Актер родился 3 июня 1925 года в Нью-Йорке, США. Умер
29 сентября 2010 года в Хендерсоне, штат Невада, США, от остановки сердечно-легочной
деятельности. Имя при рождении Бернард Гершель Шварц. Рост 175 см. Шесть
раз был женат, имел шестерых детей. Первой женой была актриса Джанет Ли
(1951-62). Красавчик с густыми черными волосы и вьющимся чубом. Напевающий
голос.
Тони Кертис был старшим из троих детей Хелен Кляйн и Эмануэля Шварца,
еврейских иммигрантов из Венгрии. Сам Кертис признается, что, хотя у него
почти не было формального образования, он был учеником «школы тяжелых
ударов» и с юных лет усвоил, что единственный человек, который когда-либо
имел его спину-это он сам, поэтому он научился заботиться о себе и младшем
брате Джулиусе. Кертис вырос в бедности, так как его отец, Эмануэль, который
работал портным, нес полную ответственность за обеспечение всей своей
семьи на свой скудный доход. Это привело к постоянным ссорам между родителями
Кертиса из-за денег, и Кертис начал ходить в кино, чтобы ненадолго уйти
от постоянных забот о бедности и других семейных проблем. Финансовое напряжение,
связанное с воспитанием двух детей при скудном доходе, стало настолько
тяжелым, что в 1935 году родители Кертиса решили, что их дети будут жить
лучше под опекой государства, и на короткое время поместили Тони и его
брата в приют. В это одинокое время единственным компаньоном Кертиса был
его брат Джулиус, и они стали неразлучны, пока изо всех сил пытались привыкнуть
к этому новому образу жизни. Несколько недель спустя родители Кертиса
вернулись, чтобы вернуть себе опеку над Тони и его братом, но к тому времени
Кертис усвоил один из самых тяжелых уроков в жизни: единственный человек,
на которого вы можете рассчитывать-это вы сами. В 1938 году, незадолго
до бар-мицвы Тони, произошла трагедия: Тони потерял самого важного для
него человека, когда его брат Джулиус был сбит грузовиком и погиб. После
этой трагедии родители Кертиса пришли к убеждению, что формальное образование
было лучшим способом Тони избежать той жизни, в которой никогда не знаешь,
где придет твой следующий обед. Однако Тони отверг это предложение, потому
что он чувствовал, что изучение классической литературы и алгебры не продвинет
его в жизни так сильно, как реальный практический жизненный опыт. Ему
предстояло обрести этот реальный жизненный опыт несколько лет спустя,
когда он поступил на военную службу в 1942 году. Тони потратил более двух
лет на получение этого жизненного опыта, работая в качестве члена экипажа
на подводном тендере USS Proteus (AS- 19). В 1945 году Кертис был с честью
уволен из военно-морского флота, и когда он понял, что закон о военнослужащих
позволит ему поступить в актерскую школу, не платя за нее, он теперь увидел,
что его несбыточная мечта стать актером действительно может быть достижима.
Кертис прошел прослушивание в Нью-Йоркскую драматическую мастерскую, и
после того, как его приняли на основании его пьесы для прослушивания (сцена
из пантомимы «Доктор Джекилл и мистер Хайд»), Кертис поступил в начале
1947 года. Затем он начал платить свои взносы, появившись во множестве
постановок, включая «Двенадцатую ночь» и «Золотой мальчик». Затем он связался
с небольшим театральным агентом по имени Джойс Селцник, которая была племянницей
кинопродюсера Дэвида О. Селцника. Увидев его потенциал, Селцник организовала
для Кертиса интервью Дэвиду Селцнику в Universal Studios, где Кертису
предложили семилетний контракт. Сменив свое имя на то, что он считал элегантным
и загадочным прозвищем-Тони Кертис (в честь романа «Антони-неудачник»
(1936) Херви Аллена и его двоюродного брата по имени Януш Кертис) наш
герой начал делать себе имя, играя небольшие, необычные роли в малобюджетных
постановках. Его первым заметным выступлением стала двухминутная роль
в фильме-нуар «Крест-накрест» (1949) с Бертом Ланкастером, в которой он
вызывает зависть у Ланкастера, танцуя с Ивонной Де Карло. Эта необычная
роль привела к тому, что в течение следующих нескольких лет Кертис стал
типичным тяжеловесом, например, играя члена банды в «Городе за рекой»
(1949). Кертис продолжал наращивать популярность в шоу, соглашаясь на
любую оплачиваемую работу, и в течение следующих нескольких лет играл
ряд эпизодических ролей. Лишь в конце 1949 года он наконец получил шанс
продемонстрировать свое актерское чутье, когда ему была предложена важная
роль в боевике-вестерне «Сьерра» (1950). Благодаря своей игре в этом фильме
Кертис наконец получил роль в высокобюджетном фильме «Винчестер73» (1950).
Хотя он появляется в этом фильме лишь ненадолго, для него это был шанс
сыграть вместе с легендой Голливуда Джеймсом Стюартом. По мере развития
своей карьеры Кертис хотел сниматься в фильмах, которые имели социальное
значение, бросали вызов зрителям, поэтому он начал сниматься в таких фильмах,
как «Спартак» (1960) и «Скованные одной цепью» (1958). Ему посоветовали
не появляться в роли подчиненного помощника в «Спартаке» (1960), играя
вторую скрипку после не менее знаменитого Кирка Дугласа. Однако Кертис
не видел в этом проблем, потому что недавно они вместе сыграли главные
роли в фильме «Викинги» (1958). Он был воинственным анти-табачником, сам
был заядлым курильщиком около 30 лет. И Майкл Кейн, и Роджер Мур выразили
благодарность Кертису за то, что он помог им бросить курить сигареты в
начале 1970-х годов, но не сигары. Нарушил голливудское табу в 1950-х
годах, настояв на том, чтобы афроамериканский актер Сидни Пуатье сыграл
рядом с ним главную роль в фильме «Скованные одной цепью» (1958). С крыши
своей подводной лодки в Токийском заливе, используя бинокль, он смог стать
свидетелем капитуляции Японии на палубе военного корабля США «Миссури»,
находившейся примерно в миле от него. Он считал этот опыт одним из самых
ярких в своей жизни. Утверждал, что у него, вероятно, была сексуальная
зависимость. Среди его женских завоеваний, которыми он хвастался в своих
мемуарах 2008 года, была Мэрилин Монро, еще не ставшая звездой, которая
во время их подросткового романа была очень молодой рыжеволосой с хвостиком.
Отец Джеми Ли Кертис (с Джанет Ли). В свои 80 лет он большую часть времени
посвящал рисованию. Некоторые из его работ являютсяч астью постоянной
коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке. Он был похоронен вместе
с некоторыми из своих любимых вещей-шляпой Stetson, шарфом Armani, водительскими
перчатками, iPhone и копией его любимого романа «Антони-неудачник», книги,
которая вдохновила его на сценический псевдоним. Элвис Пресли скопировал
его прическу «утиный хвост», увидев ее на экране. Его любимой кинозвездой
был Кэри Грант. Излечился от кокаиновой зависимости в 1980-х годах. В
14 лет он был сопрано в хоре. Познакомился с Джулией Адамс и Пайпер Лори,
когда у всех троих был контракт с Universal в 1949 году. Он сыграл литературную
эпизодическую роль в дебютном романтическом комедийном романе Мэтта Уаймана
«Человек или мышь», в котором главный герой Рен пишет Кертису по электронной
почте о своих проблемах в личной жизни и, наконец, ненадолго встречается
с ним. В интервью Hollywood Reporter в 2020 году Ким Новак заявила, что
проснулась без одежды после того, как Кертис якобы подлил ей напиток на
вечеринке. Он и Джилл планировали переехать в приют для лошадей Шайло,
который они основали недалеко от Сэнди-Вэлли, но проблемы со здоровьем
Тони помешали этому. Начал носить парик для макушки, когда ему было за
40, а затем, в конце концов, и полный парик. «Зеркало треснуло» (1980)-один
из немногих фильмов, в которых он не носит парик. Первоначально рассматривалась
на одну из главных ролей в фильме «Леди Л» (1965). Служа вместе с Ларри
Сторчем из «Отряда Ф» (1965) в ВМС США в 1942-45 годах на борту тендера
подводных лодок, он стал свидетелем капитуляции Японии в Токийском заливе
с выгодной позиции в 300 ярдах от него. Его и Сторча связывала дружба
на протяжении всей жизни. Они вместе появились в фильме «Большие гонки»
(1965). Сторч также снялся в роли его соседа по комнате в фильме «Сорок
фунтов неприятностей» (1962). Его шестая жена, Джилл (с 1998 года), которая
была на 46 лет моложе его, управляет приютом для диких лошадей. Тони нравилось
играть на флейте для удовольствия и расслабления. Он был очень опытным
игроком. Он лишил наследства всех своих детей по своему завещанию и оставил
большую часть своего состояния своей жене Джилл Ванденберг Кертис. Как
и многие до и после, он сменил имя-с Бернарда Шварца-отчасти в ответ на
антисемитизм, который был распространен в стране и в Голливуде, когда
он только начинал. Снялся в пяти фильмах, которые были включены в Национальный
реестр фильмов Библиотекой Конгресса как имеющие «культурное, историческое
или эстетическое» значение: «Винчестер 73» (1950), «Сладкий запах успеха»
(1957), «В джазе только девушки» (1959), «Спартак» (1960) и «Ребенок Розмари»
(1968). Признался, что он был в значительной степени разлучен со всеми
шестью своими детьми, включая Джеми Ли Кертис. Согласно его автобиографии,
он очень желал получить главную мужскую роль Поля Варжака в фильме «Завтрак
у Тиффани» (1961). Режиссер Блейк Эдвардс рассматривал эту идею, но роль
в итоге досталась Джорджу Пеппарду. Утверждал, что его мать, страдающая
шизофренией, подвергалась физическому насилию, а отец был бесстрастным.
Чуть не умер в больнице от пневмонии на Рождество 2006 года. Страдал страхом
полета. Присоединился к Тихоокеанским подводным силам во время Второй
мировой войны после просмотра своей любимой кинозвезды Кэри Гранта в «Пункте
назначения-Токио» (1943). Позже Кертис объединился с Грантом, чтобы сыграть
морских офицеров, служивших вместе на подводной лодке времен Второй мировой
войны в «Операции Нижняя юбка» (1959). Тони очень нравилось рисовать.
В конце 2005 года Музей современного искусства Нью-Йорка приобрел одно
из его полотен для своей постоянной коллекции. Прожил свою жизнь в Хендерсоне,
штат Невада, где ему принадлежал обширный дом, расположенный вдоль поля
для гольфа Revere с видом на горизонт Лас-Вегаса. Его брат Джулиус погиб
после того, как его сбил грузовик (1938). В своей автобиографии 2008 года
«Американский принц: Мемуары» он обвинил многих людей, с которыми работал,
в антисемитских взглядах. Снимался в туристической рекламе своей прародины
Венгрии. Отец Николаса Кертиса и Бенджамина Кертиса (с Лесли Кертис).
Николас умер от припадков 2 июля 1994 года из-за передозировки героина.
В последние годы страдал ХОБЛ (хронической обструктивной болезнью легких).
Появилась в мюзикле «Сахар» по мотивам произведения Билли Уайлдера «В
джазе только девушки» (1959). Он появился в роли миллионера Осгуда Филдинга
III, персонажа, которого в фильме сыграл Джо Э. Браун. В апреле 1994 года
ему сделали операцию по шунтированию сердца. Прошел 3 года лечения в клинике
Бетти Форд от алкоголизма и наркотиков. Был либеральным демократом и до
своей смерти присутствовал на нескольких национальных съездах Демократической
партии. Он даже был частым гостем Белого дома во времена администраций
Линдона Б. Джонсона и Джона Ф. Кеннеди. Он родился в семье Эмануэля Шварца,
венгерского портного, эмигрировавшего в Соединенные Штаты, и его жены
Хелен. Он вырос с двумя братьями, Джулиусом и Робертом. Получил роль в
«Больших гонках» (1965), когда Чарльтону Хестону пришлось отказаться от
нее из-за задержек производства фильма «Муки и радости» (1965). Заявил,
что «Ганга Дин» (1939)-его любимый фильм. Хотя он играл сына Эрнеста Борнайна
в «Викингах» (1958), в реальной жизни он был всего на восемь лет моложе
его. Начал новую карьеру художника и в середине 1987 года провел свою
первую персональную выставку на Гавайях.
Некоторые гонорары актера: «Человек-лобстер с Марса» (1989)-100 тысяч
долларов, «Негр-коммандо» (1982) и «Казанова и компания» (1977)-по 300
тысяч долларов, «Скандальные медведи едут в Японию» (1978) и «Секстет»
(1978)-по 150 тысяч, «Бостонский душитель» (1968)-30 тысяч в неделю, «Большие
гонки» (1965)-125 тысяч, «Секс и незамужняя девушка» (1964)-400 тысяч,
«Операция Нижняя юбка» (1959)-700 тысяч, «Викинги» (1958)-25 тысяч в неделю,
«Трапеция» (1956)-150 тысяч, «Запрещено» (1953), «Все американцы» (1953)
и «Гудини» (1953)-по 1500 долларов в неделю, «Плоть и ярость» (1952)-700
в неделю, «Канзасские рейдеры» (1950) и «Винчестер 73» (1950)-по 225 долларов
в неделю.
Выборочная фильмография:
X