты «Храм народов», проповедника Джима Джонса (авторы сценария оставили в фильме его имя и любовь к солнцезащитным очкам) произошло массовое ритуальное самоубийство членов секты. Около 9 сотен человек добровольно отравились цианидом, предварительно дав его своим детям. Да, среди них было и немалое количество детишек, за которых взрослые решили их судьбу. Страшно представить…9 сотен человек…Позже проповедник, которого называли Отцом, был найден мертвым с пулевым ранением. Выжил только его сын, который по счастливому случаю находился на спортивных сборах. Именно эта страшная трагедия легла в основу фильма. Задумка и сам сюжет, конечно, трагичны, но интересны. Признаться честно, я и не знала о такой драме до просмотра этого фильма. Но, к сожалению, сценаристам не удалось и близко передать тот ужас и ту атмосферу.