Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Рассказ о жизни и творчестве австрийского художника Густава
Климта, основоположника модерна в австрийской живописи. Климт родился
в 19 веке, когда в живописи и оформлении была сильна академическая традиция.
В 1897 он стал одним из основателей независимого от Академии художеств
отделения, в 1903 году создал «Венские мастерские», которые внесли заметный
вклад в развитие австрийского художественного искусства. Прекрасный портретист,
мастер орнаментально-красочных пейзажей, декоративных работ, Климт всегда
был художником-новатором. Путь к успеху был трудным, цикл аллегорических
панно Климта для университета был не понят и со скандалом отвергнут заказчиком.
Символические картины, проникнутые драматическим эротизмом, вызывали шок
у зрителя…
Густав Климт (1862-1918)-широко известный австрийский художник, основоположник
модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское
тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм. Густав Климт
родился в венском предместье Баумгартен в семье художника-гравера и ювелира
Эрнеста Климта, был вторым из семи детей. Отец Климта был выходцем из
Богемии и гравером по золоту. Мать, Анна Климт, пыталась, но не смогла
стать музыкантом. Большую часть своего детства Климт провел в бедности,
так как экономическая ситуация в стране была тяжелой, и его родители не
имели постоянной работы. Все трое сыновей Эрнеста Климта стали художниками.
Первое время Густав учился рисовать у отца, а затем с 1876 года-в венском
художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности,
в которое в 1877 году поступил и его брат Эрнст. Густав Климт обучался
там до 1883 года и специализировался на архитектурной живописи. Образцом
для него в этот период был художник исторического жанра Ганс Макарт. В
отличие от многих других молодых художников, Климт согласился с принципами
консервативного академического образования. С 1880 года Густав, его брат
Эрнст и их друг художник Франц Мач работали вместе, украшая фресками театры
в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах. В 1885 году они работали над оформлением
венского здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. В 1888
году Климт получил награду от императора Франца Иосифа «Золотой крест»
за заслуги в искусстве. Он стал также почетным членом Мюнхенского и Венского
университетов. В 1892 году отец и брат Эрнст умерли, и на Густава легла
финансовая ответственность за семью. Кроме того, эти события наложили
отпечаток на его художественные взгляды, и в скором времени он начал развивать
глубоко индивидуальный стиль. В начале 90-х годов девятнадцатого века
художник встретил Эмилию Флеге, которая, несмотря на его отношения с другими
женщинами, оставалась его спутницей до конца дней. Климт в 1897 году стал
одним из основателей и президентом Венского сецессиона и журнала «Ver
Sacrum», издаваемого группой. Он оставался в группе до 1908 года. Изначально
целями сецессиона были устройство выставок для молодых художников, пишущих
в необычном стиле, привлечение лучших работ зарубежных художников в Вену,
и популяризация работ членов группы путем издания журнала. У группы не
было манифеста, и она не пыталась выработать единый стиль: в ней сосуществовали
натуралисты, реалисты и символисты. Правительство поддержало их усилия
и сдало им в аренду участок городской земли для постройки выставочного
зала. Символом группы была Афина Паллада, символ правосудия, мудрости
и искусства. С начала 90-х годов Климт ежегодно отдыхал вместе с семьей
Флеге на озере Аттерзе и написал там множество пейзажей. Пейзажный жанр
был единственной нефигуративной живописью, интересовавшей Климта. В 1894
году Климт получил заказ на создание трех картин для украшения потолка
большого актового зала главного здания Венского университета. Аллегорические
картины «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» были закончены к 1900
году. Их резко критиковали за тематику, которую называли порнографической.
Климт преобразил традиционные аллегории и символы в новый язык, с большим
ударением на эротику, и потому более раздражающий консервативных зрителей.
Недовольство высказывали все круги-политические, эстетические и религиозные.
В результате картины не были выставлены в главном здании университета.
Это был последний публичный заказ, который художник согласился выполнить.
После этого картины приобрел меценат Август Ледерер. В 30-е годы двадцатого
века нацистские власти национализировали ледереровскую коллекцию работ
Климта. В конце войны эти работы перевезли во дворец Иммерхоф, но в 1945
году в эту местность вошли союзнические силы, и отступающие войска СС
подожгли замок. Картины погибли. Все, что сегодня имеется-это разрозненные
предварительные наброски, черно-белые снимки трех картин плохого качества
и одна цветная фотография Гигеи из «Медицины». Ее сверкающие золотые и
красные краски дают представление о том, сколь мощно выглядели эти три
утраченных произведения искусства. Картиной «Обнаженная истина» (1899)
Климт продолжил вызов общественности. Обнаженная рыжая женщина держит
зеркало истины, над которым помещена цитата из Шиллера: «Если ты не можешь
твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим.
Нравиться многим-зло». В 1902 году Климт завершил Бетховенский фриз для
14-й выставки сецессиона. Фриз представлял собой часть памятника композитору
и содержал также монументальную раскрашенную скульптуру работы Макса Клингера.
Фриз предназначался только для выставки и был выполнен непосредственно
на стене нестойкими материалами. После выставки фриз был сохранен, хотя
и не выставлялся больше до 1986 года. «Золотой период» творчества Климта
отмечен позитивной реакцией критики и является самым успешным для художника.
Название периода происходит от позолоты, использованной во многих работах
художника, начиная с «Дворца Афины» (1898) и «Юдифи» (1901), но наиболее
известной его работой этого периода является «Поцелуй» (1907-08). Золотой
фон и символика, близкая византийской, восходят к мозаикам Венеции и Равенны,
увиденным Климтом во время путешествия по Италии. В это же время он увлекся
декоративным искусством в стиле ар-нуво. В 1904 году он с группой художников
получил заказ на отделку дворца Стокле, принадлежавшего бельгийскому промышленнику
Адольфу Стокле и ставшему одним из известнейших памятников ар-нуво. Климту
принадлежат детали украшений столовой, которые он сам относил к своим
лучшим декоративным произведениям. Между 1907 и 1909 годами Климт выполнил
пять портретов женщин, одетых в меха. Климт вел довольно простой образ
жизни, работал в собственном доме, посвящал все время живописи и семье,
и не состоял в дружеских отношениях с другими художниками. Он был достаточно
знаменит для того, чтобы получать много частных заказов, и имел возможности
выбирать из них то, что было ему интересно. Как и Роден, Климт использовал
мифологию и аллегорию для маскировки своей глубоко эротической натуры,
и его рисунки часто выдают чисто сексуальный интерес к женщинам. Как правило,
его модели соглашались позировать в любых сколь угодно эротических положениях.
Многие из них были проститутками. Климт очень мало писал о своем видении
искусства или своих методах. Он не вел дневника и посылал Флеге открытки.
Густав Климт никогда не был женат, но у него были многочисленные романы.
Ему приписывают от трех до сорока внебрачных детей. По мнению биографов,
в его наиболее длительных и близких отношениях с женщинами секс, возможно,
вообще отсутствовал. Климт познакомился с Эмилией Флеге в начале 90-х
годов девятнадцатого века, когда ее сестра Хелен вышла замуж за Эрнста,
брата художника. После смерти Эрнста Хелен вернулась в родительский дом
вместе с дочкой, опекуном которой был назначен Густав. В 1904 году три
сестры Флеге основали дом моды и стали ведущими венскими кутюрье. Адаптируя
парижскую моду к местным вкусам и создавая собственные модели, сестры
одевали самых элегантных и богатых женщин Австрии. Климт внес свой вклад
в модели Флеге и помог декорировать зал для демонстраций. Постепенно Эмилия
и Густав стали неразлучны-по крайней мере, в делах. Многие биографы и
эксперты сомневаются в том, что у них был роман. Эмилия гордилась своей
современностью, в личной жизни никто ей был не указ, и Климт, вероятно,
относился к ней как к равной ему личности. Они были настолько близки,
что последними словами сраженного инсультом Климта были: «Пошлите за Эмилией».
В 1911 году картина Климта «Жизнь и смерть» получила приз на Всемирной
выставке в Риме. В 1915 году умерла его мать. 6 февраля 1918 года Густав
Климт умер в Вене от пневмонии, перенеся перед этим инсульт. Он был похоронен
на Хитцингском кладбище в Вене. Множество картин остались незаконченными.
В качестве объектов изображения Климт предпочитал женщин. Если в его картине
оказывался мужчина, то его лицо обычно скрыто или спрятано. Так, например,
в «Поцелуе», самой прославленной работе художника, мужчина склонился над
женщиной, и его лицо повернуто прочь от зрителя, когда он прижимается
губами к ее щеке. Женщина, наклонив голову под неестественно прямым углом,
кажется, теряет сознание в его объятиях. Обе фигуры, одетые в золото,
стоят на коленях среди цветов. Многие современные критики критикуют манеру
Климта изображать женщин как пассивный объект мужского желания. Они отмечают,
что мужчина в «Поцелуе» доминирует над женщиной, вынужденной жаться к
нему в поисках опоры. С 1910 года Климт начал отходить от перегруженного
декоративностью стиля. На портрете Адели Блох-Бауэр, написанном в 1912
году, экстравагантного золота уже нет. Теперь Климту важнее цвет: облаченная
в белое Адель изображена на фоне синих, зеленых и розовых цветовых пятен.
Но Климту не хватило времени выработать новый стиль-разразилась Первая
мировая война, а 6 февраля 1918 года он умер. На международном кинофестивале
в Москве картина номинировалась на Гран-при, а получила специальный приз.