В Нью-Йорке погибает брат известного нацистского преступника, которого
загадочным образом сбивает машина. Вскоре члены секретной правительственной
шпионской организации начинают один за другим исчезать. Когда брат одного
из погибших агентов, студент университета, увлекающийся марафоном, по
прозвищу Малыш, становится свидетелем этого убийства, он решает заняться
собственным расследованием. Вскоре оно выводит его на знаменитого нацистского
преступника, «Белого ангела» концлагеря Аушвица, дантиста Желля. Постепенно
Малыш выясняет, что Желль тайком пробрался в США, чтобы вывезти из страны
хранящиеся в сейфе банка со времен Второй мировой войны бриллианты. Но
и доктор Желль понимает, что ему нужно торопиться, пока на его след не
вышли агенты спецслужб, в результате чего решает использовать в операции
самого Малыша…
Сцена издевательств над Дастином Хоффманом снималась рано утром, и актер
так плохо выглядел внешне, потому что Хоффман в это время разводился со
своей первой женой и двое суток перед съемками не спал и находился в депрессии.
Интересно, что эту сцену значительно сократили, так как зрителям на тестовых
просмотрах во время нее делалось плохо. Лоуренс Оливье очень боялся действительно
не сделать больно Хоффману во время этой сцены и постоянно интересовался
его самочувствием. Сценарист фильма Уилльям Голдман был очень зол на Хоффмана,
который убедил Джона Шлезингера изменить концовку его книги. Персонаж
доктора Желля списан с реального доктора Йозефа Менгеле, заправлявшего
в концлагере Аушвица и во время выхода этой картины на экран, до сих пор
жившего где-то в убежище в Южной Америке. Два года спустя Лоуренс Оливье
снялся в картине «Мальчики
из Бразилии» (1978), которая также рассказывает о Менгеле, в роли
которого снялся Грегори Пек.
Хотя Хоффману не очень понравился роман Голдмана, он согласился на роль
Малыша, так как хотел вновь поработать с Джоном Шлезингером, у которого
снимался в фильме «Полуночный ковбой»
(1969) и, услышав, что ролью заинтересовался Аль Пачино, решил не уступить
ему эту роль. Дастин Хоффман похудел для этой роли на семь килограммов,
пробегая каждый день по 6, 5 километров. На роль доктора Желля претендовали
режиссер Джордж Кукор и актер Жан-Пьер Омон. Джон Шлезингер хотел видеть
в главных ролях Аль Пачино, Джулию
Кристи и Лоуренса Оливье. Но продюсер Роберт Эванс не захотел приглашать
Аль Пачино, невзлюбившего его за низкий рост еще с фильма «Крестный отец»
(1972). Интересно, что приглашенный Хоффман был еще ниже, чем Аль Пачино.
Джулия Кристи также отказалась от роли, в результате чего Шлезингер получил
лишь одного Оливье. В середине 70-х годов Лоуренс Оливье боролся с раком,
поэтому его нельзя было застраховать на время съемок. Продюсер Роберт
Эванс сумел встретиться с главой английского парламента, чтобы тот убедил
страховое общество «Lloyds of London» застраховать величайшего английского
актера. Это удалось сделать, и Оливье начал сниматься. К моменту окончания
съемок Лоуренс победил рак и прожил еще 13 лет. Дастин Хоффман играет
студента, хотя в момент съемок ему было 38 лет. Лоуренс Оливье номинировался
на «Оскар» как лучший актер второго плана. Английская киноакадемия номинировала
картину на свой приз «BAFTA» за лучший монтаж и актера (Хоффман, также
за роль в картине «Вся
президентская рать», 1976). Фильм получил «Золотой глобус» за лучшего
актера второго плана (Оливье), а номинировался за лучшую режиссуру, сценарий,
актера (Хоффман) и актрису второго плана (Марта Келлер). Итальянская киноакадемия
вручила Дастину Хоффману свой приз «Давид Ди Донателло» как лучшему иностранному
актеру (наряду со Сильвестром Сталлоне за роль в картине «Рокки», 1976),
а также признала фильм лучшей иностранной лентой года. В прокате США картина
собрала 22 миллиона долларов.