Актер родился 13 июля 1924 года в Париже, Франция. Умер
29 августа 2003 года в Драгиньяне, Вар, Франция, от рака. Имя при рождении
Константин Хохлов. Роль 183 см. Один раз был женат, имел одного ребенка.
Мишель снялся в огромном количестве культовых европейских фильмов, в том
числе таких, как «Дыра» (1960), «Второе дыхание» (1966) и «Жил-был полицейский»
(1972). Опытный профессиональный волейболист. Он был капитаном мужской
сборной Франции и чемпионом страны с 1954 по 1956 год. В 1973 году он
опубликовал свою автобиографию «Ma grande gueule», в которой рассказал
о волейболе и кино. Он вырос в Булонь-Бийанкур, недалеко от знаменитых
киностудий. Имел русского отца и польскую мать.
Выходец из семьи русских эмигрантов, настоящие имя и фамилия-Константин
Хохлов. В Советском Союзе был больше всего известен как исполнитель главной
роли в фильме «Жил-был полицейский». Отец Мишеля Константена, Константин
Михайлович Хохлов, который по семейным преданиям являлся прямым потомком
Чингисхана, происходил из среднепоместной дворянской семьи Тамбовской
губернии и проживал на территории Варшавского генерал-губернаторства в
период ее вхождения в состав Российской империи. Мать, русско-литовско-польского
происхождения, была уроженкой Виленской губернии. Отец воевал офицером
в Добровольческой армии Деникина, и в 1920 году вместе с молодой женой
покинул Россию. Пара оказалась сначала в Польше, а затем жила в Германии
до переезда во Францию. Семья, в которой тем временем появились две дочери,
переезжала несколько раз, пока отец, в числе нескольких тысяч других российских
эмигрантов, не нашел работу на заводе Renault в Булонь-Бийанкуре под Парижем.
Здесь 13 июля 1924 года у них родился сын Константин Контантинович Хохлов.
Поскольку семья была скромного достатка, Константин в 14 лет поступил
в училище при автомобильном заводе Renault и работал на заводе до Второй
мировой войны. После окончания войны он занимался закупкой продукции и
сырья, что позволяло ему объехать всю Францию, а потом с двумя друзьями
в Париже он начал собственный бизнес, который, по его определению, был
на то время «самым крупным французским производством игл для вязальных
машин». Бизнес был успешным, пока журналистика не заставила его выйти
из этого дела. Наряду с профессиональной деятельностью Константин Хохлов
серьезно занимался спортом. Начав с футбола, он переключился на легкую
атлетику, затем играл в баскетбол и, наконец в волейбол, который был еще
мало популярен в то время. Он усердно обучался игре, чтобы иметь совершенную
технику. В это время взял псевдоним Мишель Константен, чтобы сделать жизнь
проще.В составе различных волейбольных клубов он семь раз получал звание
чемпиона Франции по волейболу (3 раза с C. O Billancourt и 4 раза с Racing
Club de France). А в 1947 году он вошел в состав первой сборной команды
Франции по волейболу, с которой в 1948 году принял участие в 1-м чемпионате
Европы по волейболу, а на следующий год в чемпионате мира в Праге. Вскоре
он стал капитаном сборной команды Франции. В ходе своей волейбольной карьеры
он вступал в контакт со спортивной прессой и в 1951 года был приглашен
фрилансером в спортивную ежедневную газету L’Equipe, чтобы периодически
делать обзоры о новостях волейбола. Со временем он, продолжая профессионально
заниматься спортом, стал вести в газете разделы баскетбола, гандбола и
волейбола, проработав в ней 15 лет. В 1960 году он начал работать тренером
в своем клубе Racing Club de France, а закончил тренерскую карьеру в 1970
году. Мишель Константен жил в 500 метрах от знаменитой киностудии и, как
многие его местные товарищи, проявлял большой интерес к кино с самого
раннего детства. Занимаясь в свое время поставкой хлеба для киностудии,
он познакомился с кем-то из ее персонала, а потом через газету он подружился
с Лино Вентурой и таким образом попал в массовку фильма Марка Аллегре
«Обрывая лепестки ромашки» (1956) в качестве зрителя, который смотрит
стриптиз. Приятель Мишеля Константена Жан-Клод Жоливьер вспоминал: Любопытно,
что Мишель всегда говорил мне о кино больше чем о спорте! Мы чувствовали,
что он действительно хочет сделать карьеру в этой области…И у него на
это были основания. В шестидесятые годы продюсеры и режиссеры криминальных
фильмов начали использовать бывших спортсменов для усиления актерского
состава. Волейболист Мишель Константен с его атлетическим телосложением,
тяжелым подбородком, низким голосом и акцентом русскоязычного Бийанкура
пришелся как нельзя кстати. Режиссер Жак Беккер для своего последнего
фильма по бестселлеру Жозе Джованни подбирал непрофессиональных актеров
и искал «крутого» парня на роль одного из пяти заключенных, которые делают
отверстие в полу своей камеры для побега из тюрьмы. Он знал капитана волейбольной
команды по клубу Racing Club, где также играл его сын-будущий режиссер
Жан Беккер, и пригласил Мишеля Константена на роль Жо Кассена. Фильм «Дыра»,
вышедший на экраны в начале 1960 года, имел огромный успех. На Мишеля
Константена обратили внимание, и сразу преступление прилипает к его коже.
На следующий год он появился в роли главаря американских рэкетиров в фильме
«Месть марсельца» Жана Беккера, сына Жака, тоже по роману Жозе Джованни.
Константен сыграл еще несколько эпизодических ролей, пока участие в фильме
«Луженые глотки» в 1965 году не изменило окончательно его жизнь. Он настолько
интересно интерпретировал второстепенную роль раздражительного лесоруба,
что режиссер Жорж Лотнер осмелился поместить его на первый план в качестве
спарринг-партнера Лино Вентуры в пародийной комедии «Не будем ссориться».
И в этом же году его друг Жозе Джованни сделал его главным героем в своей
интеллектуальной и мрачной версии романа «Искатели приключений» под названием
«Закон выжившего». Здесь Мишель Константин утвердил себя в подогнанной
под него роли ветерана войны в Индокитае и авантюриста по прозвищу «Калмык»
(имея в виду его происхождение), которая хорошо использовала его физические
данные, чувственность и обаяние мачо. Мишелю Константену пришлось отказаться
от своей работы журналиста: После «Дыры» я решил прекратить этот эксперимент…Мне
удавалось балансировать между двумя карьерами до сентября 1966 года, когда
я был вынужден уйти из газеты. В начале 1970-х годов карьера Мишеля Константена
достигла своего пика-он был одним из самых востребованных и успешных французских
актеров. Он много работал в Италии, снимался у крупнейших европейских
режиссеров: Теренса Янга, Сержо Соллимы, Альберто де Мартино, Сидни Хайерса.
Однако он получал роли преимущественно в криминальных фильмах (поларах)
и комедиях с черным оттенком, воплощая широкий набор «крутых» персонажей
с той или иной стороны закона. «Дядюшка-гангстер французского кино»-называл
себя актер. Он чувствовал, что попал в замкнутый круг, повторяя самого
себя из триллера в комедию и пародию, вплоть до карикатуры: Я устал быть
марионеткой и подчиняться приказам режиссеров, лишенных всякого воображения.
И все-таки он смог вырваться из рамок своего амплуа, сыграв совершенно
разных по своей сути героев: в криминальных драмах «Незнакомцы» (1969)
и «Мужчины» (1973), в комедиях «Жил-был полицейский» (1971) и «Чемодан»
(1973), в драме «Бестия» (1974), в триллере «По ту сторону страха» (1975).
В криминальной драме «Незнакомцы» он «освежил» впечатление о себе как
о немногословном и мужественном защитнике рядом с одной из самых красивых
актрис тех лет Сентой Бергер. В экранизации биографической истории из
жизни гангстера «Мужчины» актер был убедителен во всех подробностях этого
характера с его представлениями о мужской дружбе, кодексе чести, верности
и мести. В детективной комедии «Жил-был полицейский» он обнаруживает свою
сентиментальную сторону в роли угрюмого, ворчливого, милого и забавного
комиссара бригады по борьбе с наркотиками Кампана, вынужденного изображать
семейного человека в паре с героиней очаровательной Мирей Дарк. В политически
некорректной для нашего века (и от этого еще более смешной) комедии «Чемодан»
он является дружелюбным и симпатичным, с приземленными стремлениями, французским
шпионом, который кантует своего израильского коллегу в большом чемодане,
чтобы спасти ему жизнь. В итальянской картине «Зверюга» Мишель Константен
совсем другой, неожиданный, предстает в роли колоритного дальнобойщика
Сандро, помещенного в повседневность рабочей Италии 1970-х годов с произволом
мелких работодателей, трусостью профсоюзов, алчностью мафии и с дополнением
семейных неурядиц. В психологическом противостоянии триллера «По ту сторону
страха» актер в образе матерого бандита, загнанного полицией в угол, запоминается
целым спектром эмоций: от совершенного безумия во взгляде до мимолетного
сочувствия к испуганной заложнице. В восьмидесятые годы Мишель Константен
продолжает сниматься, но ему доверяют главным образом небольшие роли.
Тем не менее, три фильма позволили карьере Мишеля Константена получить
второе дыхание. Речь идет о кинофильмах «Стрельбы» (1982), «Драка» (1985)
и «Дикий закон» (1988). Но, пожалуй, его самой известной ролью в этот
период было появление в 1984 году вместе с Жан-Полем Бельмондо в приключенческой
картине «Авантюристы» Анри Вернея. В восьмидесятые годы Мишель Константен
еще регулярно присутствует на французском телевидении. В 1985 году он
дает начало и в течение нескольких месяцев ведет телевизионное игровое
шоу «Anagram» на канале TF1. С 1988 по 1991 год он исполняет главную роль
отставного полицейского по фамилии Папароф в небольшом одноименном телесериале.
А в 1988 году новая публика обнаруживает актера в сериале итальянского
режиссера Стено «Большой человек», в главной роли в серии под названием
«365 долларов за унцию». В 1991 году Мишель Константен снимается в своем
последнем кинофильме «Город на продажу» режиссера Жан-Пьера Moки. А после
участия в короткометражном фильме «Парижская мелодия» в 1994 году он уходит
со съемочной площадки и окончательно переезжает в свою виллу La Rocca
(названную им в честь известного фильма) с видом на залив Сен-Тропе в
курортном городке Сент-Максим. Он обрабатывает свой сад, плавает кролем
в своем бассейне, играет в бридж, устраивает волейбольные турниры и продолжает
участвовать в организации спортивного досуга туристов на Корсике в сети
Club Med, международного туристического оператора: Моя большая страсть-это
«городки» для отдыха. Я являюсь отчасти одним из организаторов Club Med,
и я много занимаюсь «городками» для отдыха в течение тридцати пяти лет.
На вопрос поклонника, почему его давно не видно на экране, он ответил,
что «если бы предложили что-то для него интересное, он бы снялся, но у
него очень больна супруга, и он ежедневно заботится о ней при большом
участии его дочери». Актер еще раз появится на экране в 2001 году, в документальном
фильме La route des grandes gueules, который ведет хронику съемок фильма
«Горлопаны» (1965) спустя 35 лет. Мишель Константен умирает 29 августа
2003 года в возрасте 79 лет от сердечного приступа в больнице Драгиньяна,
куда он попал несколькими неделями ранее с переломом шейки бедра. Он был
кремирован, а его прах развеян на пляже полуострова Жьен, где он познакомился
с женщиной своей жизни. Вот как о Мишеле Константене говорит Ги Готье,
французский писатель и кинокритик, в своей книге Des Grandes Gueules Pour
Un Haut-Fer: Это был жесткий дядюшка-гангстер французского кино с мягким
сердцем. Публика, как правило, склонна верить тому, что говорят в фильмах.
Но Мишель был полной противоположностью плохого парня. Немного скряга,
конечно, по мелочи, бывало, давился, когда надо было просить возмещение
расходов, но это был хороший товарищ…обязательный в кино. В 1956 году
в центре отдыха на юге Франции он встретил молодую учительницу Мод Серре,
на которой женился 13 июля 1957 года. Они состоят в браке до смерти жены
в 1996 году. В 1962 году у них родилась дочь-Софья Константиновна Хохлова.
В 1973 году Мишель Константен опубликовал автобиографию «Моя большая глотка:
от волейбола до кино» с предисловием своего друга Жан-Поля Бельмондо.
«С большой грустью я узнал о смерти Мишеля Константена, культового актера
французского качественного развлекательного кино. Присутствием его импозантной
фигуры и низких тонов его голоса отмечены фильмы великих французских режиссеров,
таких как: Жан Беккер, Робер Энрико, Жан-Пьер Мельвиль и Жорж Лотнер.
Это телосложение, соединенное с его бесспорным талантом, в интерпретации
персонажей очень часто маргинального поведения позволили ему завоевать
прочную любовь публики и оставить свой след в великом французском популярном
кино высокого качества. Его семье и друзьям я выражаю свои глубокие соболезнования»-коммюнике
министра культуры и коммуникаций Франции Жан-Жака Айагона от 29 августа
2003 года. 21 мая 2011 года в одном из кинотеатров культурного центра
Карре Леон Гамон в Сент-Максиме состоялось торжественное открытие Зала
Мишеля Константена в присутствии мэра города, Винсана Мориза, Муниципального
совета, дочери актера Софи и его внука. Бридж-клуб Сент-Максима каждый
год, с 2011 года, проводит турниры имени Мишеля Константена, большого
любителя бриджа, который в течение многих лет был вице-президентом клуба.
В 2000 году спортивная ежедневная газета «L’Equipe» включила Мишеля Константена
в число 12-ти игроков «сборной команды Франции XX века».
Русский человек Константин Хохлов, известный всей Франции как Мишель Константен,
родился в семье белогвардейского офицера, бежавшего из Советской России
в 1919 году. Свою карьеру он начинал как профессиональный волейболист,
однако выразительная внешность и запоминающееся лицо обеспечили ему славу
как одному из самых характерных актеров французского кино 20-го века.
И хотя чаще всего он снимался в ролях второго плана, не заметить его присутствие
на экране было просто невозможно. Вот несколько замечательных фильмов,
в которых вы могли его видеть. Как и во многих фильмах, здесь Константен
сыграл роль американского гангстера, призванного внушать страх одним своим
внешним видом. Фильм режиссера Жиля Гранжье снят по повести Жоржа Сименона,
роль знаменитого комиссара Мегре в нем исполнил Жан Габен. Сюжет закручивается
вокруг загадочного нападения на прохожего, после которого тот вскоре исчезает.
Комиссар Мегре идет по следу и выходит на американский бар, владелец которого
что-то скрывает. Как выясняется позже, гангстеры из Миссури охотятся в
Париже на ценного свидетеля, находящегося под защитой ФБР, пренебрегая
всеми местными правилами. В этом фильме Константен играет старого приятеля
главного героя в исполнении Лино Вентуры. Последний воплощает темпераментного
владельца магазина экипировки для морских видов спорта. Однажды к нему
приходят старые знакомые и просят помочь им деньгами, чтобы переправиться
через франко-итальянскую границу. А в качестве платы за услугу они оставляют
адрес и имя незадачливого игрока (его играет Жан Лефевр), задолжавшего
им крупную сумму. В результате два друга вынуждены бросить все свои дела
и заниматься взысканием долга, в ходе чего они знакомятся с очаровательной
супругой должника (Мирей Дарк), а также таинственным английским полковником,
подручные которого носят школьную форму, играют на гитарах и метко стреляют.
В кино много взрывов, застолий и отличного французского юмора. Первый
боевик с участием Чарльза Бронсона, на съемках которого он и подружился
с Константеном. В этом франко-итальянском фильме рассказывается история
профессионального убийцы, роль которого исполнил Бронсон. Будучи преданным
своей подружкой и чудом избежав смерти, он решает отомстить, однако после
совершения воздаяния его начинает шантажировать главарь мафиозного клана.
Классический фильм, сопровождаемый запоминающейся музыкой Эннио Морриконе.
Удивительный факт-Мишель и Чарльз дружили настолько крепко, что и умерли
они фактически в один день, пусть и в разных концах земли. Комедийный
боевик Жоржа Лотнера, как всегда, немного абсурден и невероятно смешон.
Выйдя из тюрьмы, где он отсидел три года по обвинению в краже драгоценностей,
главный герой в исполнении Жана Янна решает поквитаться со своей женой
(Мирей Дарк), которая, как он считает, и была виновата в том, что он отправился
за решетку. Вместе со своим приятелем, которого и играет Мишель Константен,
он похищает ее и отправляется за спрятанными сокровищами. Однако по следу
за ними идет инспектор полиции (Бертран Блие), который также хочет узнать,
где спрятаны драгоценности. Один из редких фильмов, в котором Мишель Константен
сыграл главную роль. На сей раз Жорж Лотнер приготовил ему образ полицейского
из отдела по борьбе с наркотиками, который должен внедриться в крупную
международную банду. Для этого ему приходиться не только выдавать себя
за брата убитого главаря, но и жить вместе со своей подставной женой (Мирей
Дарк) и ее сыном. Миссия усложняется, поскольку местная полиция не в курсе
его задания и постоянно мешается под ногами. Пожалуй, один главных успехов
в карьере актера. Перед началом проката этого фильма Жан-Поль Бельмондо
настоял, чтобы имя Мишеля Константена располагалось на афише на одном
уровне с его собственным. Друзья по жизни исполняют роли двух гангстеров,
которые держали в страхе весь подпольный мир Марселя. Бельмондо играет
бандита по прозвищу «Приносящий беду». Когда его близкий друг (Мишель
Константен) надолго попадает в тюрьму по ложному обвинению, герой Бельмондо,
вместе с сестрой приятеля в исполнении Клаудии Кардинале, начинает мстить
главарям мафии. После очередной перестрелки уже сам получает срок в двадцать
лет, а отбывать его он отправляется в ту же самую тюрьму, где уже сидит
его друг, и они тут же начинают планировать побег. Однако тут начинается
Вторая мировая война, и на свободу они выйдут уже после ее окончания,
правда, мирная жизнь у героя Константена, потерявшего в тюрьме руку, сразу
не заладится.
Выборочная фильмография:
X