Актер родился 20 февраля 1927 года в Майами, штат Флорида,
США. Умер 6 января 2022 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США, от
сердечной недостаточности, деменции и рака простаты. Рост 189 см. Два
раза был женат, имел шестерых детей.
Сидни Пуатье был уроженцем острова Кэт на Багамах, хотя и родился на два
месяца раньше срока в Майами во время визита его родителей, Эвелин Ауттен
и Реджинальда Джеймса Пуатье. Он вырос в бедности и был сыном фермера,
а его отец также водил такси в Нассау. У Сидни было мало формального образования,
и в возрасте 15 лет его отправили в Майами, чтобы жить со своим братом,
чтобы предотвратить растущую тенденцию к правонарушениям. В США он испытал
расовую пропасть, разделяющую страну, что стало большим потрясением для
мальчика из общества, в котором большинство населения имеет африканское
происхождение. В 18 лет он поехал в Нью-Йорк, выполнял черную работу и
ночевал в туалете на автовокзале. За недолгим пребыванием в армии в качестве
рабочего в госпитале для ветеранов последовала более черная работа в Гарлеме.
Импульсивное прослушивание в Американском негритянском театре было отвергнуто
настолько решительно, что следующие шесть месяцев Пуатье посвятил преодолению
своего акцента и совершенствованию исполнительского мастерства. Со второй
попытки его приняли. Замеченный на репетиции агентом по кастингу, он получил
небольшую роль в бродвейской постановке «Лисистрата», за что получил хорошие
отзывы. К концу 1949 года ему пришлось выбирать между главными ролями
на сцене и предложением поработать у Дэррила Ф. Занука в фильме «Выхода
нет» (1950). Его роль врача, лечащего белого фанатика, привлекла к нему
большое внимание и привела к появлению новых ролей. Тем не менее, роли
все же были менее интересными и заметными, чем те роли, которые обычно
получали белые актеры. Но семь лет спустя, после отказа от нескольких
проектов, которые он считал унизительными, Пуатье получил ряд ролей, которые
вывели его в категорию, которую редко, если вообще когда-либо, достигал
афроамериканец того времени-в категорию исполнителей главных ролей. Один
из этих фильмов, «Скованные одной цепью» (1958), принес Пуатье первую
номинацию на премию «Оскар» как лучший актер. Пять лет спустя он получил
«Оскар» за фильм «Полевые лилии» (1963), став первым афроамериканцем,
получившим награду за главную роль. Он оставался активным на сцене и экране,
а также в растущем движении за гражданские права. Его роли в фильмах «Угадай,
кто придет на обед» (1967) и «Учителю, с любовью» (1967) стали вехами
в разрушении некоторых социальных барьеров между черными и белыми. Талант,
совесть, честность и присущая Пуатье привлекательность поставили его на
один уровень с белыми звездами того времени. В 1970-е годы он взял на
себя режиссуру и продюсирование, добившись успеха на обеих аренах.
Первый чернокожий актер, оставивший автограф, руки и следы на цементе
Китайского театра Граумана (23 июня 1967). Свободно говорит по-русски.
В 1960-х годах за многие из его фильмов ему платили так называемым «участием
в один доллар», что по сути означает, что он начинает получать часть доходов
от фильма с первого проданного билета. Был номинирован на бродвейскую
премию «Тони» 1960 года как лучший актер спектакль за «Изюминка на солнце»,
роль, которую он воссоздал в одноименной киноверсии 1961 года. Член совета
директоров The Walt Disney Company. Наряду с Гари Купером он является
наиболее представленным актером в списке 100 самых вдохновляющих фильмов
всех времен Американского института кино, в этом списке пять его фильмов.
В 1974 году он был удостоен почетного рыцарского звания Ордена Британской
Империи. Как почетный рыцарь он не имеет права называть себя или называться
«сэр Сидни Пуатье», но может использовать постномиалы (KBE или KBE). Назначен
послом Багамских островов в Японии (он родился в США, но является гражданином
Багамских островов). Выжил после рака простаты. Получил премию Гильдии
киноактеров за заслуги перед жанром. В 1963 году он стал первым чернокожим
мужчиной, получившим премию «Оскар» за лучшую мужскую роль Гомера Смита
в «Полевых лилиях» (1963). Первым чернокожим мужчиной, получившим премию
«Оскар», стал Джеймс Баскетт (хотя и почетную награду) за роль в «Песне
Юга» (1946). В ноябре 1943 года 16-летний Сидни Пуатье солгал о своем
возрасте и пошел в армию, так как был бездомным, и военные забрали его
с мороза. Он работал фельдшером в психиатрической больнице в Нью-Йорке.
Не любя армейскую жизнь, Пуатье попытался симулировать безумие, пытаясь
получить отставку. После того, как ему пригрозили шоковой терапией, он
признался, что солгал о своем возрасте. После нескольких недель назначенных
армией терапевтических сеансов он был уволен из армии. Когда он приехал
в Нью-Йорк с Карибских островов, чтобы стать актером, он поначалу настолько
обеднел, что ночевал на автовокзале. Чтобы получить свою первую роль в
фильме «Выхода нет» (1950), он солгал режиссеру Джозефу Л. Манкевичу и
сказал ему, что ему 27 лет, хотя на самом деле ему было всего 22 года.
Его роль в «Случае с Бедфордом» (1965) ознаменовала собой первый раз,
когда он сыграл роль, в которой раса его персонажа не имела значения.
Несмотря на то, что в один и тот же 1967 год он снялся в трех своих величайших
критических и коммерческих успехах («Угадай, кто придет к обеду», «Полуночная
жара» и «Учителю, с любовью»), Пуатье не был номинирован на премию «Оскар»
за лучшую мужскую роль в этом году. Одна из теорий состоит в том, что
голоса были разделены между всеми тремя выступлениями, и ни один титул
не получил достаточного количества бюллетеней для его номинации. Давние
друзья с коллегой-актером, певцом и активистом Гарри Белафонте. Они родились
с разницей в девять дней. Они встретились в Нью-Йорке в 20 лет, еще до
того, как оба начали заниматься шоу-бизнесом. Пытаясь петь с другими актерами
в театре Off-Broadway, он обнаружил, что у него нет слуха. Он был визуальным
источником вдохновения для оригинальных иллюстраций супергероя Зеленого
Фонаря/Джона Стюарта (созданных в 1971 году). Пуатье тогда было 44 года.
Стэнли Крамер предложил ему сыграть одну из главных ролей в фильме «Скованные
одной цепью» (1958), что сделало его крупной звездой, но признал, что,
если бы он не взял на себя роль Порги в «Порги и Бессе» (1959) для Сэмюэля
Голдвина, это могло бы убить его шансы получить роль в «Скованных одной
цепью» (1958), поскольку Голдвин имел такое большое влияние в Голливуде.
Будущая жена Джоанна Шимкус посоветовала ему снять свой первый фильм «Бак
и проповедник» (1972) после того, как он и первоначальный режиссер не
смогли прийти к согласию в творческом отношении. Его «Буйно помешанные»
(1980) был самым кассовым фильмом чернокожего режиссера до «Очень страшное
кино» (2000), снятого Киненом Айвори Уайансом почти 20 лет спустя. В начале
1980-х годов человек по имени Дэвид Хэмптон обманным путем проник в дома
нескольких богатых и известных жителей Нью-Йорка (включая декана Колумбийского
университета), ложно утверждая, что он сын Пуатье. Драматург Джон Гуаре,
очарованный тем, как эта история иллюстрирует волшебство, которое простое
упоминание имени Пуатье оказывает на людей его поколения (особенно белых),
основал свою пьесу «Шесть степеней отчуждения» на истории Хэмптона. По
пьесе был снят фильм «Шесть степеней отчуждения» (1993) с Уиллом Смитом
в роли персонажа по мотивам Хэмптона. Он снялся в семи фильмах, которые
были отобраны Библиотекой Конгресса для включения в Национальный реестр
фильмов как имеющие «культурное, историческое или эстетическое» значение.
Он работал посудомойщиком, когда решил пройти прослушивание в Американский
негритянский театр. Он так плохо читал, что один из режиссеров сказал:
«Почему бы тебе не бросить актерскую игру и не устроиться на работу мытьем
посуды или еще чем-нибудь». Пуатье сказал себе: «Откуда он узнал, что
я-посудомойщик». По состоянию на 2018 год снимался в четырех номинантах
на премию «Оскар» за лучший фильм. Когда Сидни получил свой «Оскар» за
лучшую мужскую роль за фильм «Полевые лилии» (1963), статуэтку ему подарила
Энн Бэнкрофт. Он был награжден звездой на Аллее славы в Голливуде 1 февраля
1994 года. Рассматривается на главную мужскую роль в фильме «Филин и кошечка»
(1970) вместе с Дайаной Сэндс, сыгравшей роль Дорис на Бродвее. Бывший
зять чемпиона мира по боксу в полутяжелом весе Арчи Мура. Умер в тот же
день (6 января 2022 года) в том же городе (Лос-Анджелес), что и Петр Богданович,
режиссировавший его в фильме «Учителю с любовью 2» (1996). На момент своей
смерти он был последним выжившим номинантом на премию «Оскар» как лучший
актер 1950-х годов и последним выжившим победителем 1960-х годов. Первоначально
отказался от главной роли в «Порги и Бесс», опасаясь, что это покажет
афроамериканцев в плохом свете.
Некоторые гонорары актера: «Угадай, кто придет на обед» (1967)-200 тысяч
долларов + % от прибыли, «Полуночная жара» (1967)-200 тысяч + 20 % от
прибыли, «Порги и Бесс» (1959)-75 тысяч, «Выхода нет» (1950)-3 тысячи.
Выборочная фильмография:
X