Конец
викторианской эры. Романист Стивен Берн живет на вилле рококо, расположенной
у берега заболоченной реки, постоянно выбрасывающей течением на берег
всевозможные почерневшие обломки кораблей, что очень беспокоит соседку
Стивена миссис Эмброуз. Рукописи Стивена часто возвращаются от издателей,
и писатель скрывает разочарование за слегка рассеянным обаянием и наигранно-непринужденной
элегантностью. Однажды вечером, когда его жена Марджори уходит в гости
к друзьям, Стивен разрешает молодой служанке Эмили воспользоваться хозяйской
ванной. Увидев в темноте, как Эмили спускается по внутренней лестнице
с голыми ногами, Стивен чувствует неистовое влечение. Он хочет поцеловать
ее. Эмили начинает кричать, и Стивен безотчетно стискивает ей горло, чтобы
соседка не услышала крики. Наконец, Эмили замолкает, и Стивен успокаивается.
Он даже не осознал, что за эти несколько секунд убил девушку. Приходит
брат Стивена колченогий Джон и сразу же понимает, что натворил Стивен.
С самого детства Джон часто прикрывал шалости брата, а потом даже пожертвовал
ему часть наследства, чтобы тот мог писать. Однако на сей раз, учитывая
серьезность ситуации, он твердо намерен заявить в полицию. И все же Стивен
мольбами и умелой ложью вынуждает Джона снова помочь ему. Братья кладут
тело в сумку, грузят в лодку и сбрасывают в воду на середине реки. На
вечеринке у соседей Стивен приглашает всех танцевать, намеренно веселясь
напоказ, пока его брат мрачно стоит в отдалении. Как подмечает жена, Стивен,
похоже, доволен исчезновением Эмили, о котором судачит вся округа. Он
даже отправляет собственную фотографию в газету, для заметки о пропавшей
девушке. Максимально использовав возможность для саморекламы, он устраивает
встречу с читателями и подписывает желающим свой свежий роман. Он начал
работу над новой книгой под названием «Река», где решил писать только
о том, что пережил лично, поскольку пришел к выводу, что лишь так можно
отточить мастерство. Соседка Стивена миссис Эмброуз показывает ему сумку,
плывущую по реке. Ночью Стивен безуспешно пытается достать сумку, где
находится труп. Он рассказывает о неудаче брату, который в тот день поссорился
из-за Эмили со своей старшей горничной, после чего горничная ушла из дома.
Сумка принадлежит Джону, и на ней написано его имя. Наконец, сумка найдена
вместе с содержимым, и полицейский инспектор Сартен расспрашивает о ней
Стивена. На публичных слушаниях свидетельские показания отправляют на
скамью подсудимых Джона. Стивен говорит жене, что верит в виновность Джона
и добавляет, что Джон влюблен в нее. Супруги оскорбляют друг друга. Марджори
находит Джона и пытается отговорить его от самоубийства. Она рассказывает
мужу о том, как Джону тяжело. Тогда Стивен спешно, никем не замеченный,
пробирается в квартиру брата и оставляет там сережки, которые Эмили якобы
украла у Марджори. Затем он встречает брата на пристани. Джон говорит
Стивену, что у него нет ни малейшего желания расставаться с жизнью, поскольку
это означало бы признать свою вину. Он наоборот решил обо всем рассказать
полиции, в том числе-и о своем соучастии. Стивен оглушает его и толкает
в воду. Затем возвращается к жене, которая прочитала его рукопись и пришла
к выводу, что он и есть убийца. Он пытается ее задушить, но тут появляется
Джон, весь мокрый и похожий на призрак. Стивен в растерянности бежит по
коридору, цепляется за штору, путается в ней и погибает, выпав из окна
второго этажа…
Этот скромный фильм с маленьким бюджетом долгое время оставался незамеченным.
Фильм, известный среди киноманов и запоздало (в 1979 году) показанный
по телевидению, открывает последний период американского творчества Фрица
Ланга, когда режиссер достигает вершин таланта, продолжая систематично
исследовать возможности кинематографа и делать новые шаги. Этим фильмом
и предыдущим («Секрет
за дверью», 1948) Ланг как будто в последний раз совершает качественный
скачок в границах своего мира. Но насколько богат и изобилен был сюжет
«Секрета за дверью», настолько же беден и замкнут сюжет этого фильма,
что еще больше подчеркивает рост качества на уровне стиля. Сложно сказать,
насколько индивидуальны эти изменения и в какой степени оказала на них
влияние эра Вэла Льютона-Жака
Турнера-Марка Робсона.
Факт заключается в том, что фильм движется в сторону интимизма, чтобы
как можно ближе подобраться к подлинной сути измученной души, в данном
случае отрицательной и очень зловредной. Нет никаких сомнений, что Стивен
Берн со своей мелкобуржуазной учтивостью принадлежит к той же породе,
что и центральный персонаж фильма «М» (1931):
в нем содержится та же доза извращенности, паранойи, мании величия, неуправляемой
жестокости-достаточная, чтобы породить на свет чудовище. Ординарность
«самого обычного человека», которой Ланг в очередной раз подтверждает
свою веру в виновность каждого, делает этот персонаж еще интереснее. По
своему обыкновению мастерски выстраивая декорации и освещение, Ланг использует
клаустрофобический и онейрический (близкий к кошмару) аспект этих трех
элементов, чтобы заставить Берна раскрыть все самое сокровенное в себе.
Ключевые, повторяющиеся образы (ванна, из которой вытекает вода; серебристая
рыба, выпрыгивающая из реки) умело вплетаются в реалистичную ткань повествования
и сознательно стремятся материализовать его неосознанные стремления и
навязчивые идеи. Начальные эпизоды основаны на эротическом позыве, толкающем
Стивена Берна к служанке, и напоминают, что из всех великих режиссеров
Ланг был тем, в чьем творчестве эротика (присутствующая постоянно, но
скрыто) играла самую важную роль. Опираясь только на один этот аспект,
можно проследить эволюцию его фильмов и режиссерского стиля. В последний
период творчества Ланга речь идет о подавленном эротизме, патологическом
порыве, который почти необратимо перерастает в убийство. На первых двух
стадиях эротизма-воображения (Стивен смотрит на освещенное окно второго
этажа, затем слушает шум воды в трубах) и созерцания издалека (Стивен
смотрит, как Эмили спускается по лестнице)-зреют силы, которые затем взорвутся
и породят опустошительные и разрушительные вспышки насилия. Впрочем, следующий
фильм Ланга «Ранчо с дурной славой» (1950) сразу начнется с изнасилования
и убийства. Прежде чем пригласить Дороти Паркер на роль Эмили, Ланг хотел
нанять чернокожую актрису, но продюсеры выступили против.