Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Ветеран Второй мировой войны Питер Кабан незаконно обвинен
в преступлении, которое он не совершал, и объявлен персоной нон-грата
в США. Питер незаконно пробирается в родную страну в поисках солдата американской
армии Тома, который может доказать его невиновность. У нашего героя есть
ровно сутки, чтобы достичь цели, иначе он навсегда потеряет американское
гражданство...
Раритетный фильм. На международном кинофестивале в Локарно картина получила
специальный приз.
Витторио Гассман-итальянская знаменитость «номер первый» во всех смыслах.
Он и Гамлет на сцене, и комик в итальянских фильмах, и «латинский любовник»
в фильмах американских, и сатирик на телевидении, и декламатор философских
стихов современных поэтов на долгоиграющих пластинках, и участник конференций,
митингов и манифестаций по разным поводам, включая борьбу за отмену цензуры
и выборы «королевы красоты», он еще и организатор театров и театрализованных
программ, режиссер, продюсер, директор, администратор, автор полемических
статей, персонаж светской хроники, красавец с фотооткрыток. Он-везде,
и везде с успехом, а если не с успехом, то с шумом. Он-«матадор». Так
называлась специальная рубрика итальянского телевидения. Матадор-это герой
дня, победитель на шумном и пышном ристалище, переживающий свои лучшие
минуты не в старомодном одиночестве, а на глазах тысяч-или миллионов.
Бой быков-это опасность, кровь, смерть, но это и игра, спектакль, лицедейство.
И если это политика, то когда-то там она кончится, войной или миром-а
пока что это выборы, интервью в международных аэропортах. А если это искусство,
то где-то там, в конце концов, маячат духовные глубины и эстетические
высоты-а пока что это гала-премьеры, нарядная публика на модных фестивалях,
глянцевые обложки иллюстрированных еженедельников. Иллюзорная жизнь, которая
имеет все признаки реальной, но гораздо наряднее. Это стихия Витторио
Гассмана и питательная среда его таланта. В телевизионных передачах «Матадор»
он поэтому был истинным героем, и финал этой антрепризы был тоже героический:
Гассману запретили сыграть скетч, высмеивающий политического «матадора»
Акилле Лауро-мэра Неаполя, богатейшего судовладельца, депутата парламента
и лидера монархической партии. Запрет вызвал скандал. Скандал был эффектный.
Гассман заявил, что ноги его больше не будет на телевидении подумал и
добавил: по крайней мере, в ближайшие два года. Ближайшие два года Гассман
посвятил организации нового театра. Среди многочисленных «специальностей»
Гассмана главная-театральный актер. На первый взгляд он этой специальностью
пренебрегает. А на самом деле остается театральным актером повсюду-даже
в своей общественной деятельности. И уж тем более-в кино. Поэтому следует
остановиться на театральной работе «национального Витторио», как называет
его пресса (подобно тому как Джина Лоллобриджида-просто «национальная
Джина», София Лорен-«национальная София», Альберто Сорди-«национальный
холостяк», а, скажем, Витторио Де Сика, при всей своей популярности, именуется
все-таки по фамилии, так что это «национальное» панибратство указывает
не только на всеобщую известность, но и на общепризнанную
«сенсационность» данного персонажа). Витторио Гассман родился 1 сентября
1922 года в Генуе. Окончил Академию драматического искусства, основанную
в Риме известным критиком и театральным деятелем Сильвио Д'Амико. Именно
здесь он сформировался как актер романтического стиля и здесь же усвоил
современный прогрессивный взгляд на «импеньо» (служение, общественную
задачу) актера в мире социальных противоречий и борющихся идей-и увлекся
всем этим в полную меру своего пылкого, искреннего и несколько поверхностного
темперамента. В дальнейшем Гассман так же искренне и с такой же опасной
легкостью усваивал и другие идеи, и если он сегодня, безусловно, «левый»,
то это та левизна и прогрессивность, которая не мешает коммерческому успеху,
скорее, даже помогает ему. Но мы еще не сказали о театре. Две роли знаменательно
определили облик Гассмана как драматического актера: «Кин, или Гений и
беспутство» Александра Дюма и «Гамлет» Шекспира. В послевоенной Италии
оказалось вакантным место первого трагика, и Гассман занял его без боя.
«Кина» он позже сам экранизировал, дебютировав как кинорежиссер в этом
цветном, панорамном и уже забытом фильме. А Гамлета сыграл в организованной
им труппе с пышным названием «Театр итальянского искусства». Вторым организатором
и режиссером театра был Луиджи Скуарцина (постановщик, в частности, и
спектакля «Гамлет»), и общение с этим мастером благотворно повлияло на
Гассмана. Он не стал менее предприимчивым, но включил в сферу своей предприимчивости
более актуальные творческие проблемы.
После скандала с «Матадором» Гассман приступает к грандиозному предприятию-организует
Театро пополаре итальяно (Итальянский народный театр). Театр был задуман
как передвижной, с собственным переносным залом-шапито, «чтобы принести
настоящее искусство туда, где обычно его не видят». Гассман поставил и
сыграл здесь романтическую трагедию итальянского классика Алессандро Мандзони
«Адельки» и, как всегда, имел огромный успех. Только с поездкой по дальним
окраинам дело не вышло: дорогостоящий театр-шапито был сооружен со слишком
большим размахом, его трудно было собирать и разбирать. Так что маршруты
«мобильного театра» Гассмана мало чем отличались от обычных дорог всех
бродячих трупп. Ныне он не без выгоды продал свой шапито в Египет. Следующий
успех: «Царь Эдип» Софокла. Потом провал: «Марсианин в Риме»-политическая
сатира Эннио Флайано, где Гассман играл марсианина, чистого и простодушного,
как вольтеровский Кандид. Провал этот позволил Гассману продемонстрировать
свое дарование публициста и полемиста: он бросился в бой против всех критиков
своего спектакля, не оставив без ответа ни один отрицательный отзыв. Гассман
вообще все умеет объяснить. Однажды журнал «Вие нуове» опубликовал письмо
читателя, который спрашивал: как это такой большой и серьезный актер Гассман
может опускаться до фотороманов-«фуметти». Гассман ответил читателю, что
это дело не хуже любого другого. «Если я несу в себе искусство-я принесу
его и в фото-роман. Для пошлых сюжетов я не позировал, а бывают сюжеты
и не пошлые. Тем более что «фуметти»-духовная пища миллионов, которые
не доросли еще до более серьезных вещей. Надо же и о них подумать». В
1961 году Италия отмечала 25-летие со дня смерти крупнейшего итальянского
драматурга Луиджи Пиранделло. В своем Театро пополаре Гассман поставил
одну из лучших и труднейших пьес Пиранделло «Сегодня мы импровизируем».
В порядке предусмотренной автором «импровизации» он осовременил пьесу
так, как если бы это была пародия на Пиранделло, да и сам Гассман заявил,
что его цель-произвести скандал «среди всей этой юбилейной риторики».
А так как сама пьеса намного интереснее такого замысла, то критики осудили
спектакль почти единодушно. «Унита» писала: «Гассман манипулирует пьесой
без всякой цели». Публике, однако, спектакль понравился. Гассман ввел
в него «дискуссию режиссеров», представив в ряде карикатур Л. Висконти,
Ж.-Л. Барро, Орсона Уэллеса и других. Шуму было много. С тех пор Гассман
больших театральных начинаний не предпринимал, продолжая лишь время от
времени выступать со спектаклем-концертом «Игра героев». Театро пополаре
итальяно еще существует, но лишь тогда, когда Гассман о нем вспоминает,
то есть, собрав труппу для нескольких гастрольных выступлений, он присваивает
ей на месяц-другой имя ТПИ. Случается это не часто, потому что основное
для Гассмана сейчас-съемки в кино. Гассмана всегда охотно снимали в кино.
Он «смотрится» в самых разнообразных ролях, в том числе и никчемных. Начиная
с 1947 года Гассман снимался более сорока раз и в Италии и за границей.
Бывало, что очередной фильм с его участием начинали крутить прежде, чем
предыдущий сошел с экрана, и актер переходил в новую картину, так сказать,
«не стирая грима», поскольку менялось название фильма, но не менялся персонаж:
роковой соблазнитель и сердцеед или соблазнитель и сердцеед не роковой,
а легкомысленный-весельчак, шалопай. Джузеппе Де Сантис поручил Гассману
в «Горьком рисе» первую серьезную роль: это был вор и убийца, не отказывающийся
также воспользоваться и каторжным трудом сборщиц риса. Де Сантис показал
зрителям и Гассману, на что бывают способны те самые красавчики-сердцееды,
которых он обычно играет. Фильм имел художественный и коммерческий успех,
но про Гассмана критики писали, что он «не на месте». Ибо место его было,
по общему мнению, там, где им можно было любоваться. И Гассман не стал
спорить. Он снимается там, куда его зовут: у Альберто Латтуады в «Анне»,
у Марио Солдати в «Знаке Зорро», в нескольких схожих фильмах в Соединенных
Штатах. К советским кинозрителям он «попал из Америки», причем не с лучшими
своими работами: сначала нам показали его в «Рапсодии» Чарльза Видора
как партнера Элизабет Тейлор, потом-в «Войне и мире» Кинга Видора в роли
Анатоля Курагина. Первая роль дает представление о том, как используют
Гассмана в Голливуде, вторая-как работа в Голливуде лишает актера творческого
воображения и даже простого любопытства. Как-никак Курагин-толстовский
персонаж, он не только участвует в развитии сюжета, но и представляет
собой типичный (не только для изображаемой эпохи) характер. И это можно
передать актерски даже в рамках кинематографической адаптации. По-видимому,
Гассману это просто не пришло в голову; он и тут плыл по течению. А между
тем-он мастер. В 1959 году Дино Ризи ставит с его участием картину «Матадор»
(после которой это слово и стало ассоциироваться с Гассманом)-и здесь
актер создал, наконец, образ, не только достойный его прежних театральных
работ, но и открывший для него новые перспективы в кино и вообще в творчестве.
Он показал «среднего» итальянца в неравной схватке с трудностями жизни.
Фигура была комичная и патетическая. В этой роли как будто соединилось
все, что нужно Гассману и зрителям: «хлеб» (точные жизненные наблюдения,
правда бытовых зарисовок), «любовь» («утепление» чувств, специальная кинематографическая
«человечность», позволяющая все понять, все простить и уйти из кинозала
с доброй улыбкой, приятным ощущением растроганности и спокойной душой)
и «фантазия» (увлекательные темы, остроумная разработка выигрышных ситуаций,
«игра» в самом общем смысле слова, отличная, высокопрофессиональная игра
актера с таким реквизитом, как жизненное правдоподобие, социальные проблемы,
национальный характер). Читатель легко поймет, о чем идет речь, если вспомнит
шедшие у нас фильмы «Полицейские и воры» Стено и Моничелли. «Все по домам»
Коменчини, «Трудная жизнь» («Журналист из Рима») Ризи и сравнит их с фильмами,
показанными ранее-с «Похитителями велосипедов» Де Сика или с «Дорогой
надежды» Джерми. О картинах типа «Полицейские и воры» не скажешь, что
они неправдивы, но это такая правда, которая не портит нервы и на которую
приятно смотреть. Когда пришла пора таких фильмов-пришло и время Витторио
Гассмана. Красавчики его ранних фильмов вовсе не выражают художественных
стремлений актера. Конечно же, Гассман хочет быть правдивым, резким, современным.
Но ему нужно нравиться. Не внешностью и не «благородством поступков»,
а своей игрой. И его правдивость, и его резкость, и его современность-все
должно быть замечено, иначе ему будет просто неинтересно. Демонстративность-вот
что лежит в основе его таланта. Витторио Гассман-прогрессивный человек
и в искусстве и в общественной жизни, и роли, в которых оказалось возможным
быть ярким, нравящимся и прогрессивным одновременно-эти роли вывели Гассмана
в число лучших современных киноактеров. Такую оценку он получил повсюду,
где шли «Поход на Рим» Луиджи Коменчини, «Обгон» Дино Ризи и его же «Чудовища».
Роли эти разные, но в каждой из них восхищают острая характерность, мастерский
рисунок образа, великолепная пластика, обаятельный артистизм. Лучший итальянский
Гамлет-Гассман оказался и одним из лучших комедийных актеров; он играет
и бытовую комедию, и сатиру, и фарс, он бывает гротескным и эксцентричным,
но всегда его игра очень естественна, понятна самому неискушенному зрителю,
словом, всегда правдива. Роль, сыгранная Гассманом в фильме Коменчини
о знаменитом «походе на Рим», с которого начинается история «славного
двадцатилетия» диктатуры Муссолини, приобрела значение анти-фашистской
сатиры. Годами итальянцев заставляли зубрить в школах высокопарные описания
«незабываемого события»; еще и теперь находятся люди (и политические группировки),
прославляющие это «великое прошлое». Фильм с участием Гассмана дает свою,
издевательскую интерпретацию пропагандистского мифа. Картина показывает,
что многократно воспетая «идейность» участников «похода» была чистой липой,
в ней выве-дены в качестве героев лицемеры, трусы и подлецы. Молодой фашист,
которого с чрезвычайной серьезностью играет Гассман-не лицемер и не подлец,
а то, что у нас называется «придурок». Все идут, идет и он. Но в то время
как ноги его шагают к Риму, душа рвется домой, подальше от этих чудных
людей, одетых в черные рубашки и непрерывно что-то вопящих. Страшно то,
что и такие придурки дошли до Рима и сами научились произносить фашистские
лозунги. В сатирической пьесе Федерико Дзарди «Тромбоны» Гассман играл
когда-то сразу несколько ролей-играл в нарочитой балаганно-ярмарочной
манере. Пьеса, спектакль и Гассман имели тогда огромный успех. Дино Ризи
предложил Гассману повторить этот опыт в кино в компании с замечательным
комиком Уго Тоньяцци. В фильме «Чудовища» он создал каскад пародийных,
сатирических и гротескных фигур, в том числе самого себя в своих прежних
ролях слащавых любовников, а также беззубого полицейского, врача-шарлатана
и литературную даму, от которой зависит присуждение каких-то премий. Наконец,
в «Обгоне» Гассман сыграл типичного римского гуляку, нахального и обаятельного,
пылкого и вульгарного-молодое здоровое животное, которому всяк злак на
пользу. Сыграл с непередаваемым блеском, с абсолютной «узнаваемостью».
После «Обгона» его популярность возросла невероятно -и персонаж Гассмана
«пошел в серию». Об этом уже не раз писали в итальянской прессе (как писали
и о том, что нынешние киногерои Гассмана разговаривают языком, настолько
характерным для римской улицы, что хоть уши затыкай). Но никто не обращает
упреков к самому актеру, винят Дино Ризи и вообще кинематографическую
машину. Во всем облике этого актера много от театрального Кина, но еще
больше-от атмосферы современного «итальянского бума», что удачно выразил
итальянский журналист Винченцо Таларико, написав: «Он человек наших дней,
он владеет ключами к успеху. Будучи великим актером, Гассман сверх того
великий импрессарио и удивительный пресс-агент самого себя. В культе его
личности среди тысяч и тысяч поклонников все имеет значение-и его браки
с сопутствующими им пресс-конференциями и романтические биографии в еженедельниках.
Это Кин-матадор нашего времени. Романтизм со счетом в банке, анти-конформизм
наверняка. Кин-или Гений и благоразумие».
Витторио Гассман-действительно большой талант. И он действительно стремится
воплотить передовые идеи нашего времени, как он их понимает. И он искренне
хочет служить своим искусством обществу. Его шумливость и демонстративность
бывают смешны, но не бывают фальшивы. Он всегда, во всех образах, созданных
им. вызывает симпатию, и он ее заслуживает-этот «национальный Витторио»
итальянцев.